В Закамье может возникнуть свой крупный самостоятельный технический вуз, каким до воссоединения с КФУ был Камский политехнический институт (КамПИ). Об этом накануне обмолвилась замминистра экономики РТ Наталья Таркаева на международной конференции в Нижнекамске, приуроченной к 10-летию ТАНЕКО. Между тем государство пока ставит в приоритет рабочие профессии, и, как выяснил «БИЗНЕС Online», за 4 года для подготовки к чемпионату мира WorldSkills Татарстан из Москвы получит 4 млрд. рублей.
По словам Ильдара Яруллина, в РТ насчитывается 103 профобразовательных учреждения, в которых обучаются более 66 тыс. человек |
ПОЛОВИНА 9-КЛАССНИКОВ ВЫБИРАЕТ ТЕХНИКУМЫ И КОЛЛЕДЖИ
Выступления участников второго дня международной научно-практической конференции, приуроченной к 10-летию комплекса «ТАНЕКО», имели лишь косвенное отношение к главной теме — развитию глубокой переработки углеводородного сырья. Речь зашла о развитии системы профессионального образования и кадровой политики в Камском промышленном кластере. Выяснилось, что неэффективные учреждения профессионального образования ждет реорганизация, а вузы республики не спешат работать в одной связке с промышленными предприятиями даже за грантовые деньги.
Согласно ранее анонсированной программе, в пятницу первым должен был выступить гендиректор ТАНЕКО Леонид Алехин, однако первым слово получил начальник управления профессионального образования минобрнауки РТ Ильдар Яруллин, который начал с того, что коротко охарактеризовал профобразование в Татарстане. По его словам, на сегодня в РТ насчитывается 103 образовательных учреждения, в которых обучаются более 66 тыс. человек. При этом реализуется свыше 170 основных образовательных программ. Это самый высокий показатель в ПФО, подчеркнул Яруллин.
По представленным оратором прогнозам, кадровая потребность специалистов со средним профобразованием в республике до 2020 года составит более 82 тыс. человек. «Наша задача — в полной мере соответствовать этим потребностям качественно и количественно», — поделился представитель минобрнауки. Упомянул он и о новой технологии профориентационной работы — профессиональных пробах, которые начали внедрять еще в прошлом году. Новая технология реализуется на территории Камского промышленного кластера и наиболее активно — в Нижнекамском районе. «Комплексная работа по профориентации приносит свои плоды. С каждым годом ссузы пользуются все большим спросом у 9-классников. В этом году около половины из них выбрали для поступления колледжи и техникумы. Такая тенденция наблюдается на протяжении последних лет», — подчеркнул Яруллин.
КОНКУРС В РЕСУРСНЫЕ ЦЕНТРЫ — В СРЕДНЕМ 2,5 ЧЕЛОВЕКА НА МЕСТО
За последние полтора года на территории Камского промышленного кластера открыто пять ресурсных центров, два из них — в Нижнекамске. В связи с высокой потребностью в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена были специально увеличены контрольные цифры приема на нынешний учебный год, рассказал Яруллин. При этом конкурс при поступлении в ресурсные центры, по его словам, довольно высокий — 2,5 человека на одно бюджетное место. На оператора нефтепереработки в Нижнекамском техникуме нефтехимии и нефтепереработки — 3 человека на место. В Елабуге популярностью пользуется базовая специальность «Форд-Соллерса» «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» — также 2,5 человека на место.
В 2015 году реализуются 9 проектов по открытию ресурсных центров совместно с такими предприятиями, как «Татнефть», «Сетевая компания», «Нижнекамскшина». «Наша республика, как вы знаете, выиграла право проведения мирового чемпионата WorldSkills в 2019 году. Наша задача, чтобы в сборной России Татарстан был представлен максимально полно. На уровне РФ разрабатывается концепция распределения ответственности по подготовке сборной России среди регионов. В 2016 году будет создано 6 межрегиональных центров компетенций для подготовки к мировому чемпионату. Из средств федерального бюджета на создание центров будет выделено 4 миллиарда рублей. Каждый центр ежегодно вплоть до 2019 года будет получать по 165 миллионов рублей в год», — проинформировал Яруллин.
Он напомнил, что стратегию развития образования в Татарстане во многом определяет федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы. На ее реализацию будет выделено 112 млрд. рублей, из них 1,9 млрд. — субсидии регионам уже в следующем году. Представитель министерства образования среди задач ближайшего времени назвал также реорганизацию неэффективных учреждений профессионального образования.
Наталья Таркаева обозначила проблему, на которую в регионе жалуются практически все: Закамская зона не имеет собственного крупного вуза |
«НЕМНОЖКО ХОТЕЛА БЫ ПОКРИТИКОВАТЬ ВУЗЫ...»
Выступившая следом замминистра экономики РТ Наталья Таркаева уточнила: она, наверное, единственный представитель не сферы образования, а заказчиков. Вспомнив историю создания Камского кластера и отдав ему должное («это мощная точка развития республики и России»), представитель минэкономики сразу перешла к проблемам. «Система подготовки кадров, безусловно, является одной из главных имеющихся проблем на сегодня. Это мы видим по тем обращениям, которые поступают к нам из предприятий и кадрового комитета, созданного при коммерческом партнерстве «Камский кластер». Мы видим ряд проблем и сложностей, которые с нашей помощью — хоть мы и не профессионалы в сфере образования — можно решить», — начала анализ проблем Таркаева.
Она рассказала, что в течение последних трех лет успешно реализовывались масштабные программы целевой подготовки кадров на предприятиях, которые отвечают требованиям современных инновационных производств. В качестве примера привела ОЭЗ «Алабуга», где эти программы позволили на 82% сократить временные и финансовые затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой специалистов под уникальные потребности каждого из заводов. А там, между прочим, работают 47 резидентов, напомнила Таркаева.
По ее словам, за 2013 - 2014 годы в Камском кластере было подготовлено и переподготовлено в общей сложности порядка 3 тыс. специалистов. Были организованы зарубежные стажировки специалистов нефтехимических и машиностроительных предприятий в Бельгии, Южной Корее, Сингапуре, Германии, Китае и Гонконге. Естественно, стажировки не носили массовый характер, уточнила представитель минэкономики: «Отправляли руководящий состав, чтобы они могли увидеть и понять, что делают вузы и что делают предприятия в тех зарубежных странах, где есть аналогичное кластерное образование».
А после этого Таркаева перешла к критике вузов. Дабы смягчить горькую пилюлю, уточнила: «Немножко хотела бы покритиковать вузы, если, конечно, у меня есть такое право. К сожалению, мы пока не очень видим ориентацию вузов на предприятия. В этом году мы предложили каждому из трех крупнейших вузов — КФУ, КАИ и КХТИ — сделать совместные с предприятиями Камского кластера программы. Причем выделили на это достаточно большие деньги. Вузы с большим энтузиазмом восприняли эту работу, мы собрали большое совещание, разошлись. Через месяц к нам вернулись представители учебных заведений и сказали: «Мы сходили на предприятия, им не понравились те программы, которые у нас есть». И все на этом...»
Таркаева подчеркнула, что на самом деле в тот момент ждала от вузов более активной работы с предприятиями, что вузы приедут на предприятия и спросят, что, собственно, им надо? Тем более если учесть, что заказчиками профессионального образования являются предприятия. «Мы ждали, что вузы скорректируют свои программы с точки зрения необходимостей и потребностей предприятий. К сожалению, сработало только в химико-технологическом университете. Это был единственный вуз, который действительно приехал на «Нижнекамскнефтехим» как к пилотному проекту, посмотрел, уточнил, выяснил. И там, по-моему, порядка 350 сотрудников обучили именно тому, чего хотело предприятие. Да, пришлось, к сожалению, программу скорректировать, так она у нас до конца и не получилась. Вузы на нас сильно обиделись за то, что мы не дали им денег. С другой стороны, они не сделали то, что было нужно нам. Даже не столько нам, поскольку мы экономическое учреждение, а то, что нужно было предприятиям», — уточнила ответственный сотрудник минэкономики РТ.
Она обозначила еще одну проблему, на которую в регионе жалуются практически все: Закамская зона не имеет собственного крупного вуза. «Мы сейчас с министерством образования проводим серьезную работу, пишем проект постановления РФ по развитию Закамской зоны, куда вносим свои предложения, в том числе и по развитию системы образования в Камском кластере», — поделилась она. По ее мнению, создать новый вуз будет не так просто. Во-первых, как сказала Таркаева, это поперек тенденции, которая сейчас идет в масштабах минобразования России. Во-вторых, это достаточно долгие сроки и результаты, которые «мы увидим нескоро». Поэтому сейчас разрабатывается вопрос создания некоего сетевого университета в Закамской зоне. «Это достаточно новая система, — сказала Таркаева. — Думаем, что в ближайшем будущем у нас будут первые результаты и мы сможем поделиться с вами теми наработками, которые у нас в этом направлении получились».
Татьяна Куприянова: «Недостаточная информированность о рынке труда и зарплате на промышленных предприятиях города формирует противоречивые, ничем не подкрепленные ожидания выпускников» (фото: elitat.ru) |
ПОДАВЛЯЮЩЕЕ ЧИСЛО ВЫПУСКНИКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ НЕ ГОТОВО К РЕАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
Выступление директора Нижнекамского техникума нефтехимии и нефтепереработки Татьяны Куприяновой было включено в программу конференции неслучайно. Этот ресурсный центр неоднократно упоминался в выступлениях предыдущих докладчиков как один из лучших. Техникум получил статус ресурсного центра в 2014 году. Только капремонт здания обошелся в 50 млн. рублей, еще 30 млн. рублей на оснащение центра выделила республика. Скинулись также ТАНЕКО и «Нижнекамскнефтехим» — по 6 млн. рублей каждый.
Ресурсный центр готовит специалистов для ТАНЕКО, «Нижнекамскнефтехима» и ТАИФ-НК. Сейчас здесь обучаются, по словам директора, около 1200 человек. «Государством, ресурсным центром, муниципалитетом, предприятиями создаются комфортные условия, но что же мы имеем на выходе?» — задалась вопросом Куприянова и остановилась на проблеме трудоустройства выпускников, точнее, на несоответствии между их ожиданиями и реалиями. О том, что такое несоответствие существует, говорят результаты опроса, проведенного в апреле нынешнего года. В нем приняли участие 387 выпускников базовых учебных заведений Нижнекамска, в том числе 62 — из техникума нефтехимии и нефтепереработки.
Результаты анкетирования показали, что к выбору той или иной специальности учащихся подталкивают различные факторы. Так, для аппаратчиков-операторов основным фактором является зарплата. Для машинистов важен спрос специалистов на рынке труда. Для слесарей КИПиА доминирующей является возможность легко учиться. По-разному выпускники разных специальностей представляют себе размер зарплаты. Машинисты согласны поначалу получать 15 - 25 тыс. рублей в месяц, а вот, к примеру, аппаратчики, которые планируют устроиться на работу на ТАНЕКО, — больше 40 тыс. рублей.
«Недостаточная информированность о рынке труда и зарплате на промышленных предприятиях города формирует противоречивые, ничем не подкрепленные ожидания выпускников», — считает Куприянова. Кстати, более 60% респондентов готовы переехать в другой город при наличии работы с лучшими условиями. 70% выпускников техникума нефтехимии и нефтепереработки надеются при трудоустройстве получить должность специалиста, обучаясь при этом на рабочие профессии. И лишь треть выпускников (по большей части машинисты) выразили желание устроиться рабочими.
«В итоге получается, что сегодня подавляющее большинство выпускников, ожидая получить после окончания техникума высокооплачиваемую работу специалиста, психологически не готово к реальной ситуации, — констатировала Куприянова. — При трудоустройстве новоиспеченные выпускники хотят получить сразу все...»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.