А поднимать Сибирь-матушку тогда отправились два миллиона семей, таких же реформаторов, как мой прадед.

Наверное, его кровь и его увлечение землей сказались и на мне. Во всяком случае, получается, что я стать фермером готовился еще с юношеских годов. Обзавелся библиотекой по сельскому хозяйству, проводил эксперименты в саду и огороде, делал в стране перестройку, чтобы фермерство стало возможным. Даже депутатом Верховного Совета республики стал, победив предрика и замминистра сельского хозяйства в своем Высокогорском районе. Работал мастером, дорос до начальника Татарской ПМК в системе Татколхозстроя.

К земле тянуло всегда, но время было - то колхозное, то, как настало сейчас, мегафермское. А по натуре я, как и любой татарин, в душе вольный хуторянин. Не случайно же татар раньше называли кипчаками (колесо), а потом это перешло название на русских - перекати поле.. Татарин с семьей в старые времена никогда не селился в пределах видимости агжи, то есть креста, на который крепилась юрта. Вот так наши предки заселяли всю Европу и Азию - от Татарского пролива до Ла-Манша, мирно уживаясь с другими народами. Поскольку вокруг своего дома татары могли содержать скот и вести хозяйство никому не мешая.

Основой Столыпинской реформы было уничтожение общины, которая по рукам и ногам связывало трудолюбивое и непьющее крестьянство. А какие татары хозяева, видно по моей маме. Она на своих восьми сотках выращивала все, что можно вырастить в Татарстане, и делала овощные закуски, наливки, компоты, которых нам хватало на всю зиму.

В начале 90-х годов, когда меня избрали председателем подкомиссии по гласности Верховного Совета РТ, к нам в республику приехали русскоязычные журналисты из Японии. И я их пригласил домой на обед. Сделали, как полагается, татарские блюда - и первое, и второе и третье. А еще на столе были в изобилии овощные закуски из наших закромов. Я произнес вступительное слово минут эдак на десять, сказал японцам, что мы вас перегоним и по компьютерам, и по машинам, и по самолетам. Тогда верилось, что, покончив с социалистическим прошлым вместе с Ельциным, мы вступим в новую эру.

Пока я говорил, японцы усиленно уплетали наши салаты. Я испугался, что они наедятся и не попробуют наших татарских блюд. И осторожно, насколько позволяло мне мое воспитание, сказал им о предстоящем меню.

В ответном слове глава японской делегации отметил, что они в Татарстане уже семь дней, и кухни более вредной, чем здесь, еще никогда не видели: сочетание молочных, мясных, мучных и картофельных блюд, причем, как правило, в одной тарелке. Еще японец сказал, что мы никогда их не догоним по машинам, компьютерам, самолетам, - а вот таких закусок они нигде в мире не ели, даже в Японии. И если мы будем их выпускать, то станем очень богатой страной и богатыми людьми. И оговорился: если ваше сельское хозяйство не пойдет по западному пути производства химических продуктов питания.

Вспоминая тот тост, я соглашаюсь сегодня со своим японским гостем. Я считаю, что мы должны жить не за счет продажи нашей нефти, газа, металлов - в обмен на отравленные продукты, а за счет земли и правильной ее обработки, не используя тракторов, гербицидов, минеральных удобрений.

Мне посчастливилось познакомиться с самым известным фермером мира австрийцем Зеппом Хольцером, который на своих 43 гектарах земли на высоте 1500 метров над уровнем моря построил рай на земле, где растут даже тропические фрукты и овощи, хотя там даже в июне иногда падает снег. Все он делает по технологии пермокультуры, и у него уже миллионы последователей, в том числе в России. Во всем мире, так же, как и в нашей стране, идет процесс вытеснения людей с земли горсткой нуворишей, идет замена производства натуральных продуктов по принципу замены качества количеством, компенсируя низкие цены количеством не качественной продукцией, которая, в конечном итоге, приведет к геноциду нашего народа (вместе с наркоманией, алкоголизмом и преступностью). Конкретно это означает производство монокультур с применением химии и производство продуктов, которых нельзя употреблять в пищу.

Когда редакция газеты «БИЗНЕС Online» предложила мне вести блог по фермерству, я дал согласие, так как понимаю, что никакого фермерства в Татарстане не будет, пока мы не положим конец административной и чиновничьей диктатуре. И если мы не изменим сознание нашего народа и, прежде всего, наших руководителей!!

Я буду на примерах из нашей татарстанской действительности рассказывать, что мешает крестьянам производить натуральные продукты и доносить их до потребителя. Славу богу, конкуренция на телевидение позволила вскрыть многие проблемы по продуктам. И наше население уже их понимает. По исследованиям ВЦИОМ получается, что 50% населения считает, что в магазинах, на рынках, в ресторанах есть ничего нельзя. Но возникает вопрос: а где брать хорошие продукты? А брать негде, потому что крестьян и фермеров, выращивающих экопродукты, уничтожают, как класс. Как известно, натуральные продукты в бетонных джунглях не растут!

Несмотря на то, что наш новый президент РТ сделал ставку на фермера, пока дальше благих намерений дело не идет, все тонет в чиновничьем болоте. Нет земли, нет дотаций, нельзя крестьянам свободно торговать, еще остался рекет… И - нет самих фермеров по определению, потому что кулаков, как моего деда Бургана, расстреляли в 37 году, деда - как японского шпиона. В 1957 году, конечно, реабилитировали, но связь поколений оборвалась…

Сегодня есть еще энтузиасты-фермеры, выросшие из сельской интеллигенции, но и они тоже норовят на все плюнуть и не мучиться, борясь с ветряными мельницами и держимордами, для которых нажива любой ценой стала смыслом и уделом жизни. Не каждому дано через тернии идти к звездам.

Надеюсь, что мои путевые или непутевые заметки лягут на стол тем людям, от которых зависит возрождение фермерства и Республике Татарстан. И прочитав их, руководители, не выходя из кабинета, будут правильно принимать решения, - такие, которые позволят безболезненно убирать преграды, свитые чиновниками для оправдания своего существования.

Надеюсь, что фермеры Татарстана будут меня поправлять и дополнять в комментариях, а все неравнодушные читатели не сильно мордовать на страницах БО. Темы предполагаю следующие:

Как фермеру получить землю и кто и что этому мешает?

Почему фермер не может свободно торговать и кто и что этому мешает?

Ветеринарный и санитарный контроль - какой он должен быть?

Почему дотации перехватывают агро-олигархи?

Каким должно быть фермерское хозяйство в Татарстане?

Что должны сделать президент и министр сельского хозяйства Татарстана, чтобы слово «фермер» звучало гордо.

Тем много, и, думаю, они будут рождаться еще - в том числе с помощью руководителей ведомств, от которых зависит прекращение саботажа президентской программы развития семейного фермерства.

Прошу заранее извинения за длительные перерывы, так как я буду писать и набирать материал, беседуя с фермерами - моими коллегами и руководителями ведомств, без отрыва от основной фермерской работы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции