В МИРОВОЙ СТРОЙИНДУСТРИИ ДВА ТРЕНДА – БОРЬБА ЗА ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАСШИРЕНИЕ НОМЕНКЛАТУРЫ

Каковы последние мировые тенденции в производстве стройматериалов? Как выглядят на этом фоне перспективы развития керамической промышленности в Татарстане.

Об этом в интервью газете «БИЗНЕС Online» рассказал известный казанский ученый, автор многочисленных книг по керамике, кандидат технических наук Альмир Салахов, побывавший на 11-й международной специализированной выставке Ceramitec 2009 в Мюнхене.

- Насколько нам известно, всемирно признанным выставочным центром керамики является итальянский город Римини. В чем особенность мюнхенской выставки?

-  В действительности, в мире два выставочных центра, где проходят международные выставки по керамике – это итальянский Римини и немецкий Мюнхен. Итальянская выставка TECNARGILLA проходит раз в два года и здесь представлено как оборудование, так и сами изделия. Но все же преобладают экспозиции с продукцией. Мюнхенский Ceramitec - это специализированная выставка, где выставляются  машины, установки, оборудование и технологии.

- Что вас удивило во время поездки?

- Я изучил около сотни иностранных заводов. В рамках мюнхенской выставке я посетил два керамических предприятия, и что меня удивило, как здесь поставлена работа по повышению эффективности производств и снижения энергопотребления. Битва идет битва за каждую килокалорию. Например, если раньше посудную керамику покрывали краской неорганического происхождения и для ее закрепления требовалось температура обжига  800 градусов, то сейчас западные производители предпочитают краски органического происхождения. Для обжига последней требуется меньшая температура – 200 градусов. Кстати, я привез такую чашку с выставки, и сейчас с удовольствием пью из нее кофе.

- Какие тренды сегодня преобладают в мировой стройиндустрии?

- Надо сказать, за последние десять лет я побывал на многих международных отраслевых выставках, и за это время произошло поразительное расширение номенклатуры. Причем это расширение шло по всем направлениям строительной керамики – кровельные (черепица), отделочные и стеновые материалы. Так, например, сейчас появились керамические изделия с коэффициентом теплопроводности менее 0,08. По сути, речь идет об уникальном материале, сочетающие теплоизоляционные и конструкционные характеристики.

С  интересом на мюнхенской выставке наблюдал за монтажом крупноразмерных керамических панелей высотой с комнату. Вообще, производители керамики активно расширяют номенклатуру большеразмерных изделий. Поскольку они обеспечивают меньше количество швов, требуют меньше раствора.

- Какие сейчас ноу-хау в мире керамики?

- Из интересных направлений – это так называемая техническая керамика. Если лет десять лет  назад подобные изделия казались экзотикой, то сейчас без них не могут обойтись такие отрасли как металлургия, стройиндустрия, аэрокосмическая промышленная, ядерная энергетика, не говоря уже о ВПК. В нашей стране, кстати, до сих пор есть передовые разработки в этой сфере. Но во времена Советского Союза эти исследования засекречивались и широко не внедрялись в народное хозяйство. В итоге в России есть отставание в объеме применения этих специальных материалов.

В Мюнхене я увидел, как лазер используют в декоративной керамике. С помощью лазерного оборудования на изделия можно наносить нестирающиеся надписи и логотипы. Эту технологию даже стали использовать как средство борьбы с контрафактом.

- Сейчас в Татарстане активно запускаются современные производства керамических материалов. В ближайшее время только выпуск стеновых материалов должен достичь 600 - 700 млн. штук керамического кирпича в год. Не кажется ли вам это перебором?

- Нет, никакого перекоса нет. Я не сторонник этого материала в ущерб другим, но пока керамика в республике еще не заняла то место, которое занимает в мире – как в качестве стенового, так и кровельного и отделочного материала. У нас есть позитивные сдвиги – модернизация предприятий привело к тому, что энергоэффективности наших кирпичных заводов выше средних показателей по России в два раза. Накоплен значительный опыт, у бизнеса появилось понимание, что нужно рынку. Единственно, хотелось бы пожелать, чтобы была усилена работа научных центров в этой сфере.

- На ваш взгляд, как будет развиваться отечественная стройиндустрия керамики в дальнейшем?

- Думаю, что следующим этапом станет освоение выпуска клинкера - это плотный и высокопрочностный керамический материал (его прочность на сжатие от 300 и выше 1000). Его используют как фасадный материал, так и в качестве тротуарной плитки. Татарстан уже вышел за пределы выпуска рядового кирпича. Перед стройиндустрией рано или поздно появится задача импортозамещения клинкера, который мы закупаем 2 евро за штуку.

Сегодня в России есть небольшое производство этого материала в Москве. И как я лишний раз убедился на Ceramitec, для запуска выпуска клинкера не требуется строить отдельный завод, достаточно цеха. Из оборудования требуются современные прессы и печи для обжига. Все это было представлено в изобилии в Мюнхене.

Также думаю, что в республике найдутся инвесторы, которые запустят в регионе производство керамической плитки и черепицы. Пока мы ее также завозим.

Арслан Минвалеев