В автограде прошла очередная встреча в рамках проекта «Бизнес и власть. Откровенный разговор» с участием руководителя Роспотребнадзора по РТ Марины Патяшиной

НА БИЗНЕС ПРИХОДИТСЯ 7% ВСЕХ ПРОВЕРОК

Очередная встреча в рамках проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор» накануне с участием руководителя управления Роспотребнадзора по РТ Марины Патяшиной носила больше характер правового ликбеза — на почту поступило около 20 вопросов. Хочется думать, связано это с тем, что ведомство перестало активно надоедать бизнесу своими бесконечными проверками, и личная встреча с начальником ведомства не вызвала большого ажиотажа среди бизнесменов. Поэтому открылась она с небольшого статистического отчета.

По словам Патяшиной, в этом году управление провело 3 тыс. плановых ревизий по республике, а по Набережным Челнам — около 300. При этом главный санитарный врач Республики Татарстан отметила, что количество проверок за последние 5 лет уменьшилось в 3 раза. «Роспотребнадзор снижает количество административных расследований и надзорных мероприятий в соответствии с реформой, которая призвана уменьшить барьер на бизнес. До 2018 года введен мораторий на проверку малого бизнеса за исключением социальной сферы, здравоохранения, образования и тех ИП, у которых в процессе проверок были выявлены грубые нарушения вплоть до приостановления деятельности. На сферу бизнеса приходится очень небольшая доля (как выяснилось позже, около 7%прим. ред.). 60 процентов объектов, которые подвергаются контролю, — это образовательные и медицинские учреждения, а также промышленные предприятия», — предупредила в начале встречи гостья.

Напомним, с Патяшиной эта встреча уже вторая — год назад мероприятие прошло на казанской площадке. Тогда, по словам бизнес-омбудсмена и модератора встреч Тимура Нагуманова, 99,9% проблем, озвученных предпринимателями, решилось положительно. «Надеюсь, сегодняшняя встреча побьет рекорд, и мы все-таки дойдем до 100 процентов», — выразил надежду бизнес-омбудсмен. Однако зубастых вопросов от представителей бизнес-сообщества автограда журналисты так и не услышали. И даже главной темы последних дней — эмбарго против турецких продуктов — на встрече коснулись лишь на пресс-подходе перед началом мероприятия. Патяшина, впрочем, сообщила, что пока в отношении турецких товаров и услуг от федеральной службы никаких поручений в территориальное ведомство не поступало. «У нас были в целом нарекания по импортной пищевой продукции, качество ее ухудшается из-за содержания химических веществ, которые увеличивают срок годности продуктов. Но отдельно турецкие продукты мы не выделяли, и вспомнить вопиющие факты по турецкой продукции я не могу», — объяснила Патяшина позицию ведомства корреспонденту «БИЗНЕС Online».

Нагуманову, как выяснилось, тоже не поступало от турецких бизнесменов ни одного обращения. «Любой предприниматель, действующий на территории РФ, должен соблюдать законы. И если даже будут поступать отдельные поручения в ведомства по проведению проверок именно турецких компаний, они будут исполняться только в рамках действующего законодательства, потому что национальный признак не имеет никакого значения», — подчеркнул он.

Равиль Морданов
Равиль Морданов, директор ТД «Манго», поделился постоянной, по его мнению, покупательской критикой колбас, которые «невозможно есть»

«ПОЧЕМУ У НАС КОЛБАСЫ НАСТОЛЬКО ОТВРАТИТЕЛЬНЫ? ИХ НЕВОЗМОЖНО ЕСТЬ!»

Собственно на самой встрече для широкого круга слушателей интересны были, пожалуй, лишь четыре момента. Тему качества продуктов питания поднял директор ТД «Манго» Равиль Морданов, владелец небольшого магазина с разнообразным ассортиментом товаров. Он прямо спросил руководителя Роспотребнадзора по РТ:

— Почему у нас колбасы настолько отвратительны? Их невозможно есть. Покупатели ко мне подходят и предъявляют претензии. Приходится объяснять, что я же не производитель, я только реализацией занимаюсь. Только за последние полгода раз пять подходили. Они, наверное, везде, во всех магазинах подходят. Я понимаю, что вы невсесильны. Но хоть какой-то минимальный контроль качества выпускаемой продукции — в Татарстане же многие фирмы выпускают колбасные изделия — надо осуществлять. Суть вопроса в том: как организована эта проверка?

Патяшина ответила в том духе, что контроль-то ведется, вот только охвачены им далеко не все производители.

— В основном речь идет о предприятиях малого бизнеса, они занимаются производством колбасных изделий, — пояснила руководитель управления Роспотребнадзора. — Понятно, что это та сфера, которая подпадает под наименьшее количество проверок. Дело в том, что раньше, очень давно, колбасы изготовливались по ГОСТу. Это твердый стандарт, который совершенно не позволял «шаг вправо, шаг влево». Сейчас у производителей есть возможность изготавливать продукцию по техническим условиям. Но в отношении колбасных и мясных изделий крайне редко поступают обращения в наш адрес. Вместе с тем иногда выявляются компоненты, не заявленные на этикетке. Например, свинина не заявлена — а в продукте содержится, какие-то пищевые добавки, консерванты. Вот те нарушения, которые мы выявляем.

Далее Патяшина сравнила качество импортной и отечественной мясной и колбасной продукции. Вердикт вынесла в пользу изделий российского производства.

— Импортная продукция вызывает у нас наибольшие опасения, — сообщила спикер мероприятия. — Надо понимать, что там сроки годности очень большие. Значит, эта продукция содержит все то химическое, что позволяет эти сроки годности выдерживать. Поэтому мы говорим о том, что отечественная продукция имеет более благоприятные показатели по качеству. По прошлому году могу сказать, что каждая десятая партия импортной продукции была нестандартной по химическим показателям. По российской продукции — от 2 до до 3 процентов. А если брать продукцию местную, татарстанскую, по крайней мере из числа тех, что мы проверили, то доля нестандартной еще ниже — 1,5 процента. Поэтому мы нацеливаем потребителей все-таки покупать продукцию отечественного производителя. Потому что транспортное плечо короче, а значит, продукция более качественная. Мы говорим только по показателям безопасности, а не по вкусовым качествам.

— Марина Александровна, то есть по результатам ваших проверок можно сделать вывод, что колбасы у нас нормальные? — решил подвести итог Нагуманов. — То есть это миф, что у нас в колбасу кладут все что угодно, кроме мяса? А то модно сейчас за столом говорить: я колбасу не ем, потому что там мяса нет.

— Повторюсь, обращения по колбасам бывают единичные, мы с этим практически не сталкиваемся, — ответила Патяшина.

— Но при этом подтвердить, что колбаса вся хорошая, тоже не можете? — допытывался бизнес-омбудсмен.

— Тоже не можем, — вынуждена была признать Патяшина и опять обратилась к Морданову. — Если вы готовы нам назвать конкретных производителей, то мы могли бы проверить их и довести результаты до населения. Вы же видите, что плановых проверок малого бизнеса почти нет. Поэтому дайте нам факты для внеплановой проверки.

Патяшина предупредила предпринимателей, что на рынке действуют мошенники, которые склоняют рестораны и кафе внедрять систему ХАССП, прикрываясь именем Роспотребнадзора

ЗА ОТСУТСТВИЕ ХАССП ГОД ШТРАФОВАТЬ НЕ БУДУТ

Представительница нижнекамского ресторана «Арба» затронула болезненный для предприятий питания вопрос внедрения ХАССП — системы, обеспечивающей контроль на всех этапах производства пищевых продуктов. Дело в том, что сроки установки ХАССП завершились еще 15 февраля, но установили ее у себя единицы. По закону за отсутствие ХАССП положен штраф на предпринимателя от 20 до 30 тыс. руб, на юрлицо — от 100 до 300 тысяч. Но в данном случае руководитель санитарного ведомства всецело на стороне бизнеса, так как внедрять новую систему контроля даже на крупных предприятиях очень сложно, а на мелких порой просто невозможно. «Если это ресторан на 100 мест — это еще куда ни шло, а если кафе на 20 мест? Честно вам скажу, что мы систему ХАССП контролируем только на крупных предприятиях пищевой промышленности и предприятиях, которые имеют свои цеха по выработке хлебо-булочных или колбасных изделий при крупных торговых сетях. Поэтому мы пока по программе ХАСПП предприятия общепита не контролируем», — объяснила присутствующим Патяшина.

Сложности в переходе на ХАССП объяснил гендиректор ООО «Татнэт» Эдуард Ковалев. Его компания занимается поставками мяса и мясных полуфабрикатов в бюджетные учреждения по всему Закамью. Но на производстве размером в 60 квадратных метров осуществить перестройку почти нереально. При этом, отметил бизнесмен, по старым санитарным меркам на предприятии все сделано правильно!

Кроме того, Патяшина предупредила, что на рынке действуют мошенники, которые склоняют рестораны и кафе внедрять систему, прикрываясь именем Роспотребнадзора. «У нас буквально месяц назад поступил звонок — от нашего имени выходят на рестораны Казани и говорят, что нужно заключить договор по обучению и разработке ХАССП. Я вас уверяю, что никаких поручений или аффилированности каких-то структур у нас нет. Пока мы в течение года точно на это обращать внимания не будем. Так что изучайте этот вопрос, там не требуется больших затрат — обучите одного специалиста, который будет внедрять систему. Программа ХАССП намного шире, чем программа производственного контроля, которой опять же у половины предприятий нет», — заверила главный санитарный врач РТ.

Олег Давыдов
Олег Давыдов, учредитель ООО «КамЭко», обеспокоен, что санитарное благополучие населения находится под большой угрозой

В МУСОРКЕ СОБИРАЮТСЯ ОПАСНЫЕ МИКРООРГАНИЗМЫ, ВПЛОТЬ ДО ПАЛОЧКИ КОХА

Более неожиданной в беседе стала тема чистоты мусорокамер в жилых домах. Олег Давыдов, учредитель ООО «КамЭко», которое занимается внедрением роботизированных комплексов для очистки и дезинфекции стволов мусоропроводов, пояснил, что санитарное благополучие населения находится под большой угрозой. «У нас пилотный проект по Приволжскому федеральному округу. Роботы созданы отечественным предприятием — конструкторским бюро приборостроения в Туле. Но именно в Челнах мы столкнулись с проблемой. Управляющие компании находят всевозможные отговорки, чтобы избежать данных работ, хотя с этой проблемой все жители Челнов сталкиваются хотя бы два раза в день, когда заходят и выходят из дома. Ствол мусоропровода — это еще и пожарная вытяжка, и все болезнетворные микробы, которые живут в стволе мусоропровода, попадают на жилую территорию. Почему отсутствует механизм воздействия на управляющие компании, которые не могут обеспечить исполнение санитарных нормативов?» — задался вопросом Давыдов. Пока у компании заключены договоры лишь с четырьмя УК: «Челныстройремонт», «Ремжилстрой», «Махалля», «Жилкомсервис». Остальные же игнорируют проблему, мотивируя это якобы неэффективностью подобного метода.

Как выяснилось, ствол мусоропровода действительно должен очищаться раз в месяц. Более того, ни одна новостройка сегодня не должна быть сдана в эксплуатацию, пока не установят специальный механизм для мойки и дезинфекции. Но этот механизм, уверяет Давыдов, не оправдывает себя. Мойка представляет собой большой напор воды, которая течет через все щели в межэтажное пространство. А это опять же опасность заражения. По словам бизнесмена, в мусорке собираются опасные возбудители болезней, вплоть до палочки Коха. Тем не менее в Роспотребнадзор жалоб от жителей Татарстана на вонючие мусорки почти не поступало, заверила Патяшина и порекомендовала обращения жителей к «чистильщикам» переадресовать в их ведомство.

— Когда мы выходим с проверкой, мы требуем акты работ по чистке и дезинфекции камер мусоропровода, требуем договор. Но они, видимо, перед проверкой быстро заключают договор с вами или с кем-то еще. А проверка качества проведения этих работ не закреплена законодательством, — объяснила глава ведомства.

— УК, наверное, экономит деньги, — предположил Нагуманов. — Мы обратились недавно к премьер-министру Ильдару Халикову с просьбой дать поручение минстрою разработать регламент по очистке мусоропроводов на территории Татарстана. Но без вас, Марина Александровна, проблема не изменится. Я попросил бы вас отдельно этот вопрос просмотреть и оказать содействие по развитию этой отрасли.

Дмитрий Федоров
Дмитрий Федоров рассказал о сложности получения лицензий на медицинскую деятельность предпринимателя

ЭТО СЛИВКИ, НА КОТОРЫХ САНЭПИДЕМСТАНЦИЯ ЗАРАБАТЫВАЕТ

Одним из последних рассмотрели проблему представителя крупнейшей оптической сети Челнов «Конкор-Оптика». Дмитрий Федоров, брат руководителя компании Максима Федорова, депутата Тукаевского райсовета, даже зачитал свое послание с телефона. Трудности с Роспотребнадзором фирма испытала в процессе получения лицензии на медицинскую деятельность при открытии очередного салона оптики. «Нам необходимо было получить санитарно-эпидемиологическое заключение на медицинскую деятельность. А проблема в том, что в Челнах в санэпидемстанции остался всего лишь один сотрудник по этому вопросу. В июне было лицензирование ФАПов (фельдшерско-акушерских пунктов), и этот сотрудник был занят, а все частники сидели и ждали два месяца. Мы два месяца не могли салон открыть. Мы обратились в санэпидемстанцию в Елабугу. Там нам сказали: «У нас рынок поделен, мы не будем ничего делать». Есть частная организация, но Роспотребнадзор не выдает лицензию на основе экспертного заключения частников. В кулуарах говорят, что это сливки, на которых санэпидстанция зарабатывает, а за сертификат только госпошлина платится», — не стеснялся в формулировках Федоров.

В итоге он предложил три варианта: либо увеличить количество специалистов в челнинской санэпидстанции, либо разрешить выдачу сертификата частным компаниям или специалистам эпиднадзора Елабуги. После такой тирады Патяшина вынуждена была признать, что слышать подобное о своих подчиненных ей не особо приятно.

— Есть четкий регламент. Я не могу понять, как можно ждать два месяца? — недоумевала Патяшина. — Другая лаборатория этого делать не может, потому что выдачу санитарно-эпидемиологического заключения осуществляет только госсанэпиднадзор. Я не могу доверять лаборатории, которая может быть заинтересована в выдаче положительного документа. А выдают его на основании экспертизы. Срок рассмотрения заявления одни месяц. Мы центру гигиены и эпидемиологии даем предписание выйти и провести экспертизу, как правило, мы даем на это не больше двух недель, чтобы уложиться в месячный срок. И меня не волнует, 1 человек у них или 10 — это не должно быть моей заботой. И в течение двух недель они предоставляют нам экспертное заключение. Вы заявление оставили? Или оно у вас не в срок рассмотрено?

— Обращались. Ответ был устный: «Мы заняты госзаказом на лицензирование ФАПов».

— Давайте работать в рамках закона, — предложила Патяшина. — Все на нашем сайте размещено. Как только вам надо получить документ, оставляете там заявление. На сайте и форма есть. Дайте мне ваше заявление, потому что сроки оказания госуслуг в течение 30 дней мы отслеживаем жесточайшим образом!

Правда, в ходе диалога так и осталось невыясненным, платила ли «Конкор-Оптика» деньги за эту услугу и можно ли предпринимателям обращаться в Елабугу, где специалистов по этой теме гораздо больше.