В знакомом каждому казанцу семиэтажном здании площадью 12 тыс. кв. метров сегодня располагаются, только по данным «2ГИС», 56 организаций
В знакомом каждому казанцу семиэтажном здании площадью 12 тыс. кв. м сегодня располагаются, только по данным 2ГИС, 56 организаций

ДОМ БЫТА МОЖЕТ ЗАКРЫТЬСЯ?

Эксплуатацию знакомого каждому казанцу Дома быта, расположенного напротив железнодорожного вокзала, требует прекратить прокуратура Вахитовского района. В семиэтажном здании 1974 года постройки площадью 12 тыс. кв. м сегодня располагаются, только по данным 2ГИС, 56 организаций. В том числе театр моды «Ильдан-Лик», магазины «Пятерочка» и «Магнит», хостел «Отель Экспресс», кафе «Сулейман» и т. д. Все они сейчас — под угрозой закрытия: весной, после трагедии в ТЦ «Адмирал», сюда, как и во многие другие подобные объекты, наведались «синие мундиры» совместно с представителями отдела надзорной деятельности (ОНД) МЧС. В итоге в Вахитовский райсуд поступил иск в интересах неопределенного круга лиц о запрете эксплуатации здания из-за нарушений пожарной безопасности. К рассмотрению дела судья Илья Сычев приступил в мае, но заседания постоянно откладывались.

Дело в том, что изначально иск был подан только к одной организации — ООО «Центр технической эксплуатации». Однако в ходе процесса, который длится почти полгода, к делу в качестве ответчиков привлекли более 30 собственников здания. По словам помощника прокурора Вахитовского района Линара Валитова, судья откладывал процесс, чтобы соблюсти право всех участников процесса на защиту. «Иск предъявлялся только к одной организации, так как по договорам она осуществляет управление этими помещениями. И основная часть здания находилась под управлением этой компании. Учитывая, что там было большое количество нарушений и нужно было срочно принимать меры, мы направили иск и уже в ходе процесса уточняли исковые требования», — объяснил Валитов.

Накануне дело, наконец, рассматривалось по существу. Представителей собственников собралось порядка 20 человек — в зал даже занесли дополнительные лавки из коридора, но некоторым ответчикам все равно пришлось стоять.

Согласно акту проверки, которую прокуратура и сотрудники МЧС провели 7 сентября, собственникам предъявили 47 нарушений пожарной безопасности
Согласно акту проверки, которую прокуратура и сотрудники МЧС провели 7 сентября, собственникам предъявили 47 нарушений пожарной безопасности

47 НАРУШЕНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В распоряжении «БИЗНЕС Online» оказался акт свежей проверки здания, которую прокуратура и сотрудники МЧС провели 7 сентября. Согласно документу изначально проверяющие предъявили собственникам здания 47 нарушений пожарной безопасности. С весны, согласно акту, ответчики успели устранить 25 нарушений, но ряд серьезных претензий в силе.

Например, в здании не предусмотрена система приточной противодымной вентиляции, не восстановлен внутренний противопожарный водопровод, не восстановлена система автоматического водяного пожаротушения на первом этаже, отсутствует автоматическая пожарная сигнализация адресно-аналогового типа, не выполнена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (не ниже третьего типа). Двери шахт грузового лифта не обладают необходимым пределом огнестойкости, металлические несущие конструкции на некоторых этажах не обеспечивают необходимый предел огнестойкости... И это далеко не полный список.

На заседании ответчики в один голос уверяли, что сейчас все сделано на 90%, а нужно месяц-два, чтобы завершить процесс окончательно. Впрочем, несмотря на такие заверения ответчиков, позиция прокуратуры осталась прежней. «С момента подачи иска требования не изменились. Мы просим запретить эксплуатацию здания до устранения нарушений, указанных в акте от 7 сентября», — заявил Валитов.

93 БЕЖЕНЦА ИЗ УКРАИНЫ И ХОДАТАЙСТВО «ПЯТЕРОЧКИ»

Выступая первой, технический менеджер ООО «Центр технической эксплуатации» Ирина Магафурова рассказала, что Дом быта сейчас переживает непростые времена — все деньги собственников уходят на решение проблем пожарной безопасности, а закрытие здания никак не поможет процессу. Кроме того, по словам Магафуровой, собственники попали в неприятную ситуацию с компанией, которая взялась наладить противопожарные системы и коммуникации, но в результате перестала что-либо делать.

Ирина Магафурова рассказала, что Дом быта сейчас переживает непростые времена — все деньги собственников уходят на решение проблем пожарной безопасности
Ирина Магафурова рассказала, что Дом быта сейчас переживает непростые времена — все деньги собственников уходят на решение проблем пожарной безопасности

«На данный момент у нас системы проложены по дымоудалению, пожарной сигнализации и оповещению. Но до конца это еще не доведено в связи с тем, что пришлось менять компанию. Сейчас заключены новые договоры с компанией «Защита» по слаботочным системам и автоматике, подготовлен проект по пожарному водопроводу. Нам осталось немного, и мы просим еще месяц-два на завершение всех работ, кроме пожарного водопровода, так как его за это время вряд ли успеем сделать», — объяснила позицию ответчица.

Дополнительного времени для устранения нарушений пожарной безопасности просил каждый ответчик, выступавший перед судом. Трясущимся от волнения голосом директор ООО «Проектно-монтажный центр «АСБ» Олег Гузанов рассказал суду, что кинувшая собственников фирма «выкачала» из них порядка 800 тыс. рублей. «Все, что зависело от собственников, сделано. От них не зависят те мероприятия, которые выполняют другие организации. Они просто-напросто приходят и говорят: «О, как у вас все плохо!» Типа решили поживиться на нас... Мы и так уже переплатили 700 - 800 тысяч организациям, которые просто-напросто выкачивают из нас деньги», — посетовал Гузанов.

Собственница Лидия Никулина, занимающая швейным производством, обратила внимание суда на социальную значимость здания, в котором работает большое количество людей. «В здании находится гостиница, в которой проживают беженцы из Донецкой области — их не выгонишь на улицу!» — сказала Никулина, добавив, что все собственники прошли обучение по противопожарной безопасности и обучили своих сотрудников. «Мы приняли во внимание все, что произошло в «Адмирале», и не хотим повторения такой ситуации», — подытожила Никулина.

Ее слова дополнил директор хостела «Отель Экспресс», который сообщил, что сейчас там проживают 93 беженца с Украины, в том числе 18 детей. «Я боюсь, нам просто некуда будет выселить их. У нас все сделано, все устранено. У нас есть дымоудаление, пожарные гидранты, сигнализация. Есть «Стрелец-Мониторинг», который выводит сразу на пожарную часть на Галиаскара Камала...» — рассказал директор хостела.

Директор хостела «Отель Экспресс» сообщил, что сейчас там проживают 93 беженца с Украины, в том числе 18 детей
Директор хостела «Отель Экспресс» сообщил, что сейчас там проживают 93 беженца с Украины, в том числе 18 детей

Справедливости ради стоит отметить, что положительную динамику в устранении нарушений пожарной безопасности отметил и начальник ОНД по Вахитовскому району Казани МЧС РФ по РТ Олег Василенко. «Видно, что работы проводятся», — сказал он, отметив, что некоторые собственники действительно подошли к стадии полного исправления ситуации. Впрочем, актуальным документом на данный момент пока является акт проверки от 7 сентября.

Неизвестно, какое решение в итоге принял бы судья. К примеру, в середине сентября по схожему процессу Вахитовский райсуд постановил закрыть развлекательный комплекс на улице Мазита Гафури, в котором располагаются известные казанцам FUN24, аквапарк «Барионикс», казанский океанариум, экстрим-клуб «Дистанция» и ряд других заведений. В Верховном суде РТ корреспонденту «БИЗНЕС Online» сообщили, что собственники здания пока решение районного суда не обжаловали.

Спасло обитателей Дома быта неожиданное ходатайство об отложении процесса, которое поступило от представителя ЗАО «X5 Недвижимость» Сабины Ерулаевой. Девушка рассказала, что ее компания сдает в аренду помещения площадью почти в 1 тыс. кв. м ООО «Агроторг» — в одном из них находится магазин «Пятерочка». Однако повестка в суд пришла собственнику помещений только во вторник, в связи с чем защитница не успела ознакомиться с двумя томами материалов дела. Кроме того, по словам Ерулаевой, директор «Пятерочки» сообщил ей, что в магазине никаких проверок МЧС и прокуратуры не проводилось вообще.

В результате судья внял просьбе представителя «X5 Недвижимость» и дал ответчикам еще немного времени отдышаться до следующего заседания 26 октября.

В результате того, что у здания, что называется семь нянек, коммуникации и противопожарные системы оказались в ужасном состоянии
В результате того, что у здания, что называется, семь нянек, коммуникации и противопожарные системы оказались в ужасном состоянии

«38 СОБСТВЕННИКАМ СЛОЖНО ДОГОВОРИТЬСЯ МЕЖДУ СОБОЙ»

После процесса Магафурова сообщила корреспонденту «БИЗНЕС Online», что в работы по устранению нарушений собственники уже вложили 8 млн. рублей. Еще 2 млн. рублей нужно вложить в восстановление пожарного водопровода. По ее словам, сложности при устранении нарушений пожарной безопасности возникли по многим причинам. Во-первых, неудовлетворительное состояние здания, а во-вторых, 38 собственникам поначалу было сложно договориться между собой. «Есть такие собственники, которые сдали помещения в аренду и забыли об этом: «Меня в этом акте не поименовали, значит, я его выполнять не буду, это меня не касается».

В результате того, что у здания, что называется, семь нянек, коммуникации и противопожарные системы оказались в ужасном состоянии. «В здании было очень много проблем. Мы как эксплуатационная компания принимали все меры и выполняли мероприятия в рамках ограниченного бюджета. Это довольно сложно, потому что здание требовало капитальных вложений», — сказала технический менеджер ООО «Центр технической эксплуатации».

Перед лицом общей беды «точкой сборки» для собственников стало некоммерческое партнерство «Дом быта», в которое входят собственники помещений. Сейчас участники партнерства совместно решают стоящие перед ними проблемы, хотя раньше партнерство существовало разве что на бумаге.

О проблеме безначалия говорит и один из крупных собственников Альбина Галиева — генеральный директор ООО «Театр-моды «Ильдан-Лик»: «На мой взгляд, зданию не хватает одного хозяина. Получается, каждый кусочек себе забрал, а общее: трубы, канализация — проходит мимо. Каждый занимает достаточно большую площадь, считает себя хозяином, а в том, что касается общего дела, — пробел. Нет одного руководителя, который бы сказал: «Решено. Делаем так». Все собственники — люди бизнеса, все знают цену деньгам. Один собственник может предложить подрядную организацию, другой говорит, что знает тех, кто сделает дешевле, третий предлагает еще какой-то вариант. В итоге никого не выбирают. Мы уже и так переплатили: подрядчики приходят, уходят, оставляют что-то недоделанным. До сих пор непонятно, куда уходят деньги. Каждый собственник считает деньги. Никто не рассуждает так: «Сколько надо заплатить? Миллион рублей? Вот вам миллион!» Потому что оплата идет из личного кармана. Мы уже наняли ТСЖ, они нас организовывают. Сейчас мы дружно каждый день собираемся, думаем, что и как делать, уже понесли большие затраты».

Надо сказать, что внутри помещения Дома быта все-таки производят довольно гнетущее впечатление: интерьеры как будто застыли в прошлом, просто внутри понатыкано большое количество мелких арендаторов — магазинчики, турагенства, парикмахерские, мелкие офисы и т. д. Картинка из начала 90-х...

Дом быта был построен в 1974 году. В нем трудилось около 3-4 тысяч сотрудников «Татшвейбыта»
Дом быта был построен в 1974 году. В нем трудились около 3 - 4 тыс. сотрудников «Татшвейбыта»

«ЭТО БЫЛ ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ИЗЪЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ЧАСТНУЮ»

Пролил свет на судьбу здания от расцвета до нынешнего упадка в разговоре с «БИЗНЕС Online» экс-председатель Национального банка РТ Евгений Богачев, который в бытность министром бытового обслуживания стоял у истоков его открытия.

«Дом быта мы построили в 1974 году. «Татшвейбыт», головное предприятие, занимал большую часть этого капитального здания на 6 этажей. По республике в этом объединении работали более 10 тысяч человек, из них в новом Доме быта трудились порядка 3 - 4 тысяч. Очень много одежды шили, был огромный закройный цех, а наверху квартировался «Таттрикотаж», и они давали много продукции. Их гордостью были новейшие японские и швейцарские машины, благо уже тогда у нас было немного валюты, спасибо вертолетному заводу. Они продавали вертолеты в Индию, зарабатывали валюту, а мы у них на заводе открыли магазин со своим трикотажем и обувью высшего качества, и лучше, и дешевле импортных аналогов. Вот за счет такого сотрудничества мы получали валюту и закупали нужные нам станки. Весь мир ахал, мы свои изделия возили даже в Вену, фурор там произвели...»

С наступлением новой эпохи и переходом Богачева в Нацбанк ситуация изменилась: «Дела в нашем Доме быта стали потихоньку идти на спад, разваливаться. Трикотажное производство там еще несколько лет существовало, а потом здание забрало себе в собственность Госимущество, уставной капитал передали союзу бытовых предприятий республики, то есть это был один из путей изъятия государственной собственности в частную».

Евгений Богачев в бытность министром бытового обслуживания стоял у истоков открытия Дома быта
Евгений Богачев в бытность министром бытового обслуживания стоял у истоков открытия Дома быта

По его словам, союз возглавил в то время замминистра экономики Васим Вахитов, который ныне по рекомендации Богачева занимает пост начальника татарского республиканского управления инкассации.

«Хороший мужик, он был и главой Мензелинского района... Так здание Дома быта превратилось в частную собственность, распродававшуюся по 21 - 25 тысяч рублей за квадратный метр! Часть здания, половину первого этажа продолжал занимать театр моды «Ильдан» с демонстрационным залом на 400 - 500 мест и домом моделей, это я им передал часть здания, но два-три года назад и они продали свои площади. Кто там сейчас, даже не знаю, наплодилось в свое время там разных магазинов, может, и гостиница там есть...»

«ОНИ НАС МУЧАЮТ СО ВРЕМЕН «АДМИРАЛА»!»

Собственники здания прокомментировали «БИЗНЕС Online» резонансный процесс.

Анастасия Смирнова — директор розничного направления компании «Золотая рыбка»:

— Пожарные не то чтобы «обнаружили» нарушения пожарной безопасности, они нас проверяют со времен пожара в «Адмирале». За полгода собственники провели огромную работу, вложили большие средства на соответствие всем противопожарным требованиям. Поменяли лифты и двери, поставили системы против дыма, противопожарные сигнализации и еще много всего. О каком закрытии может идти речь, если ответственные собственники делают все, что требуется. В здании 6 этажей, находятся более 45 компаний. Что касается нашей компании, мы занимаем более 100 «квадратов». Если здание закроют, то представить страшно: переезд, трудовые, материальные затраты… Надеемся, этого не случится.

Альбина Галиева: «Сумма вложений? Исчисляется миллионами рублей... Но мы не сдаемся, театр моды жил, живет и будет жить!»
Альбина Галиева: «Сумма вложений? Исчисляется миллионами рублей... Но мы не сдаемся, театр моды жил, живет и будет жить!»

«ЭТОТ ГОД МЫ РАБОТАЕМ НА «ПОЖАРКУ»

Альбина Галиева — генеральный директор ООО «Театр-моды «Ильдан-Лик»:

— Здание на Саид-Галиева, 6 сложное, большое, с большим числом собственников, поэтому остались какие-то недочеты. Оно имеет социальное значение, у каждого собственника в нем развивается бизнес, закрытие здания приведет к тому, что им вообще никто не сможет заниматься.

Да, здание под угрозой закрытия на 60 дней, но мы надеемся, что этого не произойдет. На местах каждый собственник уже давно устранил нарушения, уже в мае, когда все только началось. А общие моменты — это, например, дымоудаление, которое запускается системно. В ближайшие две недели мы эту систему запустим.

Мы являемся собственниками помещения, занимаем половину второго этажа, у нас около 400 квадратных метров. У нас собственный вход и выход, мы почти не соприкасаемся с остальными собственниками. Именно у нашей компании нет никаких нарушений, но здание — общее, адрес Саид-Галиева, 6 — общий, поэтому отвечаем за всех.

Сумма вложений? Исчисляется миллионами рублей... Здание старое, ни одного водопроводного крана у нас не было, не было воды, которая должна работать на пожарную безопасность. Здание достаточно запущенное, нам пришлось переутверждать несколько проектов, было много бумажной волокиты. Этот год мы работаем на «пожарку», я не знаю, сколько еще мы будем вкладываться в это дело. Но мы не сдаемся, театр моды жил, живет и будет жить!

Мурат Ахмеров — генеральный директор ООО «А-Девелопмент»:

— Ряд арендаторов выкупили себе помещения в здании. Знаю, что собственники помещений настроены на устранение недостатков, они вкладываются, собирают деньги. Это здание было одним из самых заброшенных в Казани, многое было сделано за последний год: поменяли три лифта, закончили вентиляционную лестницу и так далее.

Аренда на первом этаже обойдется в этом здании примерно в 800 рублей за квадратный метр, по офисам — от 500 рублей, с современным ремонтом — от 650 рублей за «квадрат». Если говорить о продаже, цена на первом этаже — примерно 70 тысяч рублей за квадратный метр торгового помещения и не более 40 - 50 тысяч рублей за «квадрат» офисного помещения.