Победителем конкурса на лучший вопрос руководителю ТУ Росимущества в РТ Гульнаре Сергеевой стал финансовый директор ООО «ЖК «Победа» Айдар Мифтахов |
«А КТО ДОЛЖЕН ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ ОТ ИМЕНИ ГОСУДАРСТВА?»
— Айдар, расскажите о себе.
— Я казанец, мне 25 лет, окончил экономический факультет Казанского университета. В настоящий момент являюсь аспирантом Института управления, экономики и финансов КФУ и параллельно ассистентом на кафедре территориальной экономики КФУ, что скорее можно назвать хобби. А вообще, я работаю финансовым директором ООО «Жилой комплекс «Победа», которое входит в группу компаний «ЖИК» — «Жилищная инвестиционная компания города Казани».
До этого я работал финансовым директором в ОАО «КЗСК-Силикон», реализующем инвестиционный проект строительства завода по выпуску силиконовых материалов. Одним из акционеров компании как раз является Росимущество, поэтому у меня и возник такой вопрос к Гульнаре Ильдусовне Сергеевой, которая недавно возглавила территориальное управление этого ведомства в Татарстане. Всегда же интересно услышать ответ от первого лица.
— Напомню нашим читателям ваш вопрос: «Каким образом Росимущество как акционер ряда татарстанских предприятий может поддержать их в их развитии и реализации крупных инвестиционных проектов и как в этом смысле у ведомства налажена работа с основными профильными министерствами, например, минпромторгом РФ?» А вы как финансовый директор не знали ответа на этот вопрос?
— На прошлой своей работе я понял, что у государства есть распределители бюджетных средств — это федеральные министерства, а есть те, кто затем управляет этой собственностью. Как раз Росимущество является оператором государственной собственности, оно как акционер участвует в корпоративных собраниях — на заседаниях совета директоров и так далее. Но с точки зрения распределения денег, я так понимаю, у Росимущества таких возможностей нет, это не входит в его компетенции.
— А почему обязательно «распределение» денег, а не зарабатывание? Разве госорган, управляя акциями государства в предприятиях, не должен способствовать его более эффективной работе для зарабатывания денег?
— Насколько я понимаю, Росимущество является держателем акций государства, и оно должно следить, чтобы собственность государства управлялась эффективно, чтобы она зарабатывала. Для этого у Росимущества есть очень много директив: они следят за прибыльностью проектов, за прибыльностью компаний, анализируют контрольные показатели деятельности предприятий.
Сам я на «КЗСК-Силикон» работал на инвестиционном проекте, который реализовывался с нуля, и мы работали и с министерством, и с Росимуществом. И получается так, что деньги дают одни государственные органы, а управляют ими другие госорганы. Может быть, здесь есть сложный момент по общению, потому что двум медведям в берлоге тяжело уместиться. Если государственным инвестором проекта является министерство, а управляет Росимущество, то возникает вопрос: а кто должен принимать решения от имени государства?
— А вы как считаете, кто должен принимать решение?
— Я считаю, что, наверное, решение должен принимать тот, кто больше «руку набил». Насколько я знаю, в Росимуществе работают квалифицированные специалисты, я сам общался и с казанскими сотрудниками, и с федеральными. Я считаю, что в татарстанском управлении Росимущества работают достаточно квалифицированные юристы и, может быть, следовало бы им дать больше свободы действий.
«НАСТАЛА ПОТРЕБНОСТЬ УЖЕСТОЧАТЬ КОНТРОЛЬ ЗА РАСХОДОВАНИЕМ ДЕНЕГ»
— Почему все говорят, что государство и собственник плохой, и управляющий плохой? Может быть, это заблуждение?
— Я считаю, что это заблуждение. Думаю, там, где «сидят» бюджетные деньги, то есть деньги налогоплательщиков, всегда будут те, кто будет считать, что деньги распределены неэффективно, что в каких-то случаях лучше поднять доходы населения, повысив зарплату; другие будут считать, что лучше эти деньги вкладывать в основные фонды, в реализацию проектов. Это же настолько сложный вопрос, что недовольные будут всегда.
Я работал с корпорацией «Внешэкономбанк», когда мы получали финансирование проекта, и могу сказать, что там работают квалифицированные люди, они действуют не по каким-то понятиям, а по четким инструкциям.
— А эти инструкции соответствуют сегодняшней действительности?
— Такие крупные банки, как Внешэкономбанк и Сбербанк, очень чутко следят за мировыми тенденциями, финансовым контролем, финансовым анализом. Насколько я знаю, у них всегда есть обмен опытом с международными банковскими институтами. Когда мы разрабатывали финансовую модель, у банка была мощная инструкция со строгими подходами и ссылками на международные источники при использовании исходных данных для расчета формул. Каждую цифру необходимо было обосновать. Например, надо было учесть инфляцию, и, казалось бы, можно было указать инфляцию 20 процентов, раз в России все так сложно, но на самом деле есть четкие источники: прогноз социально-экономического развития России, различные данные минэкономразвития.
Конечно, чем процедура сложнее, тем процесс бюрократичнее. С другой стороны, на фоне кризисных явлений в экономике, по-моему, настала потребность ужесточать контроль за расходованием денег. Пусть будет сложнее, но зато все будут спать спокойно.
ЖК «Победа» на проспекте Победы — один из самых крупных проектов группы компаний «ЖИК» |
«НАБИРАЮ СОТРУДНИКОВ ПО ПРИНЦИПУ «ГОРЯЩЕГО ОГНЯ В ГЛАЗАХ»
— Компания «ЖИК», в которой вы сегодня работаете, инвестирует только в жилищное строительство?
— Это крупный холдинг, но основным направлением является девелоперская деятельность. У нас сегодня три крупных комплекса: ЖК «Победа» на проспекте Победы около торгового центра «МЕГА» (2,5 тысячи квартир), ЖК «Семь островов» на улице Тэцевской и ЖК «Вербный» на улице Фучика, который находится на стадии завершения. На сегодняшний день наша группа компаний является одним из крупнейших застройщиков, за время своего существования мы ввели более 1 миллиона квадратных метров жилья.
— Давно холдинг создан? Он большой?
— Все началось в 2006 году, когда было создано ОАО «ЖИК Казани» как оператор социальной ипотеки. А сегодня мы занимаемся полным циклом строительства, на одном только девелоперском направлении работают около 300 человек.
— В чем заключаются ваши функции как финансового директора?
— Финансисты привлекают денежные средства и тщательно следят за эффективностью их распределения с точки зрения того, чтобы стратегически они были правильно направлены. Ведь всегда потребность в деньгах больше, чем самих денег. В любом бизнесе денег не хватает, но умение найти «узкое» место в проекте, раздвинуть его — это дает гораздо больше, чем вложенные 2 - 3 миллиона. Вот это искусство! Но финансист должен знать и то, как устроена стройка.
— За два месяца работы успели вникнуть во все нюансы бизнеса?
— Сложно сказать... Девелоперский бизнес для меня новый. Но, самое главное, мне интересно. Я считаю, у нас собрана сильная команда, которая достигнет успеха. «Победа» закончится победой, как мы любим говорить.
— А как такому еще молодому человеку доверили пост финансового директора в крупной компании? Конкурс был или по блату взяли?
— Нет, абсолютно не по блату! Я еще в университете начал работать в банке «Спурт» специалистом по анализу корпоративных клиентов, то есть с другой стороны «барьера»: сейчас я общаюсь с банками, а раньше общался от банка с клиентами. Мы анализировали отчетность, бизнес-позицию компании. И в какой-то момент председатель правления банка Евгения Валентиновна Даутова, пойдя на определенный риск, я считаю, поручила мне заняться вопросом получения финансирования во Внешэкономбанке. Это был 2012 год. И я, будучи старшим специалистом в банке, перешел на строящийся завод «КЗСК-Силикон». К тому моменту я уже примерно знал, как все это организовано, но общение с государственной корпорацией — это для меня было вызовом.
— Три года назад вы еще моложе были!..
— Да, я только окончил университет. Надо отдать должное Спурт Банку — там делают ставку на молодых, за что я очень благодарен Евгении Валентиновне. Я оттуда ушел, но вспоминаю с такой теплотой... Можно знать наизусть все формулы, быть отличником, но я сам набираю сотрудников по принципу «горящего огня в глазах». Даже если есть какие-то пробелы в знаниях, такие люди могут остаться допоздна на работе и «перелопатить» все бумаги, саморазвиваться. Когда им говоришь об ошибках, они воспринимают это не как обиду, а как вызов и стараются доказать тебе свою состоятельность.
— Но как все-таки вы попали в строительную компанию?
— На «КЗСК-Силикон» наша с руководством и собственниками команда выполнила одну из основных задач в рамках строительства завода — финансирование было открыто, и я решил сменить род деятельности. А в ЖИК я попал после собеседования.
— В строительную отрасль вы перешли в разгар кризиса. Не боитесь, что этот бизнес встанет? У вас есть рецепт, как жить и работать в кризис?
— К кризису я отношусь крайне положительно. Кризис начался еще с 2008 года, я в то время был студентом второго курса и, по сути, не застал времени какого-то благополучия и серьезного экономического роста страны. Но могу сказать, что ухудшение ситуации — это всегда повод найти резервы. Это не общие слова, это действительно здорово, что сейчас есть кризис, потому что в любой кризис надо уметь отказаться от каких-то ненужных бизнесов, ненужных активов, надо сокращать расходы, искать новые рынки сбыта. Это очень простые рецепты, но когда ты садишься планировать, надо идти от общего к частному: ты определяешь для себя глобальные изменения, переходишь к частным и предоставляешь руководству «дорожную карту» по изменению.
Так получилось, что сегодня в работе меня окружают люди молодые, и нас кризис не смущает, мы идем только вперед, придумываем новые маркетинговые компании. Во всем этом очень интересно разбираться. Я считаю, что без кризиса, будучи расслабленной, экономика становится неконкурентоспособной.
«Ухудшение ситуации — это всегда повод найти резервы» |
«БИЗНЕС ONLINE» — ЭТО ALMA MATER ИНФОРМАЦИИ ДЕЛОВОГО МИРА ТАТАРСТАНА»
— Как давно и как часто читаете «БИЗНЕС Online», что нравится и не нравится в газете?
— Знакомство с деловым миром Татарстана для меня началось с «БИЗНЕС Online». Когда я только начал работать, у меня была такая деятельность, что необходимо было знать рынок Татарстана, о чем говорят, даже о чем сплетничают. Это был 2011 год, апрель, и, вбив какой-то поисковый запрос, я вышел на статью из «БИЗНЕС Online». И я начал читать эту газету каждый день. Даже будучи в заграничных поездках, каждый день читаю «БИЗНЕС Online».
Потом я начал замечать, что люди вокруг тоже читают эту газету, а на вашем сайте начала появляться информация, что вы вошли в Топ-20, Топ-10, стали самой цитируемой газетой... Очень здорово побывать в вашей редакции, считаю, что «БИЗНЕС Online» — это аlma мater информации делового мира Татарстана. У вас всегда очень интересно предоставляется информация — от федеральных обзоров до специфических татарстанских проблем. Я всегда читаю все, вплоть до комментариев, потому что порой и в комментариях проскальзывают интересные мысли.
— Какие пожелания в адрес редакции?
— Вы делаете анализ работы предприятий за полгода, год, и хотелось бы, чтобы это продолжалось. И побольше таких вот интерактивных форматов, когда даете слово не только руководителям крупных компаний, но и предоставляете возможность высказаться сегменту среднего менеджмента.
— Айдар, спасибо за внимание к нашей газете. Успехов вам!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.