http://ieml.ru/
Институт экономики, управления и права собрал в Казани участников всероссийской конференции «Диалектика противодействия коррупции»

«МЫ ПОВЫСИЛИ ПРОЗРАЧНОСТЬ ГОСУПРАВЛЕНИЯ»

«Диалектика противодействия коррупции» — такое многозначительное название было у V Всероссийской научно-практической конференции, которая состоялась в Казани в конце прошлой недели. Конференцию организовали управление президента РТ по вопросам антикоррупционной политики и министерство образования и науки РТ. Участвовали представители органов по противодействию коррупции со всех регионов России, порядка 300 человек. На конференции использовались три языка — русский, английский и китайский.

С докладом выступил руководитель аппарата президента РТ Асгат Сафаров, что само по себе редкость. Он сообщил сенсационную новость: за последние 7 лет количество жителей РТ, сталкивающихся с коррупцией, сократилось в два раза! Если в 2009 году в коррупционную ситуацию попадал каждый пятый житель республики, то в 2015 году — только каждый десятый. Интересно, что годы активной борьбы с коррупцией в РТ пришлись на президентство Рустама Минниханова, который вступил в эту должность 25 марта 2010 года.

«Мы приняли ряд системных мер, которые повысили прозрачность государственного управления, сокращение административных барьеров и упрощение процедур, вовлечение населения в общественный надзор, — начал Сафаров свою речь перед участниками конференции со всей России. — Значительному снижению коррупционных проявлений способствует электронная система взаимодействия населения с органами власти при предоставлении услуг. Вы знаете, что у нас работают информационные терминалы самообслуживания, созданы порталы государственных и муниципальных услуг. Комплекс принимаемых нами мер уже дает положительные результаты. Подтверждением этому являются социологические исследования».

Любопытно, что в начале прошлой недели завотделом аппарата президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Алексей Панкратов заявил, что среднестатистический житель Татарстана тратит на взятки около 30 тыс. рублей ежегодно. А замминистра здравоохранения РТ Ильдар Фатихов констатировал, что свыше половины — 52,6% — опрошенных жителей Татарстана когда-либо сталкивались с коррупцией в медучреждениях.

ФЕДЕРАЛЫ ПОСУЛИЛИ ТАТАРСТАНУ ЗВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ

Говоря об электронных услугах, Сафаров уточнил, что сегодня доступно 229 сервисов, а за 10 месяцев этого года было оказано рекордное количество услуг — более 45 миллионов: «Это позволило практически полностью исключить коррупционные факты во многих сферах государственного управления, примером может служить электронная запись в детские сады. После этого была полностью ликвидирована очередь среди детей старше трех лет. Аналогичным образом проведена работа по ЗАГСу, записям на прием к врачу, в сфере ЖКХ. Активно работают республиканские СМИ, формируют в обществе дисциплину и способности к антикоррупционному поведению».

Коснулся Сафаров и работы общественных приемных: с начала их деятельности в 2013 году туда обратилось более 150 человек. Вскользь в речи Сафарова промелькнула информация о том, что опыт Татарстана был признан одним из лучших в России и даже рекомендован Институтом законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ другим субъектам для руководства в своей работе.

Асгат Сафаров и Валентин Михайлов (справа)

Зато эту тему не оставил без внимания замначальника управления президента РФ по вопросам противодействия коррупции Валентин Михайлов, посуливший республике ни много ни мало — звание центра по борьбе с коррупцией в регионах. «Наша страна чрезвычайно большая, разная, если в последние годы делался акцент на работу на федеральном уровне, то сейчас акцент антикоррупционной работы переходит на уровень регионов, — заявил Михайлов. — Ряд шагов в этом направлении уже предпринят. Казань может со временем стать научным, методическим центром, который будет формировать подходы по противодействию коррупции на уровне регионов. В регионах складываются различные ситуации, и надо как-то все это осмысливать и находить комбинации».

НУЖНО СМОТРЕТЬ НА ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ С РАЗНЫХ СТОРОН

Михайлов также сказал: «Чем больше мы работаем, тем больше понимаем сложность этого социального явления. Это негативное социальное явление связано разными нитями с каждым из нас. В выступлении хозяина конференции (имеется в виду Асгат Сафаровприм. авт.) прозвучало, что теперь в коррупционные ситуации попадает каждый десятый. В любом случае это сложность. Нужно смотреть на проблемы коррупции с разных сторон». В своем выступлении Михайлов выразил надежду, что в ходе конференции удастся продвинуться в понимании коррупции и подготовить рекомендации и органам федеральной власти, и субъектам РФ.

В этот раз упор на конференции делался на унификацию антикоррупционной работы во всех субъектах РФ

О работе на федеральном уровне рассказал помощник полпреда президента РФ в ПФО Александр Давыдов: «Наступательное, поступательное такое движение. Я готов вам сообщить, что во всех регионах России есть антикоррупционные структуры, есть и рабочие аппараты, президентом приняты нормативные документы, работают комиссии... Но этой работы недостаточно для того, чтобы сказать, что мы с этим эффективно боремся. Статистика такова, что 90 процентов населения не обращаются в случаях коррупционных проявлений. Это самый главный показатель. Как только мы изменим психологию чиновников и гражданского общества, только тогда решим свою задачу. Полпредство ищет пути усиления работы по декриминализации отдельно взятого региона — Чувашии. Регулярно туда ездим, и работа пошла. Будем распространять этот опыт на другие регионы».

ЧИНОВНИКИ РЕДКО ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОТ ВЗЯТОК В МИЛЛИОН РУБЛЕЙ

Высказал на конференции Валентин Михайлов и собственную, несколько неожиданную версию причины авиакатастрофы над Синаем — такой причиной, с его точки зрения, могли стать факты коррупции. «Например, сотрудник полиции провел на борт самолета двух женщин без досмотра за 5 тысяч рублей, — весьма эмоционально высказался Михайлов. — Ну, торопились они там... Но это оказались не просто люди, это были женщины, которые взорвали самолет. Вот вам абстрактные проявления коррупции и реальность жизни. Или то, что недавно произошло с самолетом, я не знаю всех обстоятельств, но там погибло 224 наших соотечественника. По тем скудным данным, которыми я обладаю, не исключено наличие коррупционной составляющей!».

Михайлов уточнил, что коррупция в России стала нормой по решению личных и бизнес-задач. «Да, и в комиссиях по противодействию коррупции есть не чистые на руку люди. Но кого поставить вместо этих людей?» — задал он риторический вопрос. И уточнил, что госслужащие отказываются от взяток лишь в двух случаях — когда взятка менее 25 тыс. рублей и когда взятка склоняет служащего к совершению серьезных коррупционных правонарушений. А вот взятки, превышающие миллион рублей, госслужащие берут гораздо охотнее, но за 2014 год в России на взятках более 1 млн. «погорели» лишь 40 чиновников. Больше всего тех, кто брал взятки до 100 тыс. рублей, но не меньше 25 тыс. рублей — таковых в 2014 году было 913 человек.

В конференции участвовали представители органов по противодействию коррупции со всех регионов России, порядка 300 человек

По словам первого проректора ИЭУП, профессора кафедры уголовного права и процесса, председателя наблюдательного совета НИИ противодействия коррупции ИЭУП Игоря Бикеева, сделанные на предыдущих конференциях выводы позволили формировать комиссии по противодействию коррупции.

«Постепенно появился такой институт, как помощники глав администраций по противодействию коррупции, — рассказал Бикеев «БИЗНЕС Online». — Большая часть предложений участников конференции носит значительный характер и легла в основу приказа президента по формированию комиссий по противодействию коррупции. В этот раз упор делался по нескольким направлениям — унификация антикоррупционной работы во всех субъектах РФ. Там были неодинаковые подходы, этим занимались самые разные органы и подразделения. Их деятельность оказывается несопоставимой. Теперь, в том числе благодаря нашей конференции, принято решение об унификации. Начинается большая работа по тому, чтобы противодействие коррупции стало действительно эффективным».