Пилотный фестиваль «Казылык», посвященный теме колбасных изделий, пройдет в казанском агропромпарке

КОЛБАСНЫЙ ОКТОБЕРФЕСТ В КАЗАНИ

Фестивалем-конкурсом «Национальная торговая марка» намеревается полномасштабно заявить о себе 10 октября одноименное ГУП. Пилотный «колбасный октоберферст» анонсировал на вчерашней пресс-конференции гендиректор ГУП «Национальная торговая марка РТ», а в прошлом влиятельный депутат парламента республики Илсур Сафиуллин.

Созданное чуть менее года назад ГУП «Национальная торговая марка РТ» (НТМ) организует пилотный фестиваль «Казылык», посвященный, разумеется, теме колбасных изделий. Пройдет он в казанском агропромпарке. Жюри, в которое, к слову, войдет знаменитая татарская певица Венера Ганеева, проведет отбор лучшей сельхозпродукции. При этом речь не идет только лишь о татарстанских производителях: на данный момент на конкурс уже подано более 50 заявок от производителей колбас со всей России. Сафиуллин выразил надежду, что фестиваль станет ежегодным и в будущем будет посвящен, например, молочной продукции («Каймак» — «Сметана»), выпечке и так далее.

«В мире есть такие фестивали, как Октоберфест — праздник пива в Германии. Есть праздник молодого вина Божоле, есть праздник сыра, в Испании есть праздник помидоров, — провел параллель Сафиуллин. — Эти фестивали становятся одной из традиций быта людей, через них мы показываем свое производство и свою культуру».

«Колбасный октоберфест», как его тут же окрестили журналисты, станет своего рода градусником по измерению готовности татарстанских производителей войти в потенциально очень громкий проект по созданию татарстанских национальных брендов.

СОВЕСТЛИВЫЙ, ЧЕСТНЫЙ, ЩЕДРЫЙ, СВОЙ...?

Напомним, именно с этой целью 5 декабря 2014 года было создано ГУП «Национальная торговая марка Республики Татарстан». Учредителем компании (100%) стало минземимущество РТ. По данным системы «Контур-Фокус», компания зарегистрирована в Казани на улице Федосеевской, 36. К слову, этот адрес находится в черном списке адресов с массовой регистрацией — видимо, составителям невдомек, что тут штаб-квартира минсельхозпрода РТ... Уставный капитал ГУПа — 20 млн. рублей.

«Была поставлена цель — продвижение товаров, произведенных в Республике Татарстан, на рынки России и за пределы России, была поставлена задача создать единый (татарстанский прим. ред.) бренд», — пояснил Сафиуллин. На данный момент поданы документы на регистрацию пяти национальных торговых марок (ТМ): «Национальная торговая марка», «Свой продукт», «Честный продукт», «Юмарт» («Щедрый»), «Намус» («Совестливый»). Правообладателем ТМ станет ГУП, с сельхозпредприятиями же будет заключено соглашение об их использовании.

Журналистов интересовало, какой смысл заложен в названиях ТМ. «Многие говорят: «Нас обманывают, то пальмовое масло кладут, то еще что-то, а честный продукт означает: то, что написано, то и должно соответствовать». Это честно. Как еще обозначить это?» — поинтересовался в ответ Сафиуллин.

Он не стал скрывать, что по мере обкатки торговых марок какая-то может, что называется, «не пойти», тогда от нее могут отказаться. Сейчас ТМ проходят регистрацию в федеральном агентстве по интеллектуальной собственности, она находится на завершающей стадии. Сафиуллин отметил, что на 90% уже уверен в удачном исходе дела.

«Колбасный октоберфест» станет своего рода градусником по измерению готовности татарстанских производителей войти в проект по созданию татарстанских национальных брендов

«ЭТО БУДЕТ БРЕНД ПОКУПАТЕЛЯ!»

Как ожидают в НТМ, первые продукты под новыми торговыми марками придут на прилавки к концу года. Отвечая на вопросы «БИЗНЕС Online», Сафиуллин пояснил, что право наклеить на свою продукцию логотип одной из пяти национальных торговых марок смогут товаропроизводители, прошедшие добровольную сертификацию. Точную стоимость входа в систему НТМ гендиректор назвать не смог, но отметил, что она будет складываться из стоимости анализа продукции в аккредитованных лабораториях. На вопрос «БИЗНЕС Online» о том, не отпугнет ли высокая стоимость «входного билета» мелких товаропроизводителей, ради которых, собственно, все и затевалось, Сафиуллин заверил, что по возможности будет учитываться их платежеспособность . «В Москве добровольная сертификация стоит 150 тысяч, у нас будет дешевле», — успокоил он.

В дальнейшем НТМ будет вести контроль за качеством продукции под своими марками. Грубо говоря, регулярно будут проводиться контрольные закупки продукции, не прошедшие проверку товары будут лишаться национальных логотипов. «Это будет бренд покупателя! Наш покупатель говорит, что я выбрал эту продукцию и буду ее потреблять, — заявил Сафиуллин, — Мы будем ежемесячно выборочно контролировать эту продукцию. И если она не соответствует заявленным стандартам, тогда мы снимаем наш лейбл и об этом сообщаем населению».

Что же даст НТМ производителям колбасы, молока, масла и так далее? Как считает Сафиуллин, только объединив усилия, товаропроизводители смогут перебороть, мягко говоря, нежелание торговых сетей видеть на прилавках своих магазинов татарстанскую продукцию. Проблема это наболевшая. Не стесняясь в выражениях, с критикой в адрес сетевиков не раз выступал министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов. «Нам никогда с торговыми сетями за прошедшие годы язык общий находить не удавалось. В лучшем случае при встрече они соглашаются, а на деле ничего не делают. Они к нам пришли не за продукцией! Они к нам пришли за покупателями, за деньгами. Не в нас их интерес, а в большом покупательском рубле татарстанского покупателя. Я не знаю, когда мы найдем с ними общий язык, для этого надо переписать весь закон «О торговле». К сожалению, татарстанские сети не сильно отличаются — они учатся друг у друга», — грозно бичевал торговые сети Ахметов на недавнем брифинге в кабмине РТ.

САМЫЙ БОГАТЫЙ ДЕПУТАТ

Видимо, именно в Сафиуллине как в опытном политике власти республики разглядели талант переговорщика, который сможет подобрать ключик к загадочной душе продуктовых ретейлеров.

Здесь стоит вспомнить, кто такой Сафиуллин. Свой трудовой путь он начал преподавателем Лениногорского нефтяного техникума, затем был главным инженером фотофабрики в Нефтекамске, мастером ПО «КАМАЗ», инженером, а после начальником лаборатории ПО «ЕлАЗ». Далее карьера пошла в гору — директор Нижнекамского фондового центра Татарской АССР, замначальника по экономике государственной инспекции энергонадзора, замглавы администрации Елабуги по экономике Татарской АССР (до 2000 года). С 1999 года до 2014 он был депутатом трех созывов Госсовета РТ, а в 2004 - 2009 годах возглавлял там ключевой бюдженый комитет. В своем парламентском прошлом Сафиуллин был известен как один из самых обеспеченных депутатов. По итогам 2012 года он стал самым богатым в Госсовете — совокупный семейный доход Сафиуллиных составил тогда 27,1 млн. рублей. По итогам 2013 года доход семьи составил без малого 10 млн. рублей. Впрочем, в те годы не было обязанности декларировать свои доходы у депутатов, приходящих в Госсовет лишь на сессии и комитеты. А именно эти народные избранники, работающие на непостоянной основе, по итогам прошлого года взяли первые места в соревнованиях по состоятельности.

По данным системы «Контур-Фокус», Сафиуллин является соучредителем ОАО «Удмуртские магистральные сети», занимающегося передачей электроэнергии. Правда, его вклад невелик — чуть менее 1 млн. рублей. В прошлом участие Сафиуллина в энергетику соседней Удмуртии было более весомым — он являлся соучредителем ОАО «Удмуртская территориальная генерирующая компания» и ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания».

35163.jpg
В своем парламентском прошлом Ильсур Сафиуллин был известен как один из самых обеспеченных депутатов

УЧАСТЬ «КРАСНОГО ВОСТОКА» И «ВАМИНА» НАЦМАРКАМ НЕ СТРАШНА?

Сафиуллин уже начал свою дипломатическую миссию в отношении ретейлеров с тех, что представлены в Татарстане: «Ашан», «Магнит», «Пятерочка»...

«Они готовы были принять продукцию наших сельхозпроизводителей, но в связи с тем, что объемы у них не очень большие , ретейлерами было высказано предложение создать товарные группы», — рассказал о результате этих встреч Сафиуллин. Также одним из важных условий сетевиков стало соответствие высоким требованиям по качеству продукции. Наши производители еще не совсем дотягивают до этих стандартов, признал он. Для объединения усилий в республике уже начали создаваться производственные кооперативы. К примеру, кооператив «Мал» вобрал в себя производителей мясной продукции, «Усенте» — овощей. Также в стадии создания кооператив производителей разнообразной сельхозпродукции из Актанышского и Мензелинского районов — «Живое село». НТМ входит в эти кооперативы как равноправный пайщик. По словам Сафиуллина, помимо рекламной поддержки и продвижения продукции на полки торговых сетей НТМ как пайщик займется также созданием кредитных кооперативов — своего рода касс взаимопомощи. Это поможет сельхозпроизводителям получить доступ к источнику недорогих заемных средств.

На вопрос журналистов, не постигнет ли НТМ судьба популярных в прошлом татарстанских брендов вроде «Красного востока» или «Вамина», Сафиуллин пояснил, что принципиально не стремится к созданию вертикально интегрированной компании, которая, несмотря на свою видимую мощность, бывает весьма неустойчива. «Мы выстраиваем не вертикально интегрированную компанию, а горизонтально... То есть когда производители работают под нашим брендом, каждый из них сохраняет свою юридическую, экономическую самостоятельность», — заверил Сафиуллин. В качестве мирового примера кооперации он привел финскую компанию Valio, которая объединяет 8 тыс. производителей молочной продукции.

«ГЛАВНОЕ — «МОЗГИ» ДЛЯ СОЗДАНИЯ УПАКОВКИ. ИНАЧЕ НИКАКАЯ МАРКА НЕ СПАСЕТ»

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов оценить перспектиры национальных торговых марок, будут ли они пользоваться спросом у покупателей и смогут ли пробить брешь в обороне торговых сетей.

Олег Власов — генеральный директор агропромышленного парка «Казань»:

— Если это направление хоть как-то поможет сельхозпроизводителю, то я буду очень рад. Затрудняюсь оценить такую форму кооперации, потому что пока не вижу результатов этой деятельности в других регионах и в Татарстане. Формирование бренда будет проходить непросто. В ближайшее время мы планируем открыть мясопереработку, и я понимаю, что потребуется немало времени, чтобы раскрутить тот или иной мясопродукт. На первом этапе это будет не так быстро. Любой бренд, который правильно построен, будет пользоваться спросом у покупателей, но одна партия бракованной продукции — и все доверие теряется. Вполне возможно развитие на базе агропромпарка и логистического центра. Мы сейчас создаем оптовое направление, которое соединит производителя и продавца малых партий, это позволит сельхозпроизводителям выйти на небольшие распределительные центры, сетевые компании.

Наталья Хамидуллина — директор рекламного агентства «Концепто»:

— Здесь вопрос не в эффективности брендов, а в логистике. Я готова покупать продукцию татарстанских сельхозпроизводителей, например, в агропромпарке «Казань», но там все происходит полубеременно. Когда городской житель приезжает в агропарк в четыре часа, то фермеры уже уезжают домой, потому что им надо корову доить. Эта коммуникация от производителя до казанского потребителя уже не работает, она провалилась. Создав торговые марки, вероятность того, что продукция найдет своего потребителя, значительно увеличивается. ГУПу я бы посоветовала административным ресурсом войти во все торговые сети. Самое главное, чтобы у холдинга были мозги для создания хорошей упаковки, для захода в крупные сети. Без этого никакая рекламная кампания ничего и никого не спасет.

«ЕСЛИ ГУП БУДЕТ БРАТЬ ЗА УСЛУГИ НЕПОДЪЕМНЫЕ ДЛЯ ФЕРМЕРОВ ДЕНЬГИ — ЭТО ОЧЕНЬ ПЛОХО»

Ирек Хамадишин — фермер:

— Я думаю, эта идея очень хорошая, вообще отличная. А ее успех зависит от качества будущей работы. В кооперативном движении под этими брендами хотят объединить всех товаропроизводителей республики. Но чтобы эту идею воплотить в жизнь, нужно очень много работать и поднять самосознание предпринимателей, фермеров, чтобы они захотели зайти под эту марку, объединиться в кооперативы. Нужны всякие образовательные мероприятия, одной рекламы будет мало. Ведь люди просто так не захотят зайти, им надо объяснить суть. Им нужно в каждом районе создавать свои ячейки и очень сильно работать. Но при этом им не надо противопоставлять себя другим организациям — той же ассоциации фермеров РТ, например. А они с ней соперничают, как я понял. Авторитет-то надо завоевать...

Чтобы сделать новые бренды популярными, нужно побольше работать, больше продавать под этими марками. Чем больше будет оборотов, тем больше будет у них авторитет. Идея-то хорошая. Это не они придумали, это на Западе, везде в цивилизованных странах так делается. Что нам сейчас мешает продавать местную продукцию? У нас пока не создана инфраструктура хранения, охлаждения, переработки, перевозки продукции. А для ее создания нужен кооператив, объединенные усилия. Если вся эта инфраструктура заработает, то и продвижение брендов будет успешным. А то мы создали карманный агропромпарк, а он не работает. Его, я думаю, надо передать этому ГУП «Национальная торговая марка».

Мария Горшунова — гендиректор производственно-коммерческой фирмы «Майдан»:

— Если вы говорите, что заявку на патенты подает зарегистрированное унитарное предприятие, то оно ведь не просто регистрирует марки, оно должно продвигать их. Оно за свои деньги — хоть бюджетные, хоть коммерческие — заработанные самостоятельно, должно делать их известными и так далее. Тогда фермеру, который не имеет возможности затрачивать свои средства на продвижение своего продукта, будет очень выгодно работать под этими марками. Все будет зависеть от того, как это ГУП будет тратить деньги на продвижение продукта. Но если это унитарное предприятие будет брать за свои услуги неподъемные для фермеров деньги, то это очень плохо. А может оказаться и так, что у фермера не будет возможности продавать самому, а такое можно сделать путем неких манипуляций со стороны этого предприятия. Тогда это вред. А если это ГУП будет работать на нашего товаропроизводителя, делать ему хорошие предложения, то это будет очень хорошо. Цена вопроса — цена их услуг и грамотность менеджмента.

Ильнур Мадьяров — генеральный директор агрофирмы «Залесный»:

— Продажа под этими марками позволит знать потребителям о том, что это местный экологически чистый продукт. В планах увеличение производства. Сомнений в том, что продукция будет популярной под единым брендом, у меня нет. Вопрос в преодолении препятствий торговых сетей, которые, я думаю, удастся преодолеть.

Фарид Хайрутдинов — гендиректор ООО «Фермерское хозяйство «Рамаевское»:

— Чем мне поможет торговая марка? Пока ничем. Идея задумана очень верно, потому что это поможет сельхозпроизводителям увеличить свои продажи, мощность. Пока серьезной работы в этом направлении я не вижу, работаю как работаю, живу как живу. Сейчас КФХ много, и когда компания выходит на рынок, она просто вольется в создаваемую торговую марку. Тогда фермеру не нужно будет оформлять кучу формальных бумажек. Тут может идти речь о торговом доме, который избавит фермеров от бюрократии, поможет оптимизировать расходы на логистику. Каждый сейчас доставляет продукцию самостоятельно. Вот у меня машина пятитонная, а я везу в ней 500 килограммов! Без логистического центра будет сложно, стоит тогда строить и цех переработки, чтобы говорить о едином подходе к качеству товаров, выпускаемых под единой маркой.