Текущий кризис высветил ряд актуальных стратегических проблем и оперативных задач финансовой политики, в том числе развития государственного механизма управления финансовой системой страны.
Ситуация в российской экономике к осени 2009 года остается напряженной. Сохраняется тенденция снижения основных экономических показателей.

На фоне сложной ситуации в экономике страны продолжаются трансформации в мировой валютно-финансовой системе. В мире по-прежнему нет единства в вопросе оценки будущего нового финансово-экономического порядка: план действий, принятый на лондонском Саммите G20 в апреле текущего года также оказался не эффективным, ситуация в мировых финансах кардинально не улучшилась. Сохраняется позиция одного из ведущих игроков мировой экономики - Китая – основанная на отказе от доллара как мировой резервной валюты и пересмотре правил управления Мировым банком и Международным валютным фондом. Ряд экспертов ожидает нестандартных решений по результатам очередного саммита G20, который должен пройти в конце сентября т.г. в США. Все это говорит о том, что и в глобальной экономике ситуация остается неоднозначной.

Результатом подобных трансформаций является возможное кардинальное изменение в ближайшем будущем геоэкономической картины мира. При таком развитии ситуации ключевой становится задача сохранения финансового суверенитета страны, обеспечения ее экономической безопасности.
Анализ показывает, что в отношении России возможны три основных варианта дальнейшего развития событий.

Во-первых, можно принять существующее положение дел в мировой финансовой системе как данность и попытаться выстраивать стратегию собственного развития как маркетинговую стратегию завоевания большей доли рынка финансовых услуг. В этом случае приходится действовать в правовом и технологическом пространстве, изначально сформированном без участия России. В этом случае необходимо будет сосредоточиться именно на обеспечении конкурентоспособных условий деятельности мирового капитала в России. Однако результатом такой позиции станет утрата суверенитета национальным финансовым рынком, сохранение доминирования иностранной валюты в финансовых потоках страны. Следствием этой позиции станет также продолжение процесса встраивания российской экономики в мировую, путем ее жесткой специализации в рамках таких глобальных организаций, как ВТО, также являющихся элементом нынешней мировой финансово-экономической системы. Результат – российская экономика никогда не сможет изменить свой "сырьевой" статус, так как в мировой системе распределения труда "высокотехнологические" ниши уже заняты другими. Как показали результаты апрельского саммита G20 - это именно тот путь, по которому сегодня пытаются направить развитие России.

Второй путь – это участие России в одной из формирующихся сегодня региональных валютно-финансовых систем. Такими региональными системами являются на сегодня проекты "Евро", в перспективе реализация проекта "Золотого юаня" в регионе Восточной и Юго-Восточной Азии, реализация проекта "Динар Залива" странами Персидского залива, проекта единой южноамериканской валюты, и, наконец, североамериканский проект – "Амеро". Во многом этот путь схож с первым, хотя в условиях формирования региональных союзов Россия имеет больше шансов на реализацию более выгодных условий как поставщик углеводородного сырья.

Третий путь – формирование и развитие в России самостоятельного финансового центра.
В условиях, когда рушатся старые стереотипы, многие виды финансовых центров, такие как "тихая гавань", "налоговый рай", утрачивают свое значение, так как они являются во многом атрибутом нынешней валютно-финансовой системы. В качестве реальных центров притяжения останутся лишь центры реального производства и транспортные узлы. Именно к этому классу и относится Москва, географическое положение которой позволяет выступать в качестве узловой точки торговых, транспортных, миграционных и иных путей между Европой и Азией. В дополнение к этому, в среднесрочной перспективе в результате глобального потепления, существенно возрастет значимость северных регионов России, активизируются процессы освоения Арктики, что станет дополнительным плюсом в оценке Москвы как транспортного узла не только "запад-восток", но и "север-юг".
Развитие проектов транспортных коридоров вместе с поставкой российского сырья на экспорт за рубли должно стать основой стратегии развития Москвы как финансового центра.

 

Сегодня в России на высшем политическом уровне принято решение в пользу этого сценария развития. Задача создания в России условий формирования мирового финансового центра является сегодня одним из приоритетов развития страны.

Более того, за прошедшие годы был полностью или частично реализован ряд проектов, направленных на достижение этой цели. В качестве наиболее резонансных можно назвать:

­    создание нового стандарта российской нефти REBCO;
­    попытка организации торговли российской нефтью на бирже NYMEX (США);
­    создание в Санкт-Петербурге Международной товарно-сырьевой биржи;
­    создание Межрегиональной биржи нефтегазового комплекса;
­    создание российско-австрийской газовой биржи в австрийском г.Баумгартен;
­    запуск на российских биржах ряда деривативов на нефть и золото;
­    создание по российской инициативе Форума экспортеров газа.
Этот далеко не полный перечень масштабных проектов, реализовывавшихся в последние годы, говорит о настойчивом желании российского руководства достичь цели - реализовать торговлю российским стратегическим сырьем в России и за рубли.

Однако, в силу ряда обстоятельств, среди которых можно выделить и прямое неприятие самой идеи, мощного финансового инструмента в руках Правительства РФ накануне кризиса так и не появилось. Следует учитывать и то, что большинство из проводимых в этом направлении работ предполагали, как правило, организацию торговли вне юрисдикции российского права и не за рубли, что также снижает их эффективность и значимость в деле решения стоящей проблемы.

Вместе с тем считаем, что выбранная руководством страны стратегическая линия на использование биржевой торговли российским стратегическим сырьем внутри страны и за рубли является единственно верным путем формирования в нашей стране суверенного регионального финансового центра. Значимость реализации этой цели сохраняется, а во многом существенно возрастает сегодня, когда темпы развития экономики страны продолжают снижаться под воздействием последствий глобального кризиса.

Обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка, расширение рублевого пространства и формирование в России самостоятельного финансового центра сегодня становится важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики.

(crisis-blog, Сергей Гриняев, д.т.н, с.н.с., Генеральный директор Институт развития фондового рынка, 24.09.09)