В среду в Москве премьер-министр Владимир Путин и президент Татарстана Минтимер Шаймиев, подводя итоги кризисного года, обменялись мнениями о развитии кризиса. Шаймиев отметил, что ожидал худшего развития событий в экономике республики. "Насколько ваши ожидания по кризису совпали с экономическими реалиями сегодняшнего дня?" - с таким вопросом газета  "БИЗНЕС Online" обратилась к представителям делового сообщества республики.

Мунир Гафиятуллин - генеральный директор ОАО "Спорткульт-автотовары "Скат":

- Честно говоря, мои ожидания по кризису год назад были гораздо хуже. Сейчас я понимаю, что дела не так уж и плохи. Розничные продажи, конечно, сократились из-за того, что у людей не стало возможности получать кредиты. Если в прошлом году люди брали кредиты на скутеры, лодки, тренажеры, дорогие горные лыжи, то в этом году этот рынок просел на 30%. Думаю, что если бы ставки снизили, то потребительский рынок оживился уже сейчас, при ставке 20-25% произошел бы резкий скачек продаж. Во всем мире для бизнеса снижают ставки, а наши банки их упорно держат.

Возвращаясь к собственному бизнесу, могу сказать, что помимо торговли мы зарабатываем за счет аренды и строительного бизнеса. Поэтому, даже несмотря на просевшую торговлю, у нас есть и другие источники денежных доходов. За счет этого и выживаем.

Венера Иванова - председатель правления ЗАО ГКБ "Автоградбанк":

– В начале года нас все пугали второй волной кризиса. Её предвещали на август-сентябрь и вся банковская система ждала этой второй волны с большим напряжением. Сегодня мы видим, что экономика, во всяком случае, уже дальше не падает и есть некие признаки стабилизации. Если будет какое-то движение вперед, банковская система пойдет следом.

Что касается сегодняшнего состояния нашего банка, то я бы пока не торопилась сравнивать цифры с прошлогодними. Удар кризиса пришелся на октябрь 2008 года. Поскольку многие знают нас как ипотечный банк, то если взять ситуацию на ипотечном рынке, в конце прошлого года и начале текущего ситуация была намного хуже, чем сейчас. Сегодня в кризис народ научился минимизировать свои расходы и начал активнее платить по кредитам. Если раньше задерживали платежи на неделю, два и даже на месяц, сейчас таких людей становится все меньше и меньше. В любом случае в будущее надо смотреть с оптимизмом.

Дилюс Шавалиев - генеральный директор инвестиционной компании "Капитал Менеджмент":

- Я изначально спокойно относился к кризису и не думал о плохом, когда народ пел о девальвации. Мы знали, что повторения 1998 года и девальвации в 2-3 раза не будет. Природа кризиса такова, что он базируется на том, что в головах людей, на потребительских настроениях. Народ ждет кризиса, зажимается, начинает экономить, производство падает, начинаются увольнения и таким снежным комом все катится. Это волна психоза. Осенью опять ждали вторую волну, а ей пока и не пахнет. Сейчас люди устали, и мне кажется, что сейчас мы постепенно выходим из кризиса.

Няркясь Монасыпова – директор казанского филиала  ОАО "Альфа-Страхование":

- Мы ожидали гораздо худшего развития событий. Конечно, есть срывы в страховании и платежеспособность людей упала, но критичной ситуация все-таки не стала.

Ситуация остается сложной, но мы стараемся держаться на плаву. Могу сказать, то ощущается даже некоторый подъем. Думаю, дна мы достигли, оттолкнулись и всплываем наверх.

Руслан Жуков - генеральный директор ООО "ФИНАМ Казань":

- Что касается нашего бизнеса, то по нему не было никаких антикризисных мер, прогнозы были оптимистичные. Конечно, как и в любой другой компании, наши планы претерпели изменения, но оттока клиентов не было.

Чтобы сравнить свои первоначальные прогнозы с сегодняшней ситуацией нужно располагать подробными данными, а мы пока не знаем всех последствий кризиса. Могу сказать одно – я думал безработных, будет гораздо больше, а все как-то устаканилось.

Фарит Мухамедьяров - генеральный директор концертного агентства "Сабантуй":

- Помню, что осенью прошлого года меня охватила паника, но сам кризис мы почувствовали только во второй половине марта, когда перестали собирать залы. Дешевые и средние по цене билеты продавались, а вот дорогие не уходили. В то же время артисты отказывались снижать гонорары, что продолжают делать и до сих пор. Эта осень будет очень тяжелая для шоу бизнеса, поскольку народ стал выбирать, на что тратить деньги. На балет и оперу он будет ходить, а вот на выступления артистов шоу-бизнеса - неизвестно. Но, думаю, несмотря на это, надо сохранять оптимизм. Скорее всего, к весне ситуация в нашем секторе поправится.

Закия Шафикова – генеральный директор ЗАО "Инвестиционная компания "Элемтэ":

- Я сужу по нашим отношениям с компаниями, работающими в реальном секторе. А они находятся в наихудшем состоянии, нежели другие. Реальный сектор не восстанавливается, денег не возвращают. Я думала, будет лучше. Что касается фондового рынка, то он на удивление в хорошем состоянии. В ноябре-декабре индекс РТС был 600 пунктов, а сейчас свыше 1000. Фондовый рынок - это нервы экономики, но по нему опасения не оправдались.

Марат Натфуллин - директор челнинского филиала компании "Счастливые времена":

– Касательно экономики Челнов пока еще рано говорить о какой-то стабилизации ситуации. Всем понятно, что всё в городе завязано на КАМАЗе, поэтому раз КАМАЗу плохо, значит, плохо всем. Что касается нашей компании, в докризисные времена продажи на челнинском рынке были на 30 процентов больше, чем сегодня.

В то же время, есть регионы, где продажи наоборот выросли, например, в Сибири. Складывается ощущение, что там кризиса и не было вовсе. Благодаря освоению новых рынков, нам удалось удержать производство практически на уровне прошлого года. Если смотреть итоги каждого месяца отдельно, то получится плюс-минус два-три процента к уровню прошлого года.

Максим Стеблов – генеральный директор КИП "Мастер":

– Меры поддержки, оказанные нам республиканским правительством в начале года, – арендные каникулы, приостановление лизинговых платежей и другие позволили в основном сохранить количество наших резидентов. К началу кризиса их было 140, сегодня – 127. Правда, многие из них, хотя и не прекратили деятельность, но сильно "ужались" в площадях. Главное для них сегодня – выжить, а площади можно со временем и нарастить.

Марат Мухорямов – начальник управления научно-технического развития ОАО "РИТЭК":

- Я не помню начало кризиса, потому что был в Америке на стажировке. Когда вернулся, посмотрел, как живет коллектив, что у нас происходит с экономическими показателями, понял, что мы как раз во время кризиса наращиваем капитализацию и нефтедобычу.

Недавно был на совещании в Елабуге, где наш президент общался с малыми нефтяными компаниями, многие из которых во время кризиса оказались в убытке. РИТЭК при этом ни на сколько не снизил добычу, не снизил инвестиции. Инвестиции в научно-техническое развитие мы увеличиваем каждый год. Люди социального пакета не лишились, коллективный договор исполняется в полном объеме. Когда я в прошлом году проходил стажировку за рубежом, видел, что ведущие нефтяные компании, как Shell, ВР несли человеческие убытки. Они избавлялись от пенсионеров, от реализации многих проектов. Там, кстати, цена на нефть очень сильно влияет на рентабельность проектов. У нас же немного другая система планирования. В целом, на мой взгляд, кризис мы проходим спокойнее, чем могли бы.

Иван Калачев – первый заместитель директора торгово-технического дома ОАО "Татнефть", доктор технических наук:

- Я ожидал, что мы с меньшими потерями пройдем кризис. Думал, что государственная поддержка из того мешка денег, который был накоплен в предыдущие годы, поможет экономике, а вливания не доходили до исполнителей вовремя. 

Налицо нарушение денежного потока, и особая "заслуга" здесь банков, которые взвинтили банковские проценты в кризисные моменты. Сегодня правительство делает попытки как-то их ограничить, но сегодня 22-25% годовых – это очень большие проценты. Во всем мире - 4-8%. До сих пор. Давно бы мы вышли из кризиса, если бы правители сказали банкам не "баловаться" такими процентами.

Когда в Америке настала Великая депрессия, людей даже заставляли на балконах сажать овощи-фрукты и поддерживали начинания каждого человека. Безусловно, наш народ терпеливый, но в эти кризисные моменты топ-менеджеры имеют колоссальные премиальные. Это еще один момент, который не направлен на уменьшение кризисной ситуации.

Кроме того, нарушен принцип государственного обеспечения заказами. Государство начинает финансировать ремонт дорог к осени. Оно что, насмехается над экономикой или хочет ее угробить?!

Елена Шапиро,
Равиль Сабиров,
Лилия Хабибуллина