Прокуратура обжаловала в Верховном суде РТ меру пресечения в виде домашнего ареста для замруководителя отделения ПФР Андрея Ясько и бизнесмена Дмитрия Овечкина

ЯСЬКО И ОВЕЧКИН ОТКАЗАЛИСЬ КОММЕНТИРОВАТЬ «ДЕЛО ПФР»

Фигуранты «дела ПФР» вырвались из-под следственного пресса. Сегодня прокуратура РТ предприняла попытку отправить фигурантов громкого дела о крупных хищениях бюджетных средств в республиканском отделении ПФР за решетку на время следствия. Надзорное ведомство обжаловало в Верховном суде РТ слишком мягкую, по мнению следствия, меру пресечения в виде домашнего ареста для замруководителя отделения ПФР Андрея Ясько и бизнесмена Дмитрия Овечкина.

Напомним, что дело возбуждено по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в крупном размере»), сейчас его расследуют сотрудники ГСУ МВД по РТ. По этой статье обвиняемым грозит до 10 лет лишения свободы со штрафом в размере до 1 млн. рублей. 30 сентября появилась информация о задержании управляющего отделением фонда по Татарстану Марселя Имамова, однако позже выяснилось, что его лишь допросили в качестве свидетеля. Позднее стало известно об аресте на 72 часа его заместителя и двух коммерсантов — Андрея Тухтаркина и Овечкина. 5 октября Вахитовский райсуд Казани в обстановке полной секретности оставил Ясько под домашним арестом, хотя следователь настаивал на заключении подозреваемого под стражу. Посадки в СИЗО избежал и Овечкин — его районный суд также посадил под домашний арест. Тухтаркин же и вовсе был отпущен и сейчас находится под подпиской о невыезде.

До сих пор все это было известно лишь со слов неофициальных источников. Сегодня подозреваемые впервые предстали в этом качестве, что называется, «во плоти». До начала процесса Овечкин сидел в коридоре суда, общаясь со своим адвокатом. От комментариев журналистам, которых, к слову, собралось не так много, бизнесмен наотрез отказался. Подошедший чуть позже Ясько заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что комментировать дело ему запрещено по решению суда. «Ходатайство о неразглашении заявил следователь?» — уточнил наш корреспондент. «Я же вам сказал, без комментариев!» — начал раздражаться заместитель управляющего ПФР по РТ. «Мы ничего вам не будем пояснять», — поддержал своего подзащитного адвокат Айдар Сейтумеров. Позиции защиты Ясько в суде усиливала еще один адвокат — Ольга Камалетдинова.

Фигуранты дела нарочито сидели по разные стороны коридора, подчеркнуто не общаясь между собой. Ясько иногда с грустью смотрел в сторону журналистов, про себя, наверное, гадая, какое решение в результате вынесет суд. С серьезным видом сидел и Овечкин, пока его не пригласили в зал заседаний №2.

Дмитрий Овечкин подозревается в хищении по предварительному сговору принадлежащих государству денежных средств в особо крупном размере

«НА ВОПРОСЫ СЛЕДОВАТЕЛЯ Я ОТВЕТИЛ НА ВСЕ 100 ПРОЦЕНТОВ»

Как стало известно во время заседания, директор ООО «Служба доставки» Овечкин подозревается в хищении по предварительному сговору принадлежащих государству денежных средств в особо крупном размере. Материальный ущерб составляет 7,5 млн. рублей. Выступая в суде первой инстанции, настаивающий на заключении в СИЗО следователь заявил, что предприниматель подозревается в совершении тяжкого преступления, а в результате избрания более мягкой меры пресечения он может продолжить заниматься преступной деятельностью, оказать давление на свидетелей, уничтожить доказательства. В общем, стандартная формулировка. Возможно, поэтому Вахитовский райсуд и встал на сторону подозреваемого, который имеет постоянное место жительства, работу и семью с двумя малолетними детьми.

Выступая сегодня в Верховном суде, Овечкин попросил не удовлетворять ходатайство прокуратуры и оставить его под домашним арестом. «Еще раз хотел бы обратить внимание, что мой образ жизни не может быть охарактеризован как асоциальный, — заявил подозреваемый. — В ходе проведенных следственных мероприятий я ни разу не отказывался и в полной мере содействовал органам следствия в сборе доказательств. Мною были выданы все документы, которые они испросили при производстве обыска. Также я дал показания в качестве свидетеля и в качестве подозреваемого. На все вопросы, которые задавал следователь, я ответил на все 100 процентов».

Вернувшись из совещательной комнаты буквально через пару минут, судья известил участников процесса о том, что решение суда первой инстанции остается в силе. Защитница подозреваемого Наталья Фарукшина удовлетворенно закивала головой. Овечкин будет находиться под домашним арестом до 30 ноября, если мера пресечения не будет продлена под ходатайству следствия.

«Мы вину не признаем. То, в чем подозревается мой подзащитный, никакого отношения к «Службе доставки», его организации, не имеет. Ему вменяется продажа здания по завышенной стоимости. К данной продаже мой подзащитный никакого отношения не имеет», — рассказала, выйдя из зала суда, Фарукшина. Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», защитница заявила, что ей неизвестно, в каком качестве по делу проходит Имамов.

Андрей Ясько попросил суд оставить его под домашним арестом, отказав прокуратуре в удовлетворении апелляционного представления

«Я НЕ МЕНЬШЕ, ЧЕМ СЛЕДСТВИЕ, ЗАИНТЕРЕСОВАН В УСТАНОВЛЕНИИ ИСТИНЫ!»

Когда во второй зал пригласили Ясько, судья зачитал, что ранее подозреваемому был избран домашний арест «с установлением определенных запретов». Возможно, именно эти «определенные запреты» и послужили поводом для Ясько сегодня не общаться с прессой.

Во время заседания было озвучено, что уголовное дело возбуждено 30 сентября 2015 года в отношении Тухтаркина и неустановленных лиц по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество»). Ясько рассказал, что проверка по факту приобретения «данного» здания отделением ПФР по РТ была начата правоохранительными органами еще в 2014 году совместно с Росфиннадзором. В то время многие сотрудники ПФР дали объяснения по данному факту, а в 2015 году проверка была продолжена.

«С момента задержания я принимаю самое активное участие в следственных действиях, дал развернутые пояснения, ответил на все вопросы следователя, — стал приводить доводы в пользу домашнего ареста Ясько. — С момента помещения меня под домашний арест я также по первому вызову приезжаю и участвую во всех следственных действиях, намерен также и дальше участвовать. Поверьте, я не меньше, чем следствие, заинтересован в установлении истины по этому делу! Поэтому считаю, что позиция прокуратуры излишне жесткая».

Ясько попросил суд оставить его под домашним арестом, отказав прокуратуре в удовлетворении апелляционного представления. «Мне 55 лет, до этого я работал пять лет заместителем министра строительства. С 2012 года работаю заместителем управляющего пенсионного фонда. Имею хорошую репутацию в республике, поощрения, правительственные награды от республиканских и российских властей. У нас крепкая и дружная семья, 28 лет в браке. Кроме того, у меня двое престарелых родителей-инвалидов. Я их поддерживаю, а если буду находиться в следственном изоляторе, то для меня это трудно будет делать».

Адвокат Сейтумеров, поддерживая позицию своего подзащитного, заметил, что «дело ПФР» разрабатывает группа из 27 следователей, но пока никаких доказательств вины не найдено.

В результате суд не стал изменять меру пресечения, оставив Ясько под домашним арестом.

Любопытно, что сам Тухтаркин, который ранее засветился в трех громких эпизодах с приобретением земли и недвижимости для отделения ПФР в Татарстане, находится даже не под домашним арестом, а под подпиской о невыезде.

ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ СЛЕДСТВИЯ К РУКОВОДСТВУ ПФР ПО РТ

Напомним, судя по данным сервиса «Контур-Фокус», ИП Тухтаркин весь свой бизнес построил на поставке офисных помещений пенсионному фонду РТ. С конца 2012 по 2014 год ИП выполнил три государственных контракта от пенсионного фонда РТ на общую сумму 86,8 млн. рублей. Не исключено, что следователей смутила средняя цена 1 кв. м недвижимости, указанная в документах госзакупки. В Высокогорском районе это 40 тыс. рублей, в Тюлячах — 47,3 тыс. рублей, а в Балтасях — 49,4 тыс. рублей.

Второй допрошенный следователями коммерсант Овечкин засветился вместе с действующим и бывшим руководителем пенсионного фонда по РТ, экс-министром труда и социальной защиты РТ Айратом Шафигуллиным. 30 июня 2005 года было зарегистрировано ООО «Служба доставки плюс», которым руководил Имамов. 28 ноября 2006 года общество было ликвидировано, но в числе его учредителей — ООО «Служба доставки», директором которого значится как раз Овечкин, а в роли единственного учредителя — не кто иной, как Шафигуллин, экс-министр труда и социальной защиты РТ, предшественник Имамова на посту управляющего татарстанским отделением ПФР, а ныне — секретарь совбеза РТ. Бизнес Овечкина был весьма прибыльным. В 2014 году выручка ООО составила 30,4 млн. рублей, чистая прибыль — 14,7 млн. рублей. Также Овечкин и Шафигуллин по примерно такой же схеме связаны и с другим ООО «Служба доставки», зарегистрированном в Высокой Горе. Выручка в 2014 году — 32 млн., чистая прибыль — 14 млн. рублей. Специализация обеих компаний — переводы денежных средств.

Страннее всего то обстоятельство, что уголовное дело расследуется в условиях полной секретности: молчат как следователи, так и те, кто находится под подозрением. Скупой комментарий на прошлой неделе распространил лишь ПФР по РТ — в нем говорится, что по упомянутым в СМИ фактам ранее проводились неоднократные проверки со стороны контрольных органов (МВД по РТ, Росфиннадзора РТ), но никаких нарушений выявлено не было. При этом в сообщении, судя по контексту, речь идет только об одном эпизоде с подозрением на мошенничество — сделке в 2014 году по приобретению у ИП Тухтаркина здания с земельным участком в Балтасях за 29 млн. рублей. Остальные эпизоды, связанные с выкупом других помещений, в пресс-релизе не фигурируют.

Руководитель группы по взаимодействию со СМИ ПФР по РТ Станислав Голле озвучить позицию фонда «БИЗНЕС Online» также отказался. «Мы ничего не скрываем, мы открыты для всех, в понедельник будет официальный комментарий», — заверил Голле. Собеседник издания добавил, что Имамов и Ясько по-прежнему находятся в отпуске. Связаться с прокуратурой, которая настаивала на более жестких мерах в отношении подозреваемых, нашему изданию сегодня не удалось.