ПРИХОД MEDIA MARKT И ДРУГИХ СЕТЕЙ В ТУРЕЦКИЙ ИЗМИР ПОСТАВИЛ ПОД УГРОЗУ БАНКРОТСТВА 800 МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 

Несмотря на то, что недавнее открытие Media Markt в Казани пришлось на 30-градусные морозы, оно сопровождалось небывалым ажиотажем и давкой. Похожую картину можно было наблюдать на другом конце земли - на открытии другого магазина этого немецкого ритэйлера в турецком Измире. Как пишут турецкие СМИ, правда, приход международных сетей поставил под угрозу существование сложившейся в этом городе уникальной системы, состоящей из 800 малых предприятий, которые выстроили продажи бытовой техники на доверии и человеческих отношениях с клиентом. 
 

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД МЕЖДУНАРОДНОГО РИТЭЙЛА

Крупнейшие мировые  торговые сети бытовой техники и электроники выбрали турецкий город Измир в качестве своего главного плацдарма для наступления на рынок этой страны. Американский Best Buy и немецкий Media Markt открылись рядом друг с другом в районе Балчова. Большие скидки, которые ритэйлеры дают, несмотря на экономический кризис, собирают у новых магазинов толпы покупателей и становятся причиной давки. В то же время местные продавцы бытовой техники и электроники взывают о помощи.  

Малый бизнес, который  не имеет никаких шансов выдержать  конкуренцию с гигантами, надеется удержать покупателей с помощью теплых человеческих отношений.  Маленькие магазины, чьи продажи достигли самого дна и находятся на грани закрытия, готовятся предпринять ряд мер.    

Измир переживает помешательство на бытовой технике. С каждым новым открытием техномаркета крупнейших мировых ритэйлеров бытовой техники и электроники (сейчас в третьем городе Турции представлены такие сети как Media Markt, Best Buy, Saturn, Elektro World и Darty) небольшие магазины бытовой, компьютерной техники и электроники  переживают все больший кризис. В районе Балчова в зданиях, находящихся рядом, развернулась невероятная борьба за покупателя между тремя ритэйлерами -  TeknoSa, Media Markt и Best Buy. Пока гиганты соревнуются между собой с помощью скидок и рекламных бюджетов, малый бизнес, не имеющий возможности конкурировать с колоссами, находится на краю гибели. 

"ОГОНЬ  ПОЛЫХАЕТ В НАШЕМ ДОМЕ, МЫ НА ГРАНИ РАЗОРЕНИЯ"

Член отделения ритэйлеров бытовых товаров и бытовой техники при торговой палате Измира Феридун Озкан является собственником компании Veziroğlu Ticaret, которая продает потребительские товары.  Озкан рассказывает: "Когда мы покупаем LCD-телевизоры за 940 лир и продаем их за 1080 лир, то крупные сети ту же модель цену снижают до 666 лир. А поскольку товара по сниженной цене они выкладывают немного, то большинство покупателей не успевает его купить. Когда же они приходят к нам, то, увидев цену,  они уже не решаются покупать, поскольку начинают ждать очередную распродажу в том же магазине. Одним словом, гипермаркеты этот сектор пытаются уничтожить. Мы не можем бороться с ними. В итоге придем к тому, что будем продавать в наших магазинах цветы. Мы обрадовались, что смогли приобрести кухонного робота за 80 лир, но уже на следующий день увидели того же робота в техномаркете за 49 лир. Огонь полыхает в нашем доме, мы на грани разорения. Не хочется быть врагом иностранного капитала, но нам тоже нужно как-то выживать. Ищем пути спасения. Пока думаем, чтобы прийти к тем гипермаркетам с плакатами".  

"КАК  ПРИШЛИ, ТАК И УЙДУТ"

Глава измирской  ассоциации ритэйлеров бытовой техники  Метин Азтекин считает, что магазины-колоссы через год закроются, поскольку результаты не оправдали их надежд.  

Азтекин утверждает, что эти магазины обманывают народ: “Они демпингуют, тратят огромный бюджет на рекламу, но в итоге заявленные позиции выставляют в минимальном количестве. После продажи техники они не в состоянии обеспечить покупателям гарантию”. 

Азтекин говорит, что сейчас в Измире работает 800 предпринимателей, занимающихся продажей бытовой техники. По его словам, сетью магазинов малых предпринимателей охвачен каждый квартал, и эта система завоевала доверие местных жителей.  

“У нас другой уровень сервиса и отношение к человеку иное. Мы верим в теплые отношения, которые нам удалось установить между продавцом и покупателем. В Турции не получила распространение система покупок с помощью кредитных карт. У нас по-прежнему в ходу расписки (senet), и все риски несем мы. Наши сограждане должны обращать внимание не только на цены промоакций, но и сравнивать цены по другим позициям. 

"ЗА ДВА МЕСЯЦА НЕ ПРОДАЛ НИ ОДНОГО КОМПЬЮТЕРА"

Как рассказывает Исмаил Акдемир, его компания "Эришим  Бильгисаяр"(Erişim Bilgisar), работающая в Измире на протяжении 20 лет, за последние два месяца не смогла продать ни одной товарной позиции. "Гигантские техномаркеты превращают компьютерный сектор в мертвую зону. К тому же они и сами работают в ноль. Наши дела и так ухудшились в связи с кризисом. Прибавившаяся конкуренция с гигантами окончательно нас подкосила. Гиганты продают ноутбуки за 440 лир, а я тот же ноутбук беру за 590 лир. Как я могу конкурировать в таких условиях? Они открываются в 6 утра и закрываются в 10 вечера. Правительство в феврале обещало выпустить закон о гипермаркетах. Надеюсь, что это приведет в порядок время их работы. В качестве выхода из ситуации решили бросить торговлю и заняться постпродажным сервисом. Пусть покупатели покупают у них компьютеры, а у нас устанавливают программы и получат техобслуживание", - рассказывает Акдемир.  

"ИЛИ  БУДЕМ ВМЕСТЕ, ИЛИ  ПРОПАДЕМ"

Руководитель  отделения компьютеров при торговой палате Измира и компании Çevre Donanımları Grubu, помощник руководителя отделения правящей партии AKP в Измире Фатих Йылдырым говорит, что открытие техномаркетов привело к серьезному сжатию рынка. "Или мы будем вместе расти, или мы погибнем. Гиганты, благодаря оптовым закупкам, очень серьезно демпингуют. Мы должно больше работать, и благодаря этому удержимся на ногах. Не думаю, что в Измире есть такой огромный потенциал достаточный для всех. Не знаю, опираясь на какие оценки, эти компании пришли к нам", - говорит Йылдырым. 

Хюрриет

Перевод аналитического центра БИЗНЕС Online