Уходящий год не принес сектору малого и среднего бизнеса перемен к лучшему, поскольку кризис пошатнул и без того неуверенную поступь предпринимателей, считает директор федерального проекта по поддержке малого и среднего предпринимательства «Бизнес Нация» Джалил Куряев. В своем материале для «БИЗНЕС Online» он указывает на те меры, которые помогут всеми силами увеличить количество предпринимателей, знающих, как устроен бизнес.
НАС СТАНОВИТСЯ ВСЕ МЕНЬШЕ
2015 год не принес сектору малого и среднего бизнеса (МСБ) перемен к лучшему, поскольку кризис пошатнул и без того неуверенную поступь предпринимателей. В таких условиях установка президента РФ Владимира Путина к 2030 году увеличить долю МСБ в ВВП до 40% оказалась слишком оптимистической, поэтому в сентябре чиновники минэкономики снизили ее до отметки в 26%. Более того, под конец года в своеобразном клинче сошлись главы Сбербанка и ВТБ, которые высказали диаметрально противоположные взгляды на развитие малого бизнеса в стране.
Про малый и средний бизнес говорят много и охотно. Можно долго перечислять все инициативы, которые предпринимаются в этом направлении, но они все разбиваются о цифры. В 2014 году по сравнению с 2013-м доля малых и средних предприятий в экономике в целом сократилась с 34,2% до 32,4%, а за этот же год доля средних предприятий в обороте экономики снизилась с 4,1% до 3,9%, а доля малых предприятий — с 21,6% до 20,4%. Поэтому неудивительно, что глава ВТБ Андрей Костин говорит, что малый бизнес в стране не востребован и кредитовать его смысла нет.
Понятно, что банкира беспокоят просрочки платежей по кредитам, эти же просрочки есть у Сбербанка, но глава банка Герман Греф говорит о том, что кредитовать малый бизнес нужно, просто следует изменить подход к его развитию. Возможно, у главы Сбербанка более позитивный подход основан на том, что его банк в этом году работает без убытков, но эксперты говорят, что убытки ВТБ связаны отнюдь не с кредитами по малому бизнесу. Видимо, Греф понимает, что без предпринимательства экономику не поднять, но и деньги терять не хочется. Поэтому он высказал идею о том, что кроме финансовых инвестиций в бизнес нужны вливания интеллектуальные.
Нужно обучать основам предпринимательства с юных лет, чтобы предприниматель понимал устройство бизнес-процессов. Печально, что они набивают шишки на вещах, которых не должны замечать. Постепенно в России должны это понять, иначе потеря денег будет продолжаться, а 90% открывающихся стартапов будет продолжать закрываться в первый год существования.
На помощь спешит Александр Браверман. Все ждут, что стратегия его федеральной корпорации по развитию МСП сработает, меняя ситуацию к лучшему. Но эта стратегия также не предполагает, что предприниматели будут подкованы в вопросах бизнес-процессов, и риск, что проекты потенциальных бизнесменов будут испытывать трудности на старте, сохраняется. Хотя стоит признать, что стратегия, которую предлагает корпорация, помогает бизнесменам с выбором идеи и получением денег.
На мой взгляд, главная проблема российского бизнеса сейчас в том, что, по некоторым данным, только 2,5% россиян хотят открыть свой бизнес в ближайшие 3 года. Другие данные говорят о том, что до 76% молодых специалистов мечтают о своем бизнесе. Расхождение этих данных я трактую по-своему. Каждый месяц в нашу компанию обращаются 1,5 тыс. человек. Все они хотят открыть свое дело, но минимум готовы действовать, еще меньше тех, кто вообще представляет, чем он хочет заниматься, смутно понимая, как устроены процессы в предпринимательстве.
Понятно, что бизнесмен постоянно должен заниматься самообразованием, но нельзя отпускать это дело в свободное плавание. Потому что получается ситуация, когда президент России говорит о том, что бизнес должен играть существенную роль в экономике страны, но почти половина ее граждан не доверяют предпринимателям. Не доверяют, так как сложилось твердое мнение, что все предприниматели зарабатывают обманом. И такое мнение будет долго держаться, пока людям не объяснят, какую роль играет предпринимательство в экономике страны и что оно может изменить.
БИЗНЕС-БУКВАРЬ
Если возвращаться к установке президента, то его цифра в 40% взята не с потолка. Ориентация идет на США и на развитые европейские страны, где МСБ играют огромную роль в экономике. Конечно, здесь сильное влияние оказали многолетние традиции предпринимательства, которые у нас прервались после революции.
Но стоит сказать, что кроме традиций есть и понимание того, что основам бизнеса надо учить со школьной скамьи. И ведь учат! Возьмите США, Японию, Великобританию, Францию... В этих странах есть специализированные программы, которые помогают школьникам разобраться в предпринимательстве и быть готовыми к запросам рынка.
Американская программа Junior Achievement реализуется с 1919 года. Она стремится к тому, чтобы каждый школьник имел фундаментальные знания о свободном предпринимательстве и практические навыки бизнеса. Причем программа пользуется поддержкой двух сотен американских корпораций, которые оказывают ей спонсорскую помощь. То есть корпорации хотят, чтобы будущие сотрудники понимали, как устроен рынок, какие процессы приводят к успеху. Более того, школьников учат обращаться с финансами и контролировать их, может, поэтому там не спешат на первые заработанные деньги купить себе крутой телефон и прочие атрибуты успешности?
Я считаю, что Россия подошла к тому, чтобы серьезно заняться бизнес-образованием подрастающего поколения. Если мы хотим, чтобы бизнес развивался и твердо стоял на ногах, недостаточно просто вливать в него огромные суммы, недостаточно кредитов, недостаточно маркетинговых карт. Нужно нечто фундаментальное, что сможет реально изменить ситуацию.
Банковские кредиты, а также программы лизинга, государственные субсидии зачастую можно получить не на открытие бизнеса, а на его развитие. Вы не получите денег без юридического лица, которое действует минимум полгода. То есть изначально есть недоверие к предпринимателям. Получается, мы хотим, чтобы бизнесменов стало больше, но денег им давать не хотим, потому что не верим в их способности. В этом недоверии есть здравое зерно, т. к. все понимают, что люди плохо знакомы с бизнес-процессами. Поэтому мы должно найти в себе силы обучать людей бизнесу. Зачатки этого в России есть, и компания «Бизнес Нация» начала разрабатывать подобную программу, уже в декабре в одном из университетов Казани пройдут первые лекции, посвященные обучению молодежи основам предпринимательства.
Такие компании, как «Бизнес Нация», будут продолжать помогать желающим наладить свой бизнес и стать предпринимателем, избегая распространенных ошибок и преград |
ТЕСТ НА ДЕЛОВУЮ ХВАТКУ
Мы не сможем сразу получить поколение, которое будет обучено основам предпринимательской деятельности, а малый бизнес стоит развивать здесь и сейчас. Но на пути начинающего предпринимателя встает масса преград, прежде всего это отсутствие денег, но, как я писал выше, в этом вопросе ему тоже мало кто поможет. Думаю, что требование иметь опыт предпринимательской деятельности нужно пересмотреть, потому что мы теряем идеи, потенциальных бизнесменов ну или развиваем рынок, который продает готовые фирмы с историей и оборотами.
Поэтому в регионах нужны экспертные советы, которые будут оценивать предлагаемые проекты, а также проводить некоторый тест на профпригодность начинающего бизнесмена. Если у человека в его плане есть недочеты или недопонимание ситуации, то его отправляют на доработку. Тест также может выявить, что у человека есть фундаментальные черты личности, которые вряд ли позволят быть бизнесменом.
Если тестирование и совет определят, что потенциальному предпринимателю можно доверять, то ему будут выделены деньги. Думаю, такая система жизнеспособна и может улучшить общую ситуацию с бизнесом в России. Правда, к ней нужно подойти очень серьезно и для начала выделить какой-нибудь регион для тестирования и обкатки.
Думаю, что ситуацию с малым и средним бизнесом в России нельзя решить какой-то одной программой, должен быть разработан комплексный подход. Мы все вместе должны уйти от мнения, что бизнесом в России невозможно заниматься, что это удел рвачей и нечестных людей. Сложившаяся ситуация в экономике требует того, чтобы мы всеми силами увеличили количество предпринимателей, которые знают, как устроен бизнес и что надо делать, чтобы не закрыться в первый год существования.
Такие компании, как «Бизнес Нация», будут продолжать помогать желающим наладить свой бизнес и стать предпринимателем, избегая распространенных ошибок и преград. Но для сильного рывка понадобится внедрить более глобальные решения. Мы уже разрабатываем их и надеемся, что они смогут заработать в ближайшее время.
Джалил Куряев
Справка
«Бизнес Нация» — федеральный проект развития малого и среднего предпринимательства в России, который включает в себя исчерпывающий набор инструментов для открытия новых и развития текущих бизнесов. Ключевыми факторами успеха являются наличие более 500 актуальных бизнес-идей для быстрого запуска нового предприятия, доступ к поставщикам сырья, производителям оборудования, финансированию и поиск клиентов. Проект запущен с 2013 года и активно продвигается с марта 2015 года. Более 3 тыс. предпринимателей со всей России уже запустили или развивают предприятия с помощью инструментов «Бизнес Нации».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.