Валерий Чалый изменил в «Рубине» всё
Валерий Чалый изменил в «Рубине» все

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДЕВИЧА

Кажется, ключевым и самым результативным решением Валерия Чалого после повышения стала реанимация Марко Девича — форварда, на которого не особо надеялся Ринат Билялетдинов: то вес не тот, который прописан в неких методичках, то отношение к делу не устраивает, то в борьбу игрок вступает не так. В итоге команда лишилась Девича почти на год — именно столько времени разделяет два его гола — в Самаре в 2014 году и Ливерпуле осенью 2015.

С самых первых дней дуэт тренеров Чалый — Кузнецов определил, что сначала Игорь Портнягин получит прежнее доверие и станет первым форвардом острия, чтобы Максим Канунников и Владимир Дядюн поберегли нервы болельщиков. При этом Девич рассматривался, как игрок, в которого у тренеров ничуть не меньше веры и который сможет порой либо создать дуэт, либо выходить в качестве джокера. После назначения Чалого Марко попросил у тренера несколько недель на то, чтобы привести себя в форму, а через какое-то время вышел на замену в игре с «Динамо» в Химках и показал, что еще на что-то сгодится: несколько классных комбинаций, пара тонких передач — Девич снова ожил.

Если Билялетдинова часто хвалили за веру в Руслана Камболова или открытие Эльмира Набиуллина, то равноценно этому Чалому можно поставить плюсик за историю отношений с Девичем, которого тренер решил выпустить на «Энфилде» с первых минут. Иначе не было бы исторической ничьей и испорченного дебюта Юргена Клоппа, да и равноценной замены Портнягину, который провалил этот сезон после феноменального прошлого. «Он доказал, что он не сбитый летчик», — заявил Чалый после первого дубля Девича в футболке «Рубина», от которого пострадал «Анжи». Сам Чалый же доказал, что его предшественник несколько ошибался насчет роли нынешнего лидера атак казанцев.

Смена тренера разделила «Рубин» на две разные команды
Смена тренера разделила «Рубин» на две разные команды

АТАКА

Электричка Билялетдинова в новом сезоне не смогла выехать из депо — порой абсолютно провальные матчи по созданию моментов в атаке чередовались со слабейшей реализацией. «Рубин» Валерия Чалого же предстал не электричкой, а составом метро — где-то вне поля зрения он несся, затем пропадал из виду, потом являлся то вовремя, то с опозданием. Он мог выдать достойный матч с «Локомотивом» без единого шанса для соперника, зацепить хотя бы ничью, либо отдать игру «Уралу», «возить» полтора тайма «Краснодар», но до этого проиграть вчистую первые 25 минут встречи.

Помимо стопроцентных перемен в тренировочном процессе «Рубин» поменялся и в игре, стиле атаки. Например, как это ни странно, после смены тренера «Рубин» Чалого больше походит под определение атакующей команды, чем команда Билялетдинова на старте сезона. В первые 7 туров «Рубин» в среднем проводил по 96 атак, нанося по 11 ударов за матч. При Чалом этот показатель значительно вырос — 114 атак и 17 ударов за матч в среднем.

«Рубин» Чалого помимо этого выровнял крен по зонам атаки — казанцы теперь не валятся на чужие ворота преимущественно с флангов, доводя атаки до навеса в надежде на замыкание форварда. Отчасти это связано и с внедрением в состав Девича, который не особо продуктивнее в такой игре и больше полезен при игре низом, в комбинационном футболе, а не единоборствах в атаке, как Портнягин. «Рубин» по-прежнему атакует преимущественно правым флангом, причем даже чаще — в усредненной расстановке Олег Кузьмин теперь играет чуть ли не правого нападающего почти напротив левого инсайда Гекдениза Карадениза. Это не находка Чалого, потому что и при Билялетдинове Кузьмин активно рвался в атаку. Но в атакующей игре «Рубина» Чалого теперь нет такого явного крена на правый фланг (33 в среднем через центр и около 38 через правый фланг). Более того эффективнее всего выглядят как раз атаки через центр: около 17% из них заканчиваются ударами, и в двух из трех случаев именно атаки через центральную зону оборачиваются голами. То есть «Рубин» теперь несколько разнообразнее и способен находить пути к воротам не только через кроссы в штрафную.

Словом, «Рубин» Чалого, возможно, и кажется несколько прагматичным и осторожным, играющим с оглядкой, но на деле именно после смены тренера «Рубин» стал выглядеть в атаке эффективнее. Новый «Рубин» теперь не носится больше всех и не наматывает самый большой километраж в лиге, не выигрывает больше единоборств, чем соперник, но в плане атакующей игры выглядит чаще всего предпочтительнее команды Билялетдинова. По итогам последних трех туров «Рубин» стабильно находился в тройке лучших по количеству ударов и количеству атак во всей лиге. При этом около 18% всех атак приводят к вводу мяча в чужую штрафную. Но это отчасти обусловлено и календарем, в котором почти все статусные соперники выпали на отрезок работы Билялетдинова.

Чалый выступил в «Рубине» тренером, который четко дал понять, что не собирается в каждом матче удивлять болельщиков неожиданными решениями
Чалый выступил в «Рубине» тренером, который четко дал понять, что не собирается в каждом матче удивлять болельщиков неожиданными решениями

БЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Ринат Билялетдинов, пожалуй, самый рисковый тренер в премьер-лиге за последние годы, который принимал какие-то нетипичные решения не потому, что его вынуждала ситуация, а потому, что он сам того желал. Это было частью его стиля работы. Желание поступить нетривиально, неожиданно, не так, как остальные, удивить всех и спутать карты оппоненту, — Билялетдинов любил это даже больше, чем общаться с журналистами. Да, были выигрышные решения, но достаточно было и провальных экспериментов, вроде Камиля Муллина или Владимира Дядюна на фланге обороны, Максима Батова слева в защите вместо здоровых Набиуллина и Гильерме Котуньо, шокированный своим выходом в старте против ЦСКА Дмитрий Отставнов или Маурисио Лемос в центре обороны, которого разрывает Александр Бухаров. Пожалуй, именно это и подвело Билялетдинова, который в своем желании рискнуть и стремлении удивлять, перестал чувствовать меру, и его решения стали больше походить на агонию.

Чалый выступил в «Рубине» тренером, который четко дал понять, что не собирается в каждом матче удивлять общественность, выставляя игрока на непривычной позиции или совсем «зеленого» футболиста в матче с топ-командой. Даже Ильзат Ахметов, которому выдано столько авансов, играет меньше, чем в прошлом сезоне, хотя, конечно, заслужил большего. Только самые проверенные: минимум риска, максимум надежности. Именно поэтому Лемос и Батов первым делом были сосланы в дубль, на флангах защиты не выходили номинальные нападающие, а Рамиль Шейдаев пока не имеет возможности выйти даже в играх с аутсайдерами. Очки нужнее экспериментов.

Какой-то авантюризм с составом должен быть в меру и продуманными, считают в тренерском штабе. Поэтому единственный момент, который бы тянул на некий неожиданный шаг, это появление в последних матчах Виталия Устинова, который последний год беспросветно сидел в запасе. Пусть и вынужденный выход номинального флангового защитника на позиции флангового защитника, а не форварда или хавбека — Чалый, может, и не умеет удивлять, но этого и не особо требовалось.

Чалый — полный антипод Билялетдинова, что касается взаимодействия с общественностью и открытости
Чалый — полный антипод Билялетдинова, что касается взаимодействия с общественностью и открытости

ЗАКРЫТОСТЬ

Пусть и неигровое качество клуба, но одно из определяющих — это открытость тренера и умение взаимодействовать с футбольной общественностью. Кажется, в этом Билялетдинов был чемпионом среди всех тренеров премьер-лиги. Его пресс-конференции не были похожи одна на другую, разговоры — нешаблонны, манеры — непосредственны, а участие в различных акциях и походах к болельщикам, больным детишкам, школьникам, — за это Билялетдинову порой прощали даже разгромные поражения. Тренер мог бросить какую-то яркую фразу для заголовков утренних газет, затем пойти к болельщикам на разговор и селфи-сессию, а на утро поехать в детский дом с ящиком сладостей в руках.

Чалый — полный антипод Билялетдинова, что касается этого самого взаимодействия и открытости. По сути, это считается стандартной формой работы тренера: меньше говорить и больше делать. Валерий Александрович не пытается подкупить слушателей интересными и красноречивыми историями о матче, трансферах, обогащениях подопечных устрицами или конфликте с болельщиками. Сухо и сдержанно он выдает послематчевый комментарий, порой может чуть осадить журналиста за неугодный вопрос, но крайне редко выдает что-то такое, после чего на диктофоне значится цифра в два десятка минут и слышится смех в зале, разве что он напомнил о том, что они с Клоппом не родственники и подарков он ему делать не будет. Увидеть его стоящего у ограждений с фанатами после матча тоже вряд ли возможно, как и участником яркого часового интервью. А открытые тренировки «Рубина», которые стало инициировать руководство команды, полагаясь на переводовой европейский опыт, не лучшим образом принимаются тренером. Он даже просил не проводить их, дабы не нервировать футболистов — странный подход для тренера в 21 веке.

Чалый при всем скепсисе к нему и его работе смог поднять команду до 10 места
Чалый при всем скепсисе к нему и его работе смог поднять команду до 10 места

РЕЗУЛЬТАТ

Самый ключевой показатель, по которому, в итоге и сравнивают все и всех в футболе, это результат и место в таблице. Можно сколько угодно открывать новых игроков, делать крутые интервью и пытаться красиво играть, но все упирается в счет на табло. Команда Билялетдинова несколько безнадежно бултыхалась на дне таблицы, находясь где-то в районе «красной» зоны, которой обозначается зона вылета и стыковых матчей. Хороший человек — не профессия, и Билялетдинов стал еще одним подтверждением этого.

Чалый при всем скепсисе к нему и его работе в довольно сложной ситуации — и турнирной, и эмоционального состояния — смог поднять команду до 10 места, приняв ее, когда она осела на 15. При всех неутешительных прогнозах достойно сыграл с «Ливерпулем» в матчах, где все ждали унижения. Да, не предстал спасителем, но все-таки действенным успокоительным. Расхлябанная команда ближе к середине сезона пришла в чувство и перестала пребывать в хаосе, приняв методы нового тренера. По итогам первой половины сезона очевидно, что «Рубин» после смены Билялетдинова на Чалого не изменился в худшую сторону и даже подрос, а это уже выше всех ожиданий.