Строго говоря, это был не концерт, скорее творческий вечер (помните, когда-то был такой популярный формат?): из двух часов половину заняли воспоминания о том, как писались знаменитые песни Хенсли, и общение с публикой. Она как раз по большей части была из «тех» лет, когда фирменный винил Uriah Heep стоил зарплату инженера, и умиленно внимала гостю из юности. Он же, как услышал корреспондент «БИЗНЕС Online», пообещал вернуться, причем с песнями из нового альбома.
Кен Хенсли |
МОЛОДЕЖЬ ДОЛЖНА ЗНАТЬ: 1976 ГОД ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫЛ
Некоторые из пришедших на концерт в «УНИКС» явно ожидали, что Кен Хенсли приехал в Казань с сопровождающей рок-группой, а потому были несколько озадачены, увидев на сцене лишь пару акустических гитар, синтезатор, журнальный столик и стул типа тех, которые стоят возле барных стоек. «Видишь там сзади занавес? — шептались соседи. — Он откроется, и там — ударная установка и все остальное». Как бы не так...
«Я привез пианино, гитару и... книгу, — начал концерт бодрячком вышедший на сцену 70-летний маэстро, бывший клавишник (а периодически еще и гитарист, и вокалист — многостаночник, в общем) и главный композитор монстров рока Uriah Heep (UH). — В ней 52 песни, и я надеюсь, что среди них — ваши любимые. Сегодня я исполню их в том виде, в котором их написал когда-то. Многие из этих вещей вам давно знакомы, но вы услышите их в первозданном виде — такими, какими они начали свою жизнь. Я расскажу вам историю каждой песни, а также то, что меня на нее вдохновило, и вы сможете понять их лучше».
Далее Хенсли рассказал о формате, в котором любит выступать в последние годы: «Вы можете задавать вопросы. Мне очень нравится эта часть концерта, потому что вопросы часто бывают очень интересными и странными, — общение шло через явно владеющую актерскими навыками переводчицу; сам Хенсли по-русски говорил только «спасибо» и «пожалуйста», которое звучало у него примерно как «пожюста». — Как всегда, вопросы могут быть совершенно любыми: о сексе, наркотиках и рок-н-ролле, футболе, «Формуле-1», Uriah Heep, просто о музыке. Запретных тем нет. Обещаю: отвечать буду честно. Завтра я буду уже в другом городе, так что давайте используем время по полной: забудем обо всем, будем вместе петь, танцевать, веселиться».
Зал воспринял обращение с воодушевлением. «У меня к вам вопрос — продолжал Хенсли. — Вы умеете петь?» Последовали нестройные возгласы — дескать, умеем, начинай. «Ну ничего, очень скоро мы это выясним... Сейчас попутешествуем во времени — надо будет вернуться в ХХ век. Первая песня переносит нас в 1976 год. Не против? Те из вас, кто еще совсем молод, должны знать, что 1976 год действительно существовал! Неплохой год был... Эту песню можно петь в разных случаях, например, если вы застряли в пробке или если у вас нехороший начальник», — анонсировал мэтр хит 1977 года Free Me и исполнил его, подыгрывая себе на акустической гитаре и предлагая залу подпевать. Голос у Хенсли за последние десятилетия словно не меняется, хотя и становится моментами чуть надтреснутым. Временами мастер даже «давал петуха» (живое выступление есть живое выступление), но народ, который начал подпадать под обаяние заслуженного рокера и заводиться, на такие мелочи внимания не обращал.
«Спасибо, — поблагодарил, взяв последний аккорд, Хенсли. — Хорошо вы поете, молодцы. Сегодня я еще попрошу вас петь со мной... Обратите внимание на два зрительских микрофона. Задавайте вопросы. Вы же не стеснительные?.. А сейчас я сыграю песню, которую записал в 2011 году со своей группой Live Fire. Она об отношениях, которые начинают трещать по швам, но люди не хотят этого признавать», — объяснил маэстро и выдал Slippin’ Away. Она стала единственной на концерте современной вещью Хенсли (кроме песни September Magic — она войдет в альбом, который музыкант начнет записывать в январе), все остальное — из закромов Uriah Heep. Кстати, пластинки Хенсли 2000-х весьма высокого уровня, почти на каждой встречается песня-откровение, прямиком возвращающая слушателя в золотую пору 70-х... Хенсли пообещал, что новая пластинка появится в мае: «Так что, надеюсь, после ее выхода смогу к вам снова приехать и исполнять новые песни».
«ДЛЯ БИЗНЕС-АКУЛ ЭТО БЫЛО НЕПРИЕМЛЕМЫМ ВАРИАНТОМ»
— Сейчас я буду гитару настраивать, — отыграв, обратился к залу Хенсли. — Кто первый смельчак задать вопрос?
— Добрый вечер, спасибо вам за ваши песни. Скажите, после ухода Дэвида Байрона (вокалист UH до 1976 года, лицо группы, певец с мгновенно узнаваемым голосом; умер в 1985 году — прим. авт.) из Uriah Heep не рассматривалась ли на место вокалиста кандидатура Иэна Гиллана из Deep Purple, — народ явно жаждал былин из славного прошлого. — И какие у вас отношения с участниками этой группы?
— Ребята из Deep Purple — мои хорошие друзья, мы много вместе работали, ездили в туры, выступали на фестивалях. И нас всех связывало то, что все мы — Led Zeppelin, Deep Purple, Uriah Heep, Black Sabbath, Moody Blues — были участниками рок-н-рольного протеста... А Дэвид ушел из группы потому, что у него начались серьезные проблемы с выпивкой, мы просто договорились, что он уйдет. И прежде, чем мы взяли Джона Лотона (вокалист UH в 1977 - 1979 годах — прим. авт.), у нас были прослушивания с двумя известными певцами — Дэвидом Ковердейлом из Whitesnake и Иэном Хантером из Mott The Hoople. Но с этими ребятами не получилось. История была довольно забавная, но длинная — не хватит времени ее рассказать».
Если быть строгим, то, говоря о протесте, Кен несколько слукавил. В начале 70-х, на которые падает расцвет творчества UH, все перечисленные группы-исполины довольно быстро превратились в мощные организации с многочисленной обслугой, менеджерами, адвокатами, бешеными деньгами. «Вы не сможете заставить замолчать хорошую группу, — пели в 1976 году в «автобиографической» песне UH, — потому что вы имеете дело с учреждением». Предельно откровенно. Впрочем, Хенсли подтвердил тезис, отвечая на следующий исторический вопрос.
— Кен, с высоты прожитых лет как сегодня думаете: можно ли было сохранить Дэвида Байрона в группе или его уход был неизбежен?
— Да, можно его было оставить. Но Дэвид был алкоголиком. Я его не осуждаю — у меня тогда было пристрастие к наркотикам. Но все-таки у Дэвида все было очень и очень серьезно. К тому же он был фронтменом, если был не в кондиции на сцене, то это было гораздо хуже, чем если бы это происходило со мной или с барабанщиком... Меня часто спрашивают о Дэвиде и о Гари Тэйне (бас-гитарист UH в 1972 - 1974 годах — прим. авт.), который умер (в 1975-м — прим. авт.) из-за пристрастия к героину: достаточно ли мы сделали, чтобы помочь им? И я могу сказать: нет. Мы могли бы сделать одну вещь, которая, не исключено, помогла бы (хотя невозможно помочь тому, кто не хочет помочь себе). Нам надо было сделать перерыв на три месяца-полгода, дать возможность ребятам прийти в себя, пройти реабилитацию. Но для бизнес-акул это было неприемлемым вариантом, они бы этого не допустили. И мы даже не попробовали...
Кстати, 15 октября произошло историческое воссоединение — на один концерт — UH и Хенсли (он ушел из группы в 1980 году): они вместе отыграли сногсшибательный концерт в московском «Крокус Сити Холле».
— Какое впечатление оставило у вас недавнее выступление с Uriah Heep? — поинтересовался вчера один из казанцев. — Не планируете ли новый материал записать?
— Впечатления фантастические. Мы смогли вместе пережить разные воспоминания, которые нас объединяют. Мик (Мик Бокс — бессменный гитарист UH — прим. авт.) и я обсуждаем возможность дальнейших концертов, думаю, они будут записаны и сняты на видео. Мы с Миком уже достаточно взрослые люди, а потому открыты для самых разных идей. Возможно все, — обнадежил поклонников Хенсли.
«ВЫ ВСЕ ТАК КРУТО ГОВОРИТЕ ПО-АНГЛИЙСКИ!»
«Следующая песня мне вообще во сне приснилась, — продолжил погружаться в историю Хенсли. — Целую неделю снился один и тот же сон, безумно надоел, и я решил написать о нем песню, написал, воплотил свой сон, и он перестал мне сниться. А песня вошла в альбом Demons And Wizards (1972 год — прим. авт.)». Зал, с первых аккордов узнав композицию The Wizard, захлопал, а потом и начал подпевать.
— Неважно, в ноты вы поете или нет, соблюдаете ли вы ритм, важно, чтобы вы пели. Это здорово, когда поешь, ну и мне поможете, — подбадривал публику Хенсли. — Сейчас я пересаживаюсь за пианино, а вы пока задавайте вопрос. Так, молодой человек...
— Я учусь играть на гитаре, — вышел к микрофону мальчуган примерно 11 лет. — Какой совет вы мне можете дать?
— Гитара — непростой инструмент, очень важно овладеть основами и быть очень-очень терпеливым. И есть еще такой момент. Вначале у тебя будут сильно болеть пальцы. Но если начнешь постоянно практиковаться, кончики пальцев станут грубыми и болеть перестанут. Вот хотя я уже много-много лет играю на гитаре, перед туром все равно как следует разыгрываюсь, чтобы появились мозоли. Так что не сдавайся — мне нужны преемники!
— Вы клевый, — похвалила Хенсли юная барышня, встретив которую на улице вряд ли можно было бы заподозрить ее в любви к UH. — Что вас вдохновляло, когда вы только начинали?
— Совсем маленьким я начал писать стихи. Потом увидел по ТV Элвиса и решил, что мои стихи должны стать песнями. К тому же вокруг него были такие красотки!.. И я захотел заниматься тем же, чем и он. Музыкой, музыкой, а не девочками! Я хотел быть на сцене, в студии, чтобы у меня просили автографы и все такое. Кстати, папе эта идея абсолютно не нравилась, но потом мы с ним друг друга все-таки поняли, — заметил Хенсли и сыграл в тему чудесную вещь Wiseman («Мудрец»).
А затем он исполнил вызывающую мурашки по спине песню Through The Eyes Of A Child с сольника 1975 года. «Эта песня о том, как в детстве мы живем счастливой беззаботной жизнью и думаем, что она всегда будет такой, — объяснил автор. — Но потом мы становимся взрослыми и понимаем, что все не так».
«А сейчас мы отправимся в 1970 год, — продолжал Хенсли. — Мы с вами окажемся в студии, на записи альбома. День выдался длинным, и мы подумали, почему бы нам не поужинать, отложили инструменты и пошли в ресторан. Но тут я посмотрел на нас всех и подумал: «Нет, чего-то туда точно не хочу. Мне хочется вернуться к пианино, выпить немного пива и поиграть». Так я и сделал. Выпил пива, расслабился. И вдруг ни с того ни с сего на клавишах появилась песня! Я даже запаниковал, потому что не планировал ничего сочинять, а тут пришлось записывать слова, играть. Но я уже знал: если идея пришла — запиши ее немедленно, иначе забудешь. Когда группа вернулась с ужина, я сказал: «Ребята, я тут песню сочинил». Они отвечаю: «Давай играй». Им очень понравилось. Это песня о любви и об... английской погоде. И для вас я ее сыграю в том виде, в каком сыграл для них». Да, песня Rain с пластинки 1972 года The Magician’s Birthday хороша.
Народ реально забалдел. Время между тем начинало поджимать. «Поскольку я часто езжу в туры по России, знаю из разговоров с людьми, что многие мои песни изменили и вашу жизнь. Это здорово вдохновляет... Жаль, но не смогу спеть все 52 песни из моей книги, разве что мы с вами закажем сюда пиццу и несколько дней потусуемся, тогда я все для вас спою, — народ встретил идею одобрительным гулом. — Но лучше я соберу вместе сразу три песни, — разочаровал Хенсли и нон-стопом выдал Illusion (1977), Sweet Freedom (1973) и Circle Of Hands (1972) с незабвенной строчкой о том, что Today is only yesterday’s tomorrow.
Отметим, что едва ли не большая часть вопросов из зала задавалась на английском, причем весьма приличном! Хенсли даже восхитился: «Вы все так круто говорите по-английски!» «Ты уволена!» — шутливо бросил он в сторону переводчицы.
«Я ПРОЛЕТЕЛ 2,5 ТЫСЯЧИ КИЛОМЕТРОВ, ЧТОБЫ ПОБЫВАТЬ НА ЭТОМ КОНЦЕРТЕ!»
Между тем поклонники признавались Кену в любви буквально со слезами на глазах. «Мы очень любим ваше творчество! Любим вас! Знаем вас с юности, — обратилась к Хенсли, скажем так, уже не юная дама. — И вы... прекрасно выглядите». «Хотел бы поблагодарить за то, что вы приехали, дали возможность поглядеть на себя, послушать вашу музыку», — добавил эмоций молодой человек.
— Я пролетел 2,5 тысячи километров, чтобы побывать на этом концерте, потому что Uriah Heep для меня любимая группа уже 40 лет, — подошел к микрофону солидный седой мужчина.
— Откуда вы приехали?
— Niznevartovsk City, — путешественник решил перейти на английский. — West Syberia. Oil city.
— Спасибо, что приехали.
— Там много денег, так что, думаю, вас ждут и там.
— А деньги привезли? Ха-ха!
— Почему журналисты недолюбливали Uriah Heep и постоянно писали о группе всякую ерунду? — у сибиряка был конкретный вопрос.
— Им почему-то не нравилось, что мы успешная группа. У нас все очень хорошо получалось, были хорошие менеджеры, записи, реклама. Но им, наверное, хотелось, чтобы мы страдали, жили в фургончиках. А еще их злило то, что они предсказывали нам провал, но его все не было. Их бесило, что мы совершенно к ним не прислушивались, а слушали только тех, кто ходит к нам на концерты и покупает пластинки. Была в американском журнале Rolling Stone такая девушка Мелисса Миллз. В рецензии на наш первый альбом она написала: «Если эта группа чего-то добьется, я покончу с собой». Когда мы получили первый золотой диск, позвонили ей: «Мелисса, ты еще жива?» Ха-ха!
Таким Кен был в 1973 году |
— Я бы очень хотел получить ваш медиатор, — набрался храбрости молодой поклонник. — Давайте поменяемся! И под аплодисменты зала Хенсли отдал юноше свой медиатор.
— Могу я сфотографироваться с вами после концерта? — просьба прозвучала от юной особы.
— Конечно, минут через 10 после концерта я сюда вернусь, так что никаких проблем. Если нужен автограф, фотография или вы хотите просто меня обнять, пожалуйста. И Кен сдержал обещание — добродушно фотографировался в обнимку с поклонниками, жал руки, подписывал плакаты и просто найденные людьми впопыхах бумажки.
— Что любите делать в свободное от концертов время? — продолжался «допрос».
— Делаю то, что жена велит. Это правда. У нас большая ферма, там много чего растет, много животных. Я люблю помогать по хозяйству... У меня нет детей — биологически это невозможно, мы с женой подбираем брошенных собак и кошек. Так что у нас детки четвероногие. Когда я проверял в последний раз, было 15 собак и 11 кошек. Уверен, когда приеду домой, там уже будут слоник, ослик, страус и еще какие-нибудь чудные животные!
Но настала пора очередного шедевра. «Песни появляются иногда совершенно из ниоткуда, — начал издалека Хенсли. — В моем музыкальном путешествии были такие чудеса, и эта песня — одно из них. Помню, я пришел на репетицию и говорю: «Ребята, у меня абсолютно новая песня, она немного странная, но вам понравится». Сейчас я сыграю ее вам так, как я сыграл тогда им... Хотя это было так давно, до сих пор отчетливо помню это музыкальное чудо...» Конечно, далее не могло последовать ничего иного, как July Morning — визитной карточки Uriah Heep. Зал слушал авторский вариант знаменитой песни, словно оцепенев: изрядно отличаясь от оригинала, записанного в 1971 году, вещь словно открылась в новом измерении.
«Никогда бы не подумал, что такая громкая музыка, как Uriah Heep, может быть сыграна так по-домашнему», — восхитился, обращаясь к Хенсли, один из сидевших в передних рядах перед сценой — к микрофону он не пошел, чтобы не поднимать на ноги весь ряд.
Под занавес Хенсли, взяв акустику, исполнил Tales и, конечно... «Еще одна песня для вас, но прежде, чем я ее спою, хочу сказать спасибо за такой чудесный вечер... И эту песню вы должны петь вместе со мной, потому что у вас нет никаких оправданий, ведь припев — на русском. Никаких отмазок — придется петь!» Насчет «на русском» Хенсли, конечно, пошутил, но кто из поклонников рок-музыки не знает мелодии и многоголосого «а-а-а-а» из Lady in Black?
«Спасибо всем! — завершил выступление заслуженный ветеран рок-н-ролла. — Благослови вас всех Бог». И вас, маэстро Хенсли.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.