Пивовары из Татарстана — Efes Rus и «Булгарпиво» — присоединились к распространенной сегодня челобитной президенту РФ Владимиру Путину с мольбой не запрещать любимые народом «бомбы» и «баклажки». Но в эффект не верят и уже начинают в спешном порядке переходить на стекло и кеги. Депутаты Госдумы от Татарстана заверили «БИЗНЕС Online», что держат ситуацию под контролем и полного запрета ПЭТ-тары, чреватого и для ТАИФа, не будет, а в Госсовете РТ считают, что в кризис не время таким решениям.
«БЮДЖЕТ, ОБЩЕСТВО, БИЗНЕС — ВСЕ ТОЛЬКО ПРОИГРАЮТ»
Сегодня союз российских пивоваров направил президенту РФ Владимиру Путину открытое письмо, в котором выразил опасения по поводу полного запрета ПЭТ-упаковки (полимерной потребительской тары). Пивовары заявили, что уже дважды брали на себя обязательства ограничения объема упаковки: сначала до 2,5 литров, затем до 1,5 литров. Однако, отмечается в послании, процесс все-таки катится к полному запрету ПЭТ-упаковки. «Пивная дискуссия» продолжится в Госдуме осенью, отмечает Lenta.ru.
«Бюджет, общество, бизнес — все только проиграют», — пишут пивовары. И задаются вопросом, почему сейчас, в непростой экономической ситуации принимается решение, которое приведет к снижению бюджетов регионов? «У нас нет ответа на вопрос, что завтра будут делать люди, которые непосредственно связаны с производством пива в ПЭТ, а это пивовары, работники нефтехимии, водители грузовиков, крестьяне, выращивающие ячмень, представители оптовой и розничной торговли и многих других смежных отраслей», — говорится в открытом письме.
Кроме того, пивовары намекают, что за лоббированием запрета могут стоять и производители крепких напитков: «Очевидно, что давление на пиво не уменьшит потребление алкоголя, а заставит потребителей с низкими доходами переключаться на суррогаты и поддельную водку», — отмечается в послании.
В конце письма пивовары обратились к Путину с просьбой обратить на эту проблему внимание и «дать справедливую оценку действиям, несущим отрицательные последствия для социально-экономической ситуации в стране».
При введении запрета бюджет РТ потеряет за один год почти 240 млн. рублей только от «Булгарпиво». ПЭТ-тара в объеме производства компании занимает 15 - 17% |
Напомним, что запрет продавать пиво в 1,5-литровых «баклажках», трехлитровых «бомбах» и прочей полиэтиленовой таре емкостью выше 0,5 литра внес в Госдуму единоросс Михаил Тарасенко более двух лет назад. Он предложил убрать с прилавков такие упаковки с 2016 года. На данный момент законопроект принят Госдумой РФ в первом чтении. Второе и третье чтения ожидается осенью этого года. Так что, пока этого не произошло, пивовары отстреливаются как могут.
В апреле этого года была проведена пресс-конференция, на которой они предупредили, что местные бюджеты могут недосчитаться в общей сложности 120 млрд. рублей. В Татарстане к тому же проиграют и производители полиэтилена.
«ПЭТ признан безопасным во всем мире. В России существуют четыре завода по производству пластиковой тары, на них работают 8 тысяч человек. В случае принятия закона придется эти заводы закрыть. Между тем они производят и молочные бутылки, и тару для минеральной воды, и много другой полезной продукции», — приводил аргументы почетный президент некоммерческого партнерства по развитию индустрии полиэтилентерефталата «АРПЭТ» Виктор Керницкий.
Исполнительный директор союза пивоваров России Вячеслав Мамонтов и вовсе заявлял, что переход на алюминий и стекло в условиях кризиса разорит множество небольших пивоваренных предприятий, поскольку линию по разливу в стеклянную или алюминиевую тару такие заводы просто не потянут. Президент ЗАО «МПБК «Очаково» (один из крупнейших производителей пива в стране) Алексей Кочетов оценил возможное падение производства пива у собственной компании после вступления запрета на пластик в силу в 40%, также в этом случае компании предстоит уволить 2 тыс. рабочих.
В поддержку пивных компаний выступил депутат Госдумы Анатолий Аксаков. Он предложил отсрочить введение запрета на продажу алкоголя в пластиковых бутылках объемом более 0,5 литра до 2020 года, установив на первом этапе — с 1 июля 2016 года — максимальный объем пластиковой тары для оборота алкоголя в размере 1,5 литров.
5 млрд. рублей от акцизов на алкогольную продукцию в бюджете Татарстана — это реальные деньги, хороший доходный источник |
«ВСЕ ДВИЖЕНИЯ ДАЮТ ЭФФЕКТ «ПШИК»
В Татарстане работают два крупных пивоваренных предприятия — казанский завод Efes Rus (бывший «Красный Восток») и ОАО «Булгарпиво» (Набережные Челны), оба они подтвердили, что входят в число подписантов обращения.
При этом представители челнинского завода сообщили «БИЗНЕС Online», что особой надежды не питают. «Не могу сказать, как это повлияет на ситуацию. Если все твои движения дают эффект «пшик», значит движение неправильное. Если эффект будет, то молодцы, если нет, то нет», — прокомментировал нашей газете гендиректор завода Руслан Якушев.
Более того, производители пива уже начали готовиться к запрету. «Единственное, что мы можем сегодня сделать, — это переформатировать выпуск нашей продукции в кеговые направления и в стекло, — говорит Якушев. — Повлиять на решение об отсрочке или отказе мы, к сожалению, не можем. Результат будет такой, что запретят. Вопрос сейчас стоит либо с 1 января 2016 года, либо с 1 июля 2016 года. Условно говоря, запрещают объем от 1,5 литров. А у нас основной объем — это пиво в четырехлитровых бутылках, которые заменяют 8 стеклянных. Удорожание составит 15 процентов в зависимости от того, какой будет цена на стеклянную бутылку, потому что выпадающий объем пива нужно во что-то налить. В России нет такого количества стекольных заводов, чтобы обеспечить потребности всех пивоваренных заводов».
Руслан Якушев: «В России нет такого количества стекольных заводов, чтобы обеспечить потребности всех пивоваренных заводов» |
По данным Якушева, ежегодно выпуск предприятием пива в пластиковой таре увеличивается на 30 - 40%. При введении запрета бюджет Татарстана потеряет за один год почти 240 млн. рублей только от «Булгарпиво». ПЭТ-тара, которая попадает под ограничение, в объеме производства компании занимает 15 - 17%.
В том же ключе высказались и на «Эфесе». Как член союза российских пивоваров, компания уже поддержала инициативу по самоограничению выпуска пива и пивных напитков в ПЭТ-таре емкостью более 1,5 литров с 1 июля 2016 года. Казанский завод компании планирует сбалансировать свой производственный портфель в 2015 - 2016 годах, увеличив долю выпускаемой продукции в стеклянных бутылках и в кегах.
«Выражаем надежду, что это позволит поставить точку в затянувшейся дискуссии и формализовать разумные ограничения, позволяющие пивоваренной отрасли, хотя и не без потерь, адаптироваться к новым условиям, — говорится в ответе менеджера по связям с общественностью и органами власти компании Efes Rus Павла Филиппова. — В настоящее время наиболее востребованным и удобным форматом стеклянной бутылки является емкость 0,5 литра. Компания в краткосрочной перспективе не планирует розлив пива в бутылки большей емкости, поскольку сохранение ПЭТ-тары объемом в 1,5 литра позволяет сохранить удобную и экономичную альтернативу подобным видам упаковки». По словам Филиппова, в 2015 году выпуск продукции в ПЭТ и без того сократится в рамках негативной динамики российского пивного рынка. На этот процесс повлияла и общая тенденция роста продаж продукции в стеклянных бутылках и банках.
Тем не менее сейчас казанский завод «Эфес» производит в ПЭТ-упаковке 86% своей продукции. Ясно, что при таком соотношении быстро перейти на стекло и банки предприятию будет крайне тяжело — потери неизбежны.
С БЮДЖЕТА РТ СДУЮТ «ПЕНУ» В 5 МЛРД. РУБЛЕЙ?
Для Татарстана грядущий запрет «баклажек» — серьезная финансовая угроза, которая может пробить брешь в бюджете, который и без того принят в минувшую субботу в первом чтении с дефицитом в 5,8 млрд. рублей. Как пояснил тогда министр финансов Радик Гайзатуллин — в эту сумму еще не заложены возможные потери от изменения НДПИ для нефтяников (минус 5 - 6 млрд. рублей), а также от снижения поступлений акцизов при запрете ПЭТ-тары для пива.
Цифры по пиву на сессии не назывались. Но ранее президент РТ Рустам Минниханов заявлял, что в случае закрытия «Эфеса» (видимо, такой вариант татарстанские власти не исключают) бюджет республики потеряет 5 млрд. рублей. Тогда же президент говорил, что от этого решения регионы в целом могут потерять до 34 млрд. рублей. Несложно подсчитать, что в случае принятия изменений в налоговом законодательстве бюджет Татарстана может недосчитаться в общей сложности 10 млрд. рублей, в этом случае дефицит может вырасти уже почти до 16 млрд. рублей.
Справедливости ради нужно отметить, что все поступления от акцизов, которые заложены в бюджете-2016, составляют 18,2 млрд. рублей, из них акцизы на пиво — 5,428 млрд. рублей. То есть фактически в громких политических заявлениях рисуется, так сказать, самый негативный сценарий развития ситуации, когда акцизы на пиво практически полностью иссякнут. На практике, к счастью, такое вряд ли может произойти. Все-таки пивная отрасль надеется жить и дальше, а не тихо-мирно закрываться.
«Доходы бюджета сейчас — это головная боль для всех уровней власти. И лишаться дополнительных акцизов и других налогов было бы не совсем уместно», — так очень мягко выразился в разговоре с «БИЗНЕС Online» депутат Госсовета РТ пятого созыва, заместитель председателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев. Вместе с тем он напомнил: общество всегда имеет разнородные интересы, трезвенники говорят, что пить вообще вредно. Россия не раз пробовала идти по этому пути и каждый раз терпела фиаско, потому что страдал бюджет.
«Как это ни смешно, в нелегкие времена подобные инициативы набирали ход и это было очень печально, — заметил Галеев. — Ликвидация ПЭТ-бутылок — это не борьба с питием как таковым. Таким образом все уходит в теневой оборот. От этого общество переходит к другим, более опасным веществам или к суррогату. Здравый смысл должен подсказать, что сейчас не то время для таких решений».
5 млрд. от акцизов на алкогольную продукцию в бюджете Татарстана — это реальные деньги, хороший доходный источник. Как жертвовать ими, если консолидированный бюджет составляет порядка 200 млрд., задается вопросом Галеев.
Кроме «пивных» потерь существуют еще потери заводов, которые делают упаковку, напоминает депутат Государственной думы, бывший генеральный директор ОАО «Нижнекамскшина» Радик Ильясов.
«Что касается в сегодняшних условиях запредельных мер по материалу ПЭТ, это, конечно, неправильно, — считает он. — Потому что многие производства были настроены на создание своих мощностей по выпуску полиэтилентерефталата (ПЭТ). А эти меры остановят инвестиционные программы предприятий. В частности, «Нижнекамскнефтехима» и других предприятий. В кризисных условиях такие меры нежелательны. Если будет принято такое решение, это будет удар по инвестиционной политике «Нижнекамскнефтехима» и ТАИФа».
То, что некоторые специалисты говорят о вреде ПЭТ, Ильясов считает некомпетентным подходом. В таких бутылках продается много чего, так что нападки на саму упаковку неправильны, уверен он. «Что касается принятия самого законопроекта, в планах обсуждения Госдумы я пока в календаре его не видел. В любом случае он не будет принят без заключения правительства и депутаты будут смотреть, и комитеты», — успокаивает Ильясов.
Вместе с тем в перспективе к снижению объемов розлива надо стремиться. В цивилизованном мире не продают пиво в таких объемах. Идти, по мнению, Ильясова, нужно к европейским стандартам, хотя мы сейчас не очень дружим с Европой. В российских условиях оптимальный объем был бы 0,5 литра.
ВРЕДНЫЙ ДИБУТИЛФТАЛАТ?
Напомним, что главным козырем противником ПЭТ-тары является утверждение о ее вреде. Якобы полиэтилентерефталат (тот самый ПЭТ) выделяет вредное для здоровья человека вещество — дибутилфталат. «Результаты не только подтверждают факт присутствия дибутилфталата в пиве, реализуемом в ПЭТ-упаковке, но и свидетельствуют о попадании этого вещества в пиво непосредственно из тары, в которой оно хранится», — говорится в заключении Института биохимической физики РАН.
В июле этого года депутат ЛДПР Дмитрий Носов и вовсе подготовил законопроект о полном запрете ПЭТ-тары для алкоголя. Депутат предложил внести поправки в 171-ФЗ «О государственном регулировании оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции» с тем, чтобы полностью запретить производство и оборот алкоголя в таре из полиэтилена, полиэтилентерефталата, полистирола и иного полимерного материала.
На такое завидное депутатское рвение позже отреагировал премьер-министр России Дмитрий Медведев. Он попытался успокоить обе стороны конфликта заявлением, что правительство намерено пересмотреть запрет на использование пластиковой тары для алкоголя. «Эти ограничения являются результатом достаточно сложного обсуждения, борьбы интересов, в том числе и по этой самой таре. Часть бизнеса там за одно пытается ратовать, часть — за другое, есть, наконец, и компонент, связанный с укреплением здоровья и необходимостью профилактики алкоголизма. Но и к этим вопросам, и к другим вопросам, связанным с ограничениями на применение определенной продукции, предлагаю еще раз вернуться и посмотреть на то, что предлагается разумное», — заявил тогда Медведева. Какое же окончательное решение примут депутаты?
Ильдар Гильмутдинов назвал проект закона о полном запрете ПЭТ-тары непроходным |
«ПОЛНЫЙ ЗАПРЕТ ПЭТ НЕ ПРОЙДЕТ»
Депутат Госдумы от Татарстана Ильдар Гильмутдинов назвал проект закона о полном запрете ПЭТ-тары, который ранее выдвинула группа парламентариев во главе с депутатом от ЛДПР Дмитрием Носовым, непроходным.
«Мы в первом чтении приняли законопроект о запрете ПЭТ-тары от 1,5 литров и сейчас его готовят ко второму чтению, — сказал Гильмутдинов. — Есть некая договоренность между производителями пива, правительством и теми, кто инициирует эту позицию. А другие законопроекты, которые вносятся, их будет огромное количество. Если вы имеете в виду законопроект, который внесло энное количество депутатов, это не значит, что он будет принят. Не надо на него внимание обращать, на 99 процентов законопроект, который вы видите, приниматься не будет». В настоящее время серьезных движений по законопроекту депутата Носова не происходит.
«Даже тот законопроект, который опускает до 1,5 литров, еще не рассматривался, — уточнил Гильмутдинов. — И хорошо, не надо чесать там, где не чешется, я думаю. Мы все эти процессы отслеживаем, занимаемся вместе с профильным комитетом и депутатами, которые все это сопровождают. Сегодня найден компромисс — это опуститься до 1,5 литров. А все разговоры, которые происходят вокруг этого, — это разговоры. Процесс вокруг алкогольной темы, как мне кажется, будет продолжаться вечно».
«БИЗНЕС Online» будет следить за развитием событий.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 76
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.