В десятку наиболее популярных в Татарстане железных коней вошел бюджетный Datsun, а в Казани — отнюдь не дешевый BMW. Тем временем Toyota Camry просто раздавила своих конкурентов в РТ, нелокализованные французы практически ретировались с рынка, а KIA в шаге от смещения LADA с первого места в столице. На помощь тольяттинцам спешит LADA Vesta, продажи которой с помпой начнутся в ночь с 24 на 25 ноября. Новое творение Бу Андерссона уже благословил Владимир Путин.
Авторынок оправдывает пессимистичные прогнозы экспертов: спрос на новые автомобили в РТ на 9-месячном отрезке сократился на 40,9% |
АВТОВАЗ УПОВАЕТ НА VESTA И ПУТИНА
Вслед за опубликованным накануне обзором люксового сегмента авторынка Татарстана «БИЗНЕС Online» анализирует данные о продаже обычных авто. Согласно данным агентства «Автостат», спрос на новые автомобили в Татарстане на 9-месячном отрезке сократился на 40,9%: с 76908 единиц в прошлом году до 45457 единиц в нынешнем. Что касается квартальной динамики, то в июле-сентябре татарстанские автолюбители приобрели 18024 новых стальных скакунов — на 30,5% или на 7928 машин меньше, чем за аналогичный период 2014 года.
Разумеется, первенство в личном зачете в Татарстане удерживает LADA, продажи которой за 9 месяцев упали на 39,7% до 11959 автомобилей (в целом по РФ потери были куда скромнее — 28%). При этом в республике доля АвтоВАЗа за счет значительных потерь других брендов выросла на 0,5 п. п. до 26,3%.
Отметим, что в Казани LADA также удерживает первое место, хотя регистрации машин бренда сократились на 41% до 2891 авто. И сегодня доля тольяттинцев на столичном рынке составляет всего 17% — на 0,1 п. п. больше, чем за аналогичный период прошлого года. Столь символическому приросту может радоваться только недальновидный игрок, учитывая потери в абсолютном выражении.
Между тем на пятки Бу Андерссону наступает его главный конкурент — KIA, который нарастил долю в Казани на 3,2 п. п. до 15,1% и на республиканском рынке на 3,8% до той же величины. Если тренд сохранится, то в ближайшие кварталы KIA отберет у АвтоВАЗа пальму первенства по рыночной доле сначала в столице РТ (разрыв за 9 месяцев составил всего 318 авто), потом и за ее пределами.
В модельном зачете в Казани KIA Rio и без того прочно занимает первое место с результатом 1844 авто, далее следует LADA Granta (2190 вместе с 2191) с 1275 зарегистрированными машинами, «бронза» у Hyundai Solaris — 1268 автомобилей. Напомним, впервые KIA Rio обошел вазовский бестселлер в Казани по итогам первых шести месяцев 2014 года.
Безусловно, главные надежды АвтоВАЗа сегодня связаны с последней новинкой — LADA Vesta. В ночь на 25 ноября ее продажи начнут 56 дилеров в 23 городах России. Каждому из них будет отгружено не менее 16 машин. Поскольку новинку получат все 15 городов-миллионников России, казанцы тоже смогут стать пионерами-первооткрывателями. Всего в этом году будет выпущено 5 тыс. Vesta, поэтому остальные города увидят новинку только в 2016 году.
Дополнительная интрига связана с тем, что цены LADA Vesta будут объявлены лишь в ночь старта продаж (ранее в СМИ просочилась информация, что речь идет о сумме от 495 до 600 тыс. рублей в зависимости от комплектации). Согласно обещаниям компании, стоимость машины останется без изменений в течение 9 месяцев, так что сейчас тольяттинцы пытаются получить соответствующие гарантии от поставщиков.
Дополнительный пиар LADA Vesta получила и со стороны президента Владимира Путина, который прибыл на заседание клуба «Валдай» в Сочи за рулем зеленой новенькой машины. На вопрос о впечатлениях от автомобиля глава государства ответил: «Отличная машина, очень хорошая, приемистая, легкая в управлении». По его словам, машина «легко переключается, сама идет, когда нагрузка увеличивается, в гору». Еще памятна сибирская поездка Путина за рулем желтой Kalina, и неудивительно, что главу государства попросили сравнить Vesta с LADA Kalina Sport. По его мнению, «Kalina — хорошая машина, но эта чуть больше, устойчивее и автомобиль другого класса».
Дополнительный пиар LADA Vesta получила со стороны Владимира Путина, который прибыл на заседание клуба «Валдай» вместе с Бу Андерссоном за рулем зеленой новенькой машины |
ФРАНЦУЗЫ СЛАБЕЮТ БЫСТРЕЕ КИТАЙЦЕВ
Одним из главных факторов, который серьезно влияет на спрос в бюджетном и среднем ценовом сегментах, стала локализация производства, снижающая итоговую цену автомобилей. Ее влияние гораздо сильнее, чем в премиум-классе, где покупатели готовы существенно переплачивать за «фирменные» потребительские качества той или иной модели.
О том, насколько сильно зависят от локализации продажи дилеров, красноречиво говорят относительные потери брендов. Так, продажи французских Peugeot и Citroen родом из Европы сократились в Татарстане по 88,6% и 84,5% соответственно (в масштабах РФ потери сопоставимые: Citroen — минус 71%, Peugeot — минус 72%). Крупнейший в Поволжье авторетейлер ТТС из-за негибкой ценовой политики концерна еще в 2014 году вовсе решил отказаться от продвижения Peugeot.
Впрочем, не заладились продажи и у китайских брендов, которые хоть медленно, но уверенно осваивали новые территории, наращивая в 2011 - 2013 годах рыночные доли по всей стране — и Татарстан не был исключением. Так, Great Wall, Chery, Faw, Changan и Jac потеряли от 79,9% до 86,8% объема продаж.
На этом фоне резко выделяются Brilliance и Dong Feng, лишь недавно запустившие продажи и на фоне низкой базы показавшие рост на 38,5% и 75% соответственно. Несколько особняком держится и Geely, потерявший нормальные среднерыночные 42,4%. Напомним, что для белорусско-китайского СП «Белджи» сделали исключение, позволив беспрепятственно перемещать авто в рамках Таможенного союза. Пусть уровень локализации производства и не дотягивал до положенных 30%, но политические соображения оказались приоритетными.
Отметим, что именно из-за недостаточного переноса производства в Россию локализации большинство брендов из Поднебесной не получили соответствующих льгот. Но это не охладило пыл наших восточных партнеров, в том числе и в плане открытия новых заводов. Тот же Dong Feng, а также Zotye, Jonway и Baic, учитывая все нюансы тенденции, проявляют особый интерес к ОЭЗ «Алабуга». И все же китайцам, если они хотят всерьез побороться с лидерами рынка, придется активнее переносить производства. И заниматься этим нужно сейчас, ведь с 1 июля 2018 года требование к уровню локализации вырастет с текущих 30% до 50%.
При этом в сложном положении оказался крупнейший легковой резидент Татарстана Ford-Sollers, который не стал хлопать дверью вслед за GM, а, напротив, решил повышать локализацию. За три квартала спрос на эти автомобили в республике упал 57% до 743 авто. На минуточку, это на 27 машин меньше, чем у дорогого BMW, и в 2,4 раза меньше, чем у Toyota. Казанцы же приобрели на 11 единиц меньше местных Ford, чем простившихся с Россией Opel. Конечно, в самой республике производятся в основном коммерческие машины, а легковушки — удел завода под Санкт-Петербургом. И все равно американо-российскому альянсу такое положение дел в уже «родном» регионе должно быть обидным.
КАК TOYOTA CAMRY РАЗДАВИЛА КОНКУРЕНТОВ
Несколько слов о любопытных рокировках в рейтинге популярности отдельных моделей. У крупнейшего мирового производителя, японской Toyota, вслед за бессменным чемпионом — среднеразмерным кроссовером Rav4 (726 машин в республике) — на второе место вышел бизнес-седан Camry с результатом 435 зарегистрированных авто. Предыдущий обладатель «серебра» Corolla привлекла внимание лишь 152 покупателей. К слову, и по России Camry в своем сегменте занимает лидирующие позиции. Его ближайший конкурент в масштабах страны, Nissan Teana, набрал всего 46 голосов татарстанских «избирателей», уступил практически на порядок (в 9,5 раз). Чуть лучше шли дела у Ford Mondeo — продано 59 автомобилей. А усилия Volkswagen Passat, претендующего на статус субпремиум, и вовсе оценили всего 29 татарстанцев, но тут нельзя исключать отложенного спроса на обновленную модель.
Отметим, что некогда сверхпопулярный Chevrolet Cruze удостоился за 3 квартала внимания лишь 220 местных автолюбителей против 912 за 9 месяцев 2014 года. Пожалуй, новый, не совсем демократичный уровень цен быстро отбил охоту у поклонников этой американской марки. Интересно, что у Mitsubishi в лидеры вырвался среднеразмерный кроссовер Outlander с результатом 377 авто, опередив своего младшего брата Asx, набравшего только 177 «голосов».
Также отметим не слишком удачное обновления модельного ряда Suzuki. Так, из любимого многими милого компактного «носорога» SX4 сделали банальный, унылый и слабо востребованный, судя по статистике, кроссовер — всего 47 проданных машин. Для сравнения: Nissan X-Trail приглянулся 432 покупателям, Nissan Qashqai — 166 татарстанцам. Дальше — больше: Suzuki Grand Vitara, уважаемый в народе за свои габариты и суровый стиль, вдруг измельчал до простого Vitara. На распродаже остатков предыдущего поколения модель набрала те же 47 контрактов, что и SX4. Впрочем, у новой Vitara будет шанс реабилитироваться, показав свои конкурентные достоинства в ближайшие месяцы.
==table766==
«В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ ПРОИЗВОДСТВА НА «ЕВРО-5» ОЖИДАЮ ДЕФИЦИТА АВТОМОБИЛЕЙ»
Рита Халилова — директор по продажам группы компаний «КАН Авто»:
— У всех брендов сейчас падение. Если говорить о работе за 9 месяцев в 2015 и 2014 годах, меньше всех падение в нашей ГК показал бренд KIA. Hyundai и Renault в прошлом году открывались в конце года, сравнивать их динамику считаю некорректным.
При этом в кредит в среднем по ГК было реализовано около 50 - 55 процентов автомобилей. Для нашей компании, наверное, наиболее значимое событие третьего квартала текущего года — открытие автосалона Hyundai на Сибирском тракте. Из ближайших планов — открытие второго автосалона Hyundai на Сибирском тракте (вместо автосалона GM), запуск проекта Sky Service — альянс сервисных центров по ремонту автомобилей любого бренда по фиксированной низкой цене. А в декабре нашей компании исполняется 10 лет, это тоже для нас важное событие.
На рынке же ралли в четвертом квартале не будет. В связи с переходом производства на «Евро-5» я ожидаю дефицита автомобилей.
«ОЖИДАЮ РОСТА ПРОДАЖ В ЧЕТВЕРТОМ КВАРТАЛЕ НА 10 - 15 ПРОЦЕНТОВ»
Антон Бутаков — исполнительный директор ООО «Айрон Трейдинг»:
— Продажи нашего салона снизились приблизительно на 40 процентов в сравнении с 9 месяцами 2014 года. Основной оборот пришелся на бренд Mazda, но с начала года мы занимаемся и брендом Skoda. У чешского бренда самым большим спросом пользовалась модель Rapid — это бюджетообразующая модель. Традиционно своих покупателей нашла и Octavia. Буквально в начале октября мы представили обновленный флагман — Skoda Superb (от 1,2 миллиона рублей), рассчитываем получить свою долю рынка в борьбе с отдельными моделями корейских брендов, а также Toyota и Volkswagen в данном ценовом диапазоне.
Благодаря программам поддержки авторынка доля автомобилей, проданных с привлечением кредитных ресурсов, достигла 60 процентов. Хочу уточнить, что эти программы существенно поддержали рынок, особенно после основательного провала в первом квартале текущего года.
Несмотря на небольшой спад активности в октябре я ожидаю роста продаж в четвертом квартале на 10 - 15 процентов относительно третьего квартала текущего года. Декабрь традиционно лучший месяц в году, в том числе за счет заметных закупок со стороны юрлиц. Возможно, это обусловлено освоением бюджетных средств согласно годовому финплану.
==table767==
==table768==
==table769==
==table770==
Читайте также:
Богатые уже не плачут: у Татарстана прорезался аппетит на BMW X5 и Maybach по 8 миллионов. Часть 1-я
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 40
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.