600 представителей туристической отрасли со всего мира съехались сегодня в ГТРК «Корстон», где проходил третий по счету форум «Ориентиры будущего». Корреспондент «БИЗНЕС Online» услышал, как Рустам Минниханов призывал активнее взаимодействовать в деле привлечения туристов соцсети, а замруководителя федерального агентства по туризму Сергей Корнеев делился впечатлениями от прогулки по Казанскому кремлю в два часа ночи и объяснял, что «в XXI веке человек эффективную работу без туризма не мыслит».
Рустам Минниханов и Сергей Иванов |
ТУРИЗМ КАК ДРАЙВЕР ДЛЯ РЕГИОНОВ
Сегодня на двухдневный III казанский международный туристский форум «Ориентиры будущего» совместно с давосским коммуникационным форумом собрались более 600 участников из России, Италии, Испании, Венгрии, США, Латвии и др. Форум проводится раз в два года, и в этом году главной его темой стала коммуникация во всех ее проявлениях — «Глобальная индустрия туризма в новом коммуникационном пространстве». Минута в минуту на пленарное заседание бодро вошел президент Татарстана Рустам Минниханов, в то время как гости в зале еще продолжали рассаживаться.
«Каждый раз форум собирает все больше профессионалов туристического бизнеса. Тема форума очень актуальная — сегодня крайне важно создавать коммуникации с туристами, обеспечивать удобство использования в путешествиях современных технологий, работать с соцсетями, — заявил президент. — Одно из основных направлений обсуждений — активная интеграция сферы IT-технологий в туристическую отрасль. В Татарстане уже строим новый город — Иннополис. Это отличная площадка для такого рода проектов». Минниханов напомнил, что в этом году в России впервые прошел президиум Госсовета, посвященный теме туризма. «Регионам был дан ряд поручений президентом России Владимиром Путиным. Он сказал, что ситуация в туристической отрасли меняется в лучшую сторону, и при грамотном подходе есть все шансы для превращения ее в одну из ведущих площадок для экономики страны. «Туризм должен стать драйвером в развитии регионов России, — сообщил он. — С этой целью в республике в 2014 году был создан госкомитет по туризму. По итогам 2014 года Татарстан принял 2,5 миллиона туристов. Этому способствует включение в список ЮНЕСКО Казанского Кремля, Болгара. Увеличение турпотока происходит за счет проведения значимых спортивных событий. Впереди Кубок конфедераций в 2017 году, чемпионат мира по футболу в 2018-м, Worldskills — в 2019-м и много мероприятий, форумов, которые будут проходить каждый год. Наша задача — провести их на самом высоком уровне. Чтобы у наших гостей осталось самое приятное впечатление о республике и они захотели сюда вернуться. Работая вместе, мы сможем находить креативные решения, которые станут основой для развития туротрасли».
Другим ключевым спикером на открытии форума стал заместитель руководителя федерального агентства по туризму Сергей Корнеев. Он поделился с гостями, что сегодня в два часа ночи прогулялся с главой госкомитета по туризму РТ Сергеем Ивановым по Казанскому кремлю и с удовольствием отметил, что даже в такое время и погоду там есть гуляющие туристы.
«В мире сейчас две революции. Одна — новых технологий, — заявил он в начале своего выступления. — Почему мы так говорим? Цифры говорят за нас. Если вспомним статистику XX века, когда за пределы места своего проживания далее чем за 60 километров не выезжало 80 процентов населения мира и в 1950-е годы — 20 процентов населения. Сегодня совершается 1,2 миллиарда туристских поездок в год в мире, и этот процесс неостановим. Это не зависит от экономических спадов. Во времена экономических сложностей человек все равно едет куда-то в отпуск. Пусть поэкономнее, но едет! Человек XXI века не мыслит эффективную работу без туризма. Так мыслит большинство людей в мире». По словам Корнеева, чем больше будет вложено денег, тем больше приедет туристов и тем больше они потратят. «Конечно, если завод построить, то это понятные рабочие места. Но везде завод не построишь, а национальные праздники, традиции есть в любом регионе. Туризм создает сегодня новые рабочие места, — констатировал он и объявил, какая же революция считается второй. — Вторая революция — коммуникаций. Когда они сойдутся, мы сделаем туризм глобально доступным!»
Не обошлось, конечно, в выступлении без дифирамбов Татарстану. «Не могу не отметить опыт Татарстана. Это у нас пилотный регион по всем абсолютно проектам. Видим, как преобразуется инфраструктура, люди. Мы видим, что здесь можно внедрять все. Лучшие практики происходят в Татарстане, — заявил Корнеев. — Наши партнеры из зарубежных стран говорят, что Казань — третья столица страны. Казань постоянно в топе».
Наконец, были затронуты и проблемы туризма в России. По мнению Корнеева, это недостаток информации об отдыхе внутри страны. «Мы в Ростуризме тоже хотим все это обсудить, куда людям ехать. В прошлые новогодние каникулы было ощущение, что полстраны сидит и думает: куда поехать на зимние каникулы? А как поехать и что там сделать с семьей — непонятно. Будем над этим работать, — сказал спикер. — Информационная составляющая сегодня самая главная. Мы должны довести до всех информацию, поэтому нужны новые решения».
Джианни Каталфамо |
РАЗВИТИЕ ТУРИНДУСТРИИ — ЭТО СИЛЬНЫЙ ЛИДЕР ПЛЮС КРЕАТИВНАЯ КОМАНДА
На пленарном заседании о технологиях в мире коммуникаций порассуждали несколько зарубежных приглашенных экспертов.
Основатель компании cc:catalfamo, экс-президент Ketchum Pleon (Италия) Джианни Каталфамо рассказал, что до настоящего времени коммуникация между брендами и людьми происходила следующим образом: эффективность коммуникаций зависела от брендов. А сегодня все по-другому — люди больше говорят друг с другом, поэтому необходимо уделять больше внимания релевантности. «Риск того, что мы станем нерелевантными, исходит из того, что мы должны уделять больше внимания общению между людьми. Если бы я решил купить машину, я бы спросил друзей, — отметил он, — а не обращался бы сразу к рекламе».
Григорий Померанцев |
И. о. директора ГУ «Национального агенства по туризму» (Беларусь) Григорий Померанцев считает, что будущее глобальной индустрии туризма за современной политикой государства. «Без осознания значимости нет мотивации, а без мотивации невозможно реализовать что-то качественное и на перспективу. Важность и значимость въездного и выездного туризма ранее не осознавалась нами, — поделился он мыслями об эффективности в туризме. — Экономика впечатлений имеет огромное значение для других стран. Мы наблюдаем ее, например, в Сингапуре, Франкфурте, Дубае. Сейчас идет борьба регионов за турпотоки, и прежде всего в коммуникации. Эффективное развитие туриндустрии — это сильный лидер плюс креативная команда».
Сооснователь Twitter Powerhouse Series, лидер рейтинга самых влиятельных персон в SMM по версии Forbes в 2013 году Шон Гарднер заявил, что большинство компаний боится соцсетей. «Бренды недостаточно коммуницируют со своей аудиторией. Соцсети сегодня — инструмент коммуникаций номер один в мире. 65 процентов мира визуально, и мы должны визуально подавать информацию», — сообщил он и дал пять подсказок для туризма, чтобы построить глобальную аудиторию в соцсетях. Итак, для начала надо выслушать аудиторию. Затем определить, какая платформа лучше всего работает для определенного региона. Также важно смотреть на каждую персону как на кого-то, кто влияет на что-либо. Четвертая подсказка предполагает использование формулы «информация, вдохновение, стремление». И, наконец, еще один совет — «выращивайте аудиторию».
Шон Гарднер |
«ПРЕДЛОЖИМ НЕ ГЛОБАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ, А СВОЙ»
На встрече с журналистами Корнеев рассказал о выпуске национального календаря событий в России, который запущен в 2012 году: «Задача — сформировать событийный ряд. Мы планируем взаимодействовать тесно с рынком», — сообщил Корнеев. У календаря будет несколько аспектов: профессиональный, развлекательный. Глава госкомитета РТ Иванов рассказал, что от республики заявка на попадание в календарь в настоящее время находится на стадии подготовки. По его словам, в заявку включат не меньше 10 татарстанских событий, обязательно, например, фестиваль исторической реконструкции, Спасская ярмарка, оперный фестиваль. Вообще, критерием включения в календарь является постоянство проведения, масштаб мероприятия.
«Год назад в Ростуризме собралась рабочая группа по маркетингу, которая занимается новой маркетинговой политикой. Мы увидели несколько моментов. Есть огромный нереализованный спрос на поездки внутри страны. Повлияли на это несколько факторов: рост патриотизма, рост курса валют, усталость от заграницы, глобального мира, — уверен Корнеев. — Когда местная валюта дешевеет, это бум для местного туризма. Недавно так случилось для Японии. Так что потенциал в России есть. Есть регионы-лидеры как Татарстан, которые в последние годы вкладывались в инфраструктуру, природные красоты и так далее. И сейчас есть ресурс, чтобы сделать следующий шаг».
Замруководителя агентства по туризму РФ отметил, что сегодня каждое 11-е рабочее место в мире связано с индустрией гостеприимства. По его словам, главные страны для России, по которым виден потенциал по въездному туризму, — это Турция, Китай, Вьетнам, Иран, Индия. Для работы по этим направлениям агентство даже открывает свои офисы: в этом году в Пекине, в следующем откроется в Шанхае.
Возлагает надежды Корнеев и на Испанию с Францией в 2016 году. Следующий год будет перекрестным годом туризма с Испанией, и по культурной части с Францией. «Надеемся, получим поддержку. Психологически люди устали от заграницы, глобализации. И мы хотим предложить другой продукт, свой, — сообщил Корнеев. — Мы готовим целый ряд переговоров по либерализации визовых режимов. Не кардинальных, но готовим».
Завершив встречу с представителями СМИ Корнеев прокомментировал «БИЗНЕС Online» ситуацию с авиакомпаний «Трансаэро». Ранее сообщалось, что авиакомпания объявила об аннулировании всех билетов в рамках турпакетов после 24 октября. А на днях стало известно, что совладелец авиакомпании S7 купил контрольный пакет «Трансаэро». «Мы в онлайн-режиме работаем с Росавиацией и минтрансом России по части туристских перевозок. Главная задача сейчас — чтобы туристы не пострадали и их перевозка была осуществлена, — заверил замруководителя федерального агентства. — Мы изучали глубину продаж туров, чтобы понять, сколько людей могут пострадать. Все разруливается. Было больше 100 тысяч туристов под угрозой. Сейчас — меньше. Важно, чтобы к следующему сезону была стабильная ситуация».
ТРЕНД НА РОСТ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА КАК МИНИМУМ НА ТРИ ГОДА
Согласны ли вы с тем, что народ хочет путешествовать при любом экономическом раскладе? Что в Казани делают для «цифровизации» туристической отрасли? С такими вопросами корреспондент «БИЗНЕС Online» обратился к участникам рынка.
Сергей Пасечник — генеральный директор «Магазина путешествий Companion SP:
— С Сергеем Корнеевым я, наверное, частично соглашусь. Туристы действительно переориентируются с внешних направлений на внутренние, и эта тенденция будет продолжаться в течение трех, примерно, лет. Из российских регионов наиболее привлекательными с туристической точки зрения по-прежнему остаются Казань, Сочи, Крым, Байкал. Они будут наиболее привлекательными.
Светлана Пименова — директор туристической компании «Итиль-тур»:
— Уже аксиома, что количество зарубежных поездок сокращается и все больше людей начинают путешествовать по России. Причина не только экономическая: мы просто начинаем лучше узнавать собственную страну. Конечно, осталось некоторое количество туристов, которые, несмотря на санкции, на увеличившуюся стоимость туров продолжают ездить «в загранку». Но и по российским направлениям у нас тоже много интересных маршрутов, начиная от «Золотого кольца» Подмосковья и заканчивая Байкалом. Россия еще много-много лет может развивать направления внутреннего туризма. Я уверена, что еще появится много новых и интересных маршрутов. Казань в этом смысле тоже остается очень достойным для посещения городом для россиян.
Дмитрий Еремеев — основатель группы IT-компаний FIX, советник мэра Казани:
— В продвижении туристических объектов Казани с помощью IT-технологий есть несколько моментов. Первое направление — продвижение для тех, кто еще никогда не был в Казани, кто должен сначала что-то узнать о нашем городе. А второе направление — когда человек уже находится в Казани и хочет узнать, что посетить, что посмотреть. Зачастую более важно дать ему механизмы цифровой обратной связи, чтобы этот человек мог чем-то поделиться.
В этой связи мы в Казани стремимся к созданию, скажем так, цифровой экосистемы. Правильный путь здесь — соединить цели разных категорий людей таким образом, чтобы результирующий туристический бренд Казани развивался. Пример: в свое время мы расставили в Старо-Татарской слободе маячки iBeacon, под которые несколько коммерческих разработчиков разработали свои туристические гиды, которые использовали данные по геолокации. Когда вы проходите мимо каких-либо туристических объектов, то на ваш телефон, если он поддерживал этот стандарт, приходит push-уведомление об этом объекте. Информация приходит на русском и татарском языках. Но в целом эта экосистема еще не сформирована до конца — мы продолжаем над ней работать. Если мы, мэрия Казани, сможем сейчас предоставить некую технологическую опору таким стартапам, то тогда бизнес сам решит эту задачу.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 118
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.