МИНТРАНС ОБЕЩАЕТ АВИАТОРАМ "СУДЬБОНОСНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ". БОЛГАРСКИЕ ИНВЕСТОРЫ СЧИТАЮТ, ЧТО ОНИ ИХ НЕ КОСНУТСЯ

Сенсационные итоги проверок, проведенных Счетной палатой в авиакомпании "Татарстан", были обнародованы на днях. На коллегии минтранса РТ, посвященной антикризисным мерам в транспортной отрасли, они были приведены в качестве "негативного примера": долги за три года выросли в четыре раза, а выручка упала на 50% за полгода. Спасение авиакомпании минтранс видит в смене ее руководства и создании принципиально нового бизнес-плана.

БОИНГИ ПРИНОСЯТ УБЫТКИ

На прошедшей на минувшей неделе коллегии минтранса РТ ситуация в авиакомпании "Татарстан" была приведена в качестве "негативного примера" - по словам замминистра Александра Тыгина, авиакомпания показала, как транспортникам республики не следует бороться с кризисом.

- В 2007 и 2008 годах авиакомпанией получен убыток в сумме 253 миллиона рублей и 246,3 миллиона рублей соответственно, - заявил в своем докладе замминистра.

Тыгин отметил, что за три года кредиторская задолженность авиакомпании выросла более, чем в четыре раза: с 100,6 млн. рублей до 419,7 млн. рублей. По итогам первого полугодия 2009 года (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) финансовые показатели продолжают ухудшаться: выручка упала почти на 50%, чистые активы уменьшаются, при этом убыток увеличился более, чем в два раза.

- Министерством были подготовлены предложения по выходу авиакомпании из сложной экономической ситуации, - говорит Тыгин. - Сказать, что они были восприняты руководством компании, нет ни малейших оснований. Бизнес-план развития авиакомпании на 2009 год до сих пор советом директоров не принят из-за массы неточностей и замечаний.

Свою критику в адрес менеджмента авиакомпании Тыгин подкрепил данными проверки авиапредприятия счетной палата РТ в июне этого года. В письме председателя счетной палаты Алексея Демидова министру транспорта и дорожного хозяйства Геннадию Емельянову (оно было показано на слайде по время коллегии) говорится о неустойчивости финансового состояния авиакомпании.

- Недостаточность обеспечения оборотными средствами привела к росту задолженности по кредитам и займам, которая на 30 июня 2009 года составила 768,1 миллиона рублей.

В письме в качестве огрехов менеджмента предприятия приводятся такие факты как выполненный для авиакомпании "Сибирь", но до сих пор не оплаченный "сибиряками" чартерный рейс. А также списанная как "нереальная к взысканию" дебиторская задолженность на 7 млн. 300 тыс. рублей - щедрый подарок!

Отдельно речь идет о Боингах. Как известно, пять самолетов этой марки были закуплены в течение последнего года в качестве альтернативы  отечественной технике.

- По результатам анализа эксплуатации в первом квартале 2009 года арендованных Боингов установлено, что регулярные внутренние и международные рейсы убыточны, положительная рентабельность наблюдается лишь при выполнении чартерных рейсов.

Любопытен и такой вскрытый аудиторами Счетной палаты факт: условия предоставления Боингов болгарскими инвесторами. Как выяснилось, речь идет вовсе не о лизинге самолетов, как это говорилось на официальных встречах с участием журналистов, а об "аренде и субаренде", причем, по договорам "последующий выкуп воздушных судов не предполагается".

МИНТРАНС РТ: "МЫ ВИДИМ АБСОЛЮТНО НЕАДЕКВАТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВИАКОМПАНИЕЙ"

Фактически эти данные являются первым официальным подтверждением фактов, описанных в открытом письме   профсоюзов авиакомпании "Татарстан" президенту РТ Минтимеру Шаймиеву, опубликованном БИЗНЕС Online в марте 2009 года. Напомним, что авторы послания просили главу республики спасти их от болгарских инвесторов – компании "Химимпорт", целью деятельности которой, по их мнению, является одно - выкачивание денег из казанского авиапредприятия путем предоставления в лизинг самолетов "Боинг-737", которые приносят одни убытки, так как они старые и постоянно находятся в ремонте.

С тех пор эту ситуацию под личный контроль взял министр транспорта Геннадий Емельянов. С его участием проходят практически еженедельные встречи минтранса с руководством и инвесторами авиапредприятия. Однако, как следует из речи Тыгина, придти к общему мнению сторонам не удается.

- У меня как у зама по экономике, возмущению предела нет, когда я вижу, что идет абсолютно неадекватное управление авикомпанией, - заявил Тыгин корреспонденту «БИЗНЕС Online».

Вместе с тем замминистра уточнил, что в первую очередь минтранс недоволен работой менеджмента предприятия, а не инвестора, который, по его словам, выполняет роль "третьей силы". Тыгин надеется, что решением совета директоров авиакомпании, наконец, будет принят комплекс мер по "повышению рыночной эффективности предприятия", будут проведены "системные и структурные преобразования", приняты "инвестиционные кадровые и управленческие решения".

Что касается кадров. С марта 2009 года, после увольнения экс-гендиреткора Газинура Хайруллина, авиапредприятие работает без официально назначенного первого лица.

На вопрос газеты, когда же будут приняты судьбоносные решения, Тыгин не смог назвать конкретные сроки, сказав лишь, что в министерстве ждут их, "как из печки пирога". Очевидно, он имеет в виду принципиальные решения, которые должны быть вынесены лично премьером Рустамом Миннихановым.  

АВИАКОМПАНИЯ "ТАТАРСТАН": ПОЛЕТ НОРМАЛЬНЫЙ?

Удивительно, но на фоне резких высказываний минтранса в самой АК "Татарстан" считают, что ничего экстраординарного не происходит. Со слов и.о. генерального директора авиакомпании Татарстан" Валерия Шнякина, ситуация на вверенном ему предприятии почти отличная.

- Долгов почти нет, - сообщил он БИЗНЕС Online, не вдаваясь в подробности.

На вопрос, каким образом удалось погасить долги при отсутствии прибыли, Шнякин сообщил, что на их покрытие "были взяты кредиты на сумму около 500 млн. рублей".

Долги и отсутствие прибыли Шнякин объяснил сложностями переходного периода со старых отечественных самолетов на импортные Боинги. (Боинги, впрочем, тоже не очень новые, возрастом 10-15 лет). Осваивать импортные воздушные суда, переобучать персонал пришлось в крайне сжатые сроки (с момента покупки первого Боинга прошло около года), в то время как другие авиакомпании, по словам Шнякина, тратят на это 2-3 года.

Объяснил он и особенность татарстанского "лизинга" без последующего выкупа самолетов. По его версии, авикомпания сознательно подписала договор операционного лизинга на 5 лет с тем, чтобы "поучиться" на этих Боингах, а затем купить более новые машины.

На вопрос, с чем же связаны тогда весьма критические высказывания заместителя министра транспорта на коллегии в адрес авиакомпании, Шнякин объяснил неоднозначно: "Наверное, я ближе всех сидел".

РОСАВИАКЦИЯ: АВИАКОМПАНИИ "ТАТАРСТАН" ВЫНЕСЕНО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Несмотря на попытки менеджмента АК "Татарстан" скрыть существующие проблемы, списать их на сложности переходного периода, кризиса, Росавиация подтверждает: сложности у авиакомпании существуют, причем немалые.

В сентябре 2009 года Росавиация провела сертификационную комиссию по соответствию авиакомпаний сертификационным требованиям в части финансово-экономических показателей. Прежде всего, речь идет о существующих кредитах и других обязательствах, которые могут негативно сказаться на работе авиапредприятий. Из 11 компаний, попавший в первую партию проверяемых, 9 получили предупреждение. В их числе оказалась и авиакомпания "Татарстан".

Пока предприятиям предписано составление бизнес-планов по выходу из кризисной ситуации. Однако, если при дальнейших проверках, авиакомпании вновь не смогут подтвердить свое соответствие сертификационным требованиям, сертификат эксплуатанта может быть приостановлен или даже аннулирован. Об этом сообщил БИЗНЕС Online советник руководителя Росавиации Сергей Извольский.

ХИМИМПОРТ: ВСЕ ИДЕТ ПО ПЛАНУ

Судьбоносные решения, о которых говорят в минтрансе, могут затронуть и болгарскую сторону. Как сообщил БИЗНЕС Online источник, близкий к кабмину РТ, правительство республики крайне недовольно "успехами" инвестора, который пока не демонстрирует активных действий ни по выведению из кризиса авиакомпании "Татарстан", ни и по реконструкции международного аэропорта "Казань".

Консультант "Булгариан авиэйшен групп" (входит в состав холдинга "Химимпорт") Пламен Атанасов, комментируя эту информацию нашей газете, сообщил, что Химимпорт не отказывается от намеченных планов. Более того, намерен поставить в Казань еще два самолета Боинг. По его словам, продолжается работа и по подготовке к реконструкции аэропорта "Казань". На вопрос, почему же в этом случае не видно результатов, Атанасов ответил: все идет по плану. Что касается информации о существующем недовольстве правительства работой Химимпорта, Атаносов порекомендовал обратиться в кабмин РТ.

Наталья Голобурдова

Таблица. Результаты финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Авиакомпания "Татарстан" за 2006-2008 годы (в млн. рублях)

Показатели

2006

2007

2008

Выручка

2510

3877,8

5159,5

Себестоимость

2446,7

4065,6

5293,0

Чистая прибыль

4,9

-253,0

-246,3

Дебиторская задолженность

135

410,8

312,8

Кредиторская задолженность

100,6

262,7

419,7

Чистые активы

355,9

87,7

-170,4