alexander_sladkovsky.jpg
Сегодня Александру Сладковскому 50 лет

Тогда, 5 лет назад, приглашение Александра Сладковского в Казань местная музыкальная общественность восприняла, мягко говоря, без энтузиазма. В ком-то говорила ревность, в ком-то — ущемленный экономический интерес, в ком-то — традиционное наше недоверие к варягам.

А Сладковский, безусловно, был чужаком, и еще каким: родился в Таганроге, учился в Москве и Петербурге, с 1997 по 2006 годы работал дирижером симфонического оркестра Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, главным дирижером Государственного театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории, Капеллы Санкт-Петербурга, с 2006 по 2010 годы — дирижером Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета. «Чтобы научиться управлять, надо научиться подчиняться», — так сказал он позднее об этих годах. Был лауреатом многих конкурсов и фестивалей, участвовал во многих международных проектах, работал с Растроповичем и Гергиевым.

За 5 лет Александру Сладковскому удалось превратить Государственный симфонический оркестр Татарстана в один из самых успешных новых брендов республики, в мощную точку роста в культурном пространстве региона. Сегодня оркестр по праву называют одним из лучших музыкальных коллективов страны, с ним охотно сотрудничают исполнители мирового уровня. У оркестра — постоянно новые яркие программы, благодаря которым казанцы получили возможность знакомиться с творчеством выдающихся музыкантов современности. Организованные Сладковским фестивали неизменно собирают полные залы не только в Казани.

99_image_97_image_.jpg
Сегодня ГСО Татарстана — один из самых успешных и востребованных коллективов России

Сегодня ГСО Татарстана — один из самых успешных и востребованных коллективов России. А сам Александр Сладковский вместе с женой Викторией стал казанцем. Даже прописка у Сладковских казанская. Он любит озадачивать друзей, присылая им фото с интересными ландшафтами города: «Угадай, где это?» Все думают: где-то в Европе...

Оркестр активно участвует в благотворительных проектах и неутомимо инициирует их сам. Сентябрьский «Евгений Онегин», где звучала музыка Чайковского, а пушкинский текст читала Чулпан Хаматова — яркий пример такой работы.

В числе задач, которые художественный руководитель ГСО ставит перед собой, продвижение татарстанских композиторов. Создание ситуации, мотивирующей их на создание симфонических произведений. Вот и нынешняя «Казанская осень» Сладковского началась с исполнения «Небесного движения» молодого казанского композитора Эльмира Низамова. Напомним, Низамов в этом году стал композитором-резидентом оркестра, эта практика — тоже нововведение Александра Сладковского.

И если пять лет назад случалось, что на выступлении оркестра на сцене было больше людей, чем в зале, то сегодня уже при полных залах множество людей слушает музыку, стоя в проходах. Большой концертный зал Казани оказался совсем маленьким для ценителей академической музыки...

А вот что сегодня говорят о работе Сладковского и возглавляемого им оркестра выдающиеся музыканты России.

Валерий Гергиев: «Хочется пожелать успехов как руководителю оркестра Татарстана, так и одному из ведущих дирижеров. Это очень молодой возраст для дирижера, но уже есть определенный опыт, уже есть определенный багаж, который обязательно поможет ему сейчас идти дальше и вглубь, и ввысь, и вдаль. И мне очень приятно воспользоваться этой возможностью поздравить как Александра Сладковского, так и его замечательный оркестр. Мы вас всегда ждем в Петербурге, мы всегда рады вернуться в Казань».

Юрий Башмет: «Это настоящий большой дирижер. Я ему желаю еще много-много лет жизни, творческой радости и на сцене, и в жизни. Эта специальность сама диктует продолжительность жизни и на сцене в том числе. Самые долгожители — это как раз дирижеры. Все у него есть. Дай бог, чтобы так и продолжалось динамично, чтобы были новые премьеры, и я буду с радостью приезжать так же, как я и приехал на презентацию его первого концерта в Казани. И он ко мне тоже приезжает, и у нас нет важнее дел в наших графиках, которые могли бы перевесить. Желаю ему радости, успехов и здоровья!»

Денис Мацуев: «Я обожаю энергетику, которая царит в этом оркестре, безумную, в хорошем смысле слова. Каждое выступление — это импровизация, каждое выступление — это полет. Я бы сказал, что это джаз. Джаз — это не только музыка! Джаз может быть в жизни, например, какой-то неожиданный поступок. И то, что делает Александр Сладковский, — это всегда неожиданность, это всегда с удивительным качеством, с удивительным драйвом, и, конечно, по-музыкантски это по-настоящему глубоко».

Владимир Спиваков: «Для Александра Сладковского это самый расцвет. Еще много чего он может сделать, и он уже сделал очень много. Оркестр в прекрасной форме. И то, что я слышал и видел по телевидению, было очень достойно. Достойно Татарстана, поскольку все здесь иначе выглядит, расцветает. Чувствуется очень мощная созидательная сила, и оркестр вливается в эту струю созидания. Мне кажется, что обоюдно и оркестр, и маэстро Сладковский нашли друг друга».

Михаил Плетнев: «Результаты работы Александра Сладковского, которому удалось, на мой взгляд, произвести какой-то сдвиг в жизни оркестра за последнее время: и масса программ, и артисты, и музыканты, которые стали работать с оркестром, они самого высокого класса. И оркестр чувствует, наконец, что он чего-то стоит. Мне хотелось бы пожелать, чтобы так продолжалось и дальше, как можно дольше. Я знаю, что и Александр тоже полюбил и Казань, и оркестр. Условия совершенно уникальные, созданные правительством Татарстана. Можно только снять шляпу. Хочется пожелать, чтобы и наши контакты не прекращались».

Владимир Федосеев: «Маэстро Сладковский замечательно все делает. Он заботится о музыкантах как о детях своих, он любит их! И они любят его! Такая дисциплина, что во многом теряется в мире симфонической культуры. Искреннее такое проникновение любви, желания сделать что-то, чтобы публика пришла… И вот за какие-то годы небольшие Александр Витальевич создал и публику свою! Публика ходит на эти концерты, и это замечательно! Традиции Рахлина, которые я очень близко знал, они продолжаются, он подхватил их и еще усилил. Так что я желаю только, чтобы все развивалось».

Игорь Бутман: «Мы знакомы достаточно давно. По-моему, в первый раз он дирижировал концертом Глазунова, который я играл, и впервые я сыграл этот концерт нормально благодаря мастерству Александра Сладковского, с которым после этого мы очень подружились. С тех пор каждое выступление с оркестром под его управлением — это одно удовольствие. Он замечательный человек! Я очень рад, что он оказался в такой нужный момент для оркестра, поддержал его, поставил высочайшую планку, привлек всех своих друзей, в том числе Дениса Мацуева и других выдающихся музыкантов. Он вдохнул в оркестр силы, потому что очень важно работать с оркестром, музыканты должны почувствовать вкус успеха, вкус обожания публики. И все это сделал Александр Сладковский».

Хибла Герзмава: «Я желаю ему много-много интересной работы и процветания оркестра. Я поздравляю вас с юбилеем! Оркестр у вас потрясающий, вы как единое целое, а это зависит, я думаю, от Саши, от маэстро, который стоит за пультом. И дай бог, чтобы это продолжалось много лет! Это не в каждом оркестре есть, это зависит от личности дирижера. И я желаю процветания, я надеюсь, что мы еще много-много раз будем вместе делать новые проекты и мы много раз будем на сцене. Я вас очень люблю, обнимаю и до новых встреч!»