ПРАВИТЕЛЬСТВО РТ ВЕДЕТ РАБОТУ С ДЕПУТАТАМИ ГОСДУМЫ И ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЧИНОВНИКАМИ В ПОИСКАХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Об исполнении бюджета Татарстана 2009 года, о параметрах бюджета РТ на будущий год, о ходе рассмотрения проекта бюджета-2010 в парламенте республики и вносимых депутатами Госсовета поправках в главный финансовый документ РТ рассказал в своем интервью министр финансов РТ Радик Гайзатуллин.

ЗАКРЫТЬ ДЕФИЦИТ НЕ УДАЕТСЯ

- Радик Рауфович, в Госсовете республики активно обсуждаются параметры бюджета-2010, уже принятого в первом чтении. Каким все-таки будет главный финансовый документ?

- Прежде чем дать характеристику бюджета на 2010 год, необходимо сказать несколько слов о том, как исполняется бюджет нынешний. Ведь в основе будущего бюджета лежат показатели текущего его исполнения. На этой же основе прогнозируется социально-экономическое развитие республики. В числе его основных показателей - валовой региональный продукт, фонд заработной платы, объем прибыли, валовая продукция промышленности, сельского хозяйства, уровень безработицы, средней заработной платы и масса других параметров.

Таким образом, в основу будущего бюджета заложены параметры текущего исполнения бюджета, которые хотя и отличаются определенной равномерностью и устойчивостью в течение десяти прошедших месяцев, но в то же время уступают в объемах аналогичному периоду 2008 года.

За десять месяцев 2009 года в консолидированный бюджет республики мы мобилизовали 73 миллиарда рублей собственных доходов, что меньше прошлого года на 28 миллиардов рублей, или на 28 процентов. В бюджет республики мобилизовано 54 млрд. рублей, тут отставание 26 миллиардов рублей, или 33 процента, от уровня прошлого года.

Принятый в бюджете дефицит, то есть разрыв между плановыми доходами и плановыми расходами, очень большой и превышает 20 миллиардов рублей. В процессе исполнения бюджета этот дефицит нам не удается закрыть собственными доходами, поэтому мы вынуждены привлекать долгосрочные кредиты из федерального бюджета.

Из приведенных цифр видно, что в настоящее время свои расходные потребности в полной мере собственными доходами нам удовлетворить крайне сложно. Естественно, что проблемы 2009 года непосредственно отразятся на бюджете 2010 года.

В связи с этим бюджет 2010 года направлен на экономное и эффективное расходование средств и в основном включает в себя объемы, необходимые для нормального функционирования бюджетной сферы - учреждений образования, культуры, здравоохранения, социального обслуживания. Объемы расходов капитального характера - минимальны.

Традиционно бюджет имеет социальную направленность. При его рассмотрении депутаты в первую очередь обращают внимание на обеспечение средствами социальных вопросов. Вот и в отношении бюджета на 2010 год можно сказать, что большая его часть, две трети его объема, направляется на финансирование социальной сферы республики.

В целом его параметры таковы: доходы – 66 миллиардов рублей, расходы – 78 миллиардов рублей, дефицит – 12 миллиардов рублей. Прогнозируемый объем консолидированного бюджета по доходам – 88 миллиардов рублей, по расходам – 100 миллиардов рублей.

СТРАННЫЕ ПОПРАВКИ

- В последние две недели после первого чтения депутатами, фракциями, комитетами готовились поправки к бюджету-2010. 23 ноября они обсуждались на заседании комитета по бюджету, налогам и финансам. Нашим читателям интересно узнать, какие поправки внесены депутатами Госсовета.

- По сути, обсуждение проекта бюджета началось еще в первом чтении, когда депутаты в своих вопросах и выступлениях обозначили те или иные проблемы, рассказали о своем видении параметров бюджета. Правительство внимательно изучило предложения депутатов, рассмотрело возможность их реализации в условиях кризиса и ограниченности доходов. Свои предложения мы представили президенту республики, получили по ним одобрение и от правительства РТ внесли ряд поправок в Государственный Совет. Таким образом, среди поправок депутатов имеются и поправки кабинета министров. Все они направлены на реализацию дополнительных мер социальной поддержки населения и бюджетных учреждений.

Что касается поправок к бюджету, внесенных непосредственно депутатами, то их количество составляет 75. В денежном выражении их общая сумма превышает пять миллиардов рублей.

В целом депутатский корпус серьезно подошел к рассмотрению законопроекта и внес много содержательных поправок, направленных на решение жизненно важных вопросов финансирования бюджетной сферы. Вместе с тем были поправки, мягко говоря, с незначительной смысловой нагрузкой. Например, поправка о выделении дополнительных средств на содержание централизованной бухгалтерии министерства здравоохранения, или на "Оказание других (?) видов помощи населению".

Хочу отметить, что сам факт внесения поправок, по моему мнению, еще не говорит о том, что та или иная проблема депутатом досконально изучена. Например, комитет по экологии, природопользованию и аграрным вопросам, комитет по государственному строительству и местному самоуправлению, комитет по экономике, инвестициям и предпринимательству, комитет по бюджету, налогам и финансам поправки не оформляли, но на своих заседаниях и в решениях высказали в адрес разработчиков бюджета много интересных предложений перспективного характера. Само собой разумеется, что эти перспективные предложения помогут нам при исполнении бюджета в будущем году и позволят сформировать еще более эффективный бюджет на 2011 и последующие годы.

Учитывая значительный объем внесенных другими депутатами поправок и максимальный размер дефицита, комитет по бюджету, налогам и финансам крайне взвешенно подошел к рассмотрению каждой поправки с целью сохранить сбалансированность бюджета.

- Радик Рауфович, ранее вы говорили, что в бюджете республики на 2010 год учтена передача расходных полномочий из федерального бюджета. О каких полномочиях идет речь? И остановились ли федеральные органы в своем стремлении расширить список передаваемых субъектам РФ дополнительных расходных полномочий после принятия федерального бюджета во втором чтении?

- Действительно, в соответствии с федеральными решениями мы были вынуждены включить дополнительно в расходы бюджета республики на 2010 год мероприятия по летней и зимней оздоровительной кампании детей и подростков, компенсации части родительской платы за посещение детских дошкольных учреждений, оплаты жилищно-коммунальных услуг льготными категориями населения. До 2009 года эти расходы финансировались и софинансировались из федерального бюджета и бюджета фонда социального страхования.

В настоящее время федеральными органами в Госдуму внесен законопроект, предусматривающий передачу на уровень субъектов Российской Федерации полномочий по осуществлению расходов на оплату стоимости путевок, предоставляемых работающим гражданам для долечивания в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения. При этом на 89 субъектов Российской Федерации предусматривается компенсация в размере только одного миллиарда рублей. В то же время такие расходы в Республике Татарстан в 2009 году, по данным фонда социального страхования по РТ, составят более 230 миллионов рублей.

В связи с этим правительство республики проводит работу с депутатами Государственной Думы, с федеральными министерствами финансов, здравоохранения и социального развития, фондом обязательного медицинского страхования по вопросу определения со стороны федеральных органов конкретного полноценного источника финансирования для осуществления названных дополнительных расходов.

По материалу газеты "Республика Татарстан"