В ТЕХНОЛОГИЯХ МЫ НЕОПРАВДАННО ОТСТАЛИ

- Планов прямо-таки громадье! Но, как заметил сатирик, реформы вселяют надежду, да вот новоселье все откладывается. Подсев на нефтегазовую трубу, мы все меньше уделяем внимания промышленности, включая и то самое наукоемкое машиностроение, реанимацией которого вам предстоит заниматься.

- Увы. Всем ясно, что в технологиях мы неоправданно отстали. Чтобы догнать - надо перевооружаться технически, причем ускоренными темпами, осваивать и разрабатывать новейшие технологии. Почему-то считается, что крупные вложения стимулируют инфляцию. Но это же абсурд! Какую инфляцию могут спровоцировать вложения, к примеру, в оборудование? Ведь не о зарплате же речь! Создать людям необходимые условия для плодотворной, эффективной работы, научить их стабильно трудиться – вот главные условия роста ВВП, о котором так много говорят, но, к сожалению, мало в этом направлении делают.

- Тем не менее материальное положение вузовских преподавателей и ученых остается бедственным. Помогут ли обещанные 1,8 миллиарда рублей федеральных и 360 миллионов республиканских как-то изменить ситуацию?

- Положение действительно удручающее. У нас даже именитый профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ получает 24 тысячи рублей, доцент – 14 тысяч. Что уж говорить о рядовых, "неостепененных" преподавателях? При такой зарплате талантливую молодежь оставить в университете невозможно. Наши выпускники, которым на производстве предлагают оклад в 15 тысяч рублей, на такие условия не соглашаются – им подавай 20-30 тысяч. А что делать их вузовским учителям и наставникам?

К сожалению, даже бюджетный "золотой дождь", который должен на нас пролиться, напрямую не изменит материального положения профессорско-преподавательского состава. Надежда лишь на то, что у студентов и преподавателей улучшатся условия для учебы и работы. Существенно, надеюсь, снизится нагрузка на преподавателей. Тогда они будут иметь возможность заработать на чисто научном фронте. Сейчас нагрузка у них чудовищная, а маленькая зарплата вынуждает подрабатывать на стороне. Почти у всех как минимум по полторы-две дополнительные нагрузки. Но, если ощутимого повышения стипендий и зарплат не произойдет, все усилия по решению поставленных перед вузом задач успеха не возымеют. Какой творческой отдачи можно ждать от подрабатывающего по ночам студента или "крутящегося" на нескольких ставках педагога?

- Геннадий Лукич, а каким вам видится КГТУ образца 2018 года?

- Несмотря на обозначенные выше проблемы, я остаюсь оптимистом и вижу его образовательным центром мирового уровня подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов. Генератором новых знаний и проектов, обеспечивающих инновационное развитие наукоемкого машиностроения. Недалеко то время, когда в небо взмоет новый российский лайнер с крыльями не из привычного дюралюминия, а нанопластика. Надеюсь, что наш вуз внесет свою лепту в осуществление этого суперпроекта.

Газета "Республика Татарстан"

Справка

Геннадий Дегтярев – ректор Казанского государственного технического университета им. Туполева (КАИ) с 1987 по 2006 год. С 2006 года – президент КГТУ. Специалист по теории управления, информационным технологиям. Доктор технических наук (1980), профессор, действительный член Российской академии естественных наук, международной академии наук высшей школы, академии наук Республики Татарстан (1991). Заслуженный деятель науки Российской Федерации (1997), заслуженный деятель науки и техники Республики Татарстан (1988). В 2009 году стал лауреатом премии правительства Российской Федерации в области науки и техники за разработку и реализацию комплексных региональных программ энергосбережения и энергоресурсоэффективности Республики Татарстан и города Москвы.