Но есть и другая опасность. Проектирование легких вертолетов в России наталкивается на "естественное" препятствие, нашу давнюю беду - отсутствие отечественного двигателя для вертолетов массой до шести тонн. "Вертолеты России" поставили задачу по разработке такого двигателя перед отечественным двигателестроительным сообществом. От того, как ее решат, во многом и зависит российское вертолетостроение… Только поэтому мы были вынуждены делать "Ансат" совместно с той же Pratt & Whitney Canada. Да, есть надежда на климовский ВК-800, но он пока больше на бумаге. То же можно сказать и о МС-500В производства украинского ОАО "Мотор Сич".

- Но недавно появилась исходящая, судя по ссылкам информагентств, чуть ли не от руководства самой украинской фирмы информация, что двигатель на 85% будут делать в Запорожье, а КВЗ займется окончательной сборкой по лицензии, что будет создано совместное предприятие, что предназначен двигатель именно для "Ансата". И можно было понять, что вопрос решен…

- Эта информация ошибочна вообще и в частностях. Например, если в Казани и будут делать эти двигатели, то только на КМПО - больше негде… Лобби украинской фирмы заявляют, что она сможет что-то сделать. Что ж, будем только рады… А пока, если мы хотим заниматься легкими вертолетами, вынуждены обращать взоры на западноевропейский и американский рынки. Но их фирмы с нами не очень-то хотят работать: мы - прямые конкуренты.

- Даже страшно спрашивать об "Актае"…

- Совершенно верно - та же проблема. Единственный шанс был, когда АвтоВАЗ занялся проектированием роторно-поршневого двигателя. На бумаге он идеально подходил для "Актая". Конструкторы КВЗ ухватились за эту идею, и автопроизводители заверили, что двигатель на выходе. Но его отработка и отладка затянулись, а потом АвтоВАЗ и вовсе закрыл это конструкторское бюро. Так мы оказались без двигателя, а ведь ряд систем проектировался именно под него, были вложены серьезные деньги… В результате опять вынуждены пойти на Запад. Договорились со швейцарской фирмой "Мистраль", у которой есть неплохой поршневой двигатель. Но из-за кризиса она в этом году тоже не выполнила обязательства перед КВЗ. Но если в 2010 году дело у наших швейцарских друзей сдвинется, будем дальше заниматься "Актаем"… А если поршневого двигателя не найдем, есть варианты перехода на газотурбинный, но опять-таки иностранного производства.

- На прошедшей 26 ноября в Казани вертолетостроительной конференции говорилось о разработке на КВЗ целой серии легких вертолетов. Имеются в виду только "Ансат" и "Актай" или что-то еще?

- Как известно, КВЗ имеет сертификат разработчика, численно и интеллектуально серьезное конструкторское бюро. Поэтому руководством холдинга принято решение сделать наше КБ базовым по разработке легких вертолетов - подобных "Актаю" и "Ансату". Например, сейчас принимается решение о создании на базе "Ансата" более размерного вертолета - на 4,5-5 тонн. То есть, по сути, в стране появится третье вертолетное конструкторское бюро. Естественно, его разработки пойдут в серию на КВЗ.

"Время и Деньги"