Пришла ко мне в почтовый ящик газета "PRO Город". Уже второй раз (а есть люди, к которым ни разу ещё не приходила). Ну, дойдёт когда-нибудь, это не принципиально. Кто-то где-то схалтурил, супервайзер не доработал. А бывает, что тираж завышен. У нас число можно писать какое угодно, никто не придерётся, потому что проверить почти невозможно. Реально тысяча — а пишут двадцать, и никто не проверяет. Зато рекламодатель идёт. На тысячу экземпляров никого не заманишь, а на двадцать тысяч ещё как-то получается.
Но в данном случае я верю, что тираж действительно 270 тысяч, потому что он сертифицирован. Ну, а то, что "780 тысяч горожан получили газету "PRO Город" — так это рекламный трюк. Поди проверь, сколько человек один экземпляр читают. Вполне возможно, что в среднем действительно 3 человека, что соответствует размеру средней условной семьи. Так что тут без вранья, всё чисто.
Получив газету, я, естественно, попытался найти, что бы там почитать. Не нашёл, разумеется. "Почему стоит Казань" — это вынесено прямо на обложку. Да мы и так знаем, почему стоит. Даже те, кто на машине сроду не ездил. То, что мелкое ДТП может на наших древних узких улицах остановить пол-города, — это не новость. И про ремонты тоже все знают. И про здоровенные автобусы, привыкшие занимать сразу две полосы, тоже всем известно. Абсолютно ничего нового. Равно как и то, что бары и кафе во время встречи "Рубина" с киевским "Динамо" были загружены до отказа. Ну, а то, что вроде тянет на новости, просто не интересно. "Соломина разочаровал Казанский вокзал". "Свиной грипп будут искать в поездах". "Казанские красавицы оставят нью-йоркских без работы". И прочее подобное. Обычная жвачка. Вроде и есть что-то во рту — а сытости никакой.
Понятно, что на самом деле издание рекламное, и все эти якобы новости и якобы тексты всего лишь заполняют пространство между рекламой. Раньше такое проходило, но эти времена закончились. Не только почтовые ящики завалены бесплатными рекламными изданиями, листовками, даже толстыми каталогами ("Икеа", например), но есть ещё и Интернет, в котором всё это тоже присутствует, и чем дальше — тем больше. Да ещё кризис. Любой предприниматель семь раз подумает, прежде чем давать куда-нибудь рекламу.
"PRO Город" — нормальная, обыкновенная "жёлтая" городская газета. Таким у нас был "Восточный экспресс" (кстати, "PRO Город" возглавляет Ольга Давыдова — бывший редактор "Восточного экспресса"). Но "Восточного экспресса" больше нет. Газета сыграла в ящик, несмотря на то, что её вёл выдающийся бизнесмен. Ниша городской "жёлтой" газеты оказалась в Казани невостребованной. У такой газеты нет тех читателей, которые могут обеспечить поток рекламы. Подобные газеты — это чтение для людей, не обременённых интеллектом, не имеющих желания и возможности сидеть в Инте;рнете и располагающих большим количеством свободного времени. Найти среди такого контингента даже покупателя "надёжного автомобиля премиум-класса по цене эконом" — задача, смахивающая на квадратуру круга.
"PRO Город" — это издание RNT Media Group, медиа-холдинга из Кировской области. Там у них радиостанция, телекомпания, несколько газет — в том числе и "Pro Город", глянцевые каталоги и два городских интернет-портала. "PRO Город" запущен ещё в Кирово-Чепецке и Сыктывкаре.
Нет ничего удивительного, что в Кирове, Кирове-Чепецке и Сыктывкаре читают "PRO Город". Хотя, например, бывший Кировский пединститут носит ныне пышное название Государственного гуманитарного университета, сущность его от этого не изменилась. Кирово-Чепецк с населением 83 900 человек — это вообще моногород. А Сыктывкар, хотя и столица республики Коми, — не ровня Казани.
Третья столица России — университетский город с множеством учебных заведений и исключительно высоким уровнем образования населения (конечно, не таким, как прежде, но ведь уровень образования везде упал одинаково катастрофически — что в Москве, что в Кирове). Соответственно, здесь развит Интернет, здесь читают серьёзную прессу. Читателя "жёлтой" городской газеты легко представить себе в Сыктывкаре, но гораздо труднее — в Казани. Все города, в которых успешно работает RNT Media Group, — это глухая провинция (да простят меня кировские бизнесмены, но это — правда). И там эта газетная жвачка как-то живёт — может быть, даже хорошо живёт. Но в Казани? Где только что закончился опыт с "Восточным экспрессом"?..
По-моему, господа из Кирова несколько переоценили свои возможности. Кстати, они стартовали, так и не найдя хорошего продажника. А ведь в рекламном издании это первый человек. Редактор — это так, для заполнения пустот между рекламой. Мастера продаж в Казани есть. Как и всяких мастеров, их мало, все они при деле, и сомнительно, чтобы кто-то из них поменял место работы. Придётся искать среди молодых, энергичных, но неопытных. А это — лотерея.
Я всегда "за" успех бизнеса. Потому что успех всякого бизнеса — это новые рабочие места, новые товары, вообще оживление жизни. Поэтому и кировчанам искренне желаю успеха. Но их проект выглядит сомнительным. Конечно, за счёт сыктывкарско-кировских доходов казанский вариант газеты какое-то время продержится, но за его светлое будущее я не поставлю и ломаного гроша.
21.09.09
Владимир Марченко Кандидат философских наук, специалист в области социальных коммуникаций. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.