«Один единоросс = ста нищим пенсионерам!»

(анти-продажный плакат на митинге 9 января)

«…Ну, я знаю таких депутатов, которые обходятся гораздо дороже -

несколько тысяч нищих или даже несколько десятков тысяч…»

(из разговоров в беспартийной толпе митингующих)

 

 

О пользе сравнительного языкознания (компаративистики)

 

Образное отражение татарстанской части всероссийской «вертикали» в последние недели  приобрело неожиданный мультипликационный динамизм. Проекции отдельных частей этой  «закосившей вертикали», как и всей накопившейся на ней ПиаР-словесности, на плоскость новогодней реальности почти ежедневно порождают такие замысловатые образы и смыслы, которые могут быть вполне осознаны только с помощью родного, великого и могучего, тюрко-славянского  (изначально – алтайского) языка.

Вот образ этой «вертикали» и ее вольные-невольные толкования (сравни с предыдущими в Части 1):

  • Булдырабыз! – устаревший (уже?!) ПиаР-бренд «корпорации Татарстан», который по инерции еще определяет примерно от 33 до 66 процентов (в зависимости от характера сделки) рыночной стоимости регионального «гудвила».
  • Булдыртабыз! - чиновно-аппаратный перевод бренда на язык «чисто конкретных мероприятий». Еще недавно он означал «Бу,сделано – заставим, обеспечим!», но с первых дней нового года это толкование передается только невнятными междометиями, сопровождающими все более бессмысленную и беспощадную подковерную борьбу по поводу «перепихивания безответственности» между уровнями, ветвями и подразделениями власти.
  • Эйе, булдырасыз инде, булдыксызлар! Сез булдырганны безге эле купме чыдарга? – транскрипция верховной идеи, когда-то предназначенной овладеть массами, теперь уже самими массами, которые вдруг проснулись не в самом хорошем настроении: «Ну, вы тут и наворотили! И долго нам еще терпеть эту бездарность?»

 

По сути, президент Р.Минниханов уже частично дезавуировал этот верховный ПиаР-бренд в один из последних дней декабря – на совещании Кабмина, при подведении итогов года в жилстрое и сельском хозяйстве. При обсуждении ключевого вопроса, грозящего весной, предстоящей или последующей, обернуться невесть откуда возникающей «волатильностью» на рынке собственного молока и мяса - две реперные точки из трех, определяющих продовольственную безопасность регионального рынка. Он заговорил о сокровенном на родном языке, понятном для глав администраций: «булдыксыз кеше, бездарности… мэгънэсезлек, бестолковость, тупость… мэнсезлек, непутевость,  непорядочность… пустые ваши обещания…» и т.п. (см видео дня в архиве БО от 30.12 или на сайте prav.tatarstan.ru). 

Казалось бы, неслабый «сингапурский бриз» должен был обеспечить традиционную, перед праздничными каникулами, настройку аппарата на предстоящее начало года. Раньше такого волевого аппаратного настроя хватало, может быть, на полгода или квартал. Но… теперь другие времена и иные ветры дуют.

Уже в самом начале первой декады ВВП, решивший, что он родился в год Дракона (на самом деле, т.е. не по китайски, а по нашему, наступает год Уулу -  гигантского Орла, Учар Куш, - но это отдельный разговор, если время позволит) приступил к «драконовским» показательным мастер-классам для региональных управленцев. По известному византийскому принципу – «наказываю реципиентов, чтоб на ус мотали доноры». Поэтому непразднично резко возникли освежающие порывы профилактической «антикоррупционной санации» аппарата, обнажающие черные дыры ЖКХ, монетизации льготников, платных рыбалок и т.п.

Ничего личного и не по делу, - всего лишь мастер-класс в рамках предвыборного ПиаРа. Но все равно освежает, потому что непривычно близко в той самой точке бифуркации, где нынешняя «косящая вертикаль» пересекается с горизонталью народовластия, - а вдруг сработает короткое замыкание! И все эти освежающие, совсем не сингапурские порывы, так или иначе,  отражались на лице нашего премьера, участвовавшего в селекторном совещании с Путиным. Несмотря на то, что внешним спокойствием и внутренним достоинством он, как всегда, напоминал одно из земных воплощений Будды.

Проводя другой мастер-класс (с любителями рыбалки) ВВП впервые (если не считать его   давно позабытую реплику про Куликовскую битву) обратился к корневым тюрко-славянским смыслам. Он попытался изобразить, с учетом специфики мировосприятия Главного рыболова страны, г-на Крайнего, архетип рыбака-аборигена, который «испокон веков» как-то обходился без начальства и т.д. Судя по всему, до Крайнего так и не дошло, но тут гораздо важнее другое – Премьер как бы взял на себя роль толмача-переводчика корневых смыслов, понимание которых пока сильно отрывает бессознательно спящее начальство от бессознательного, но тяжело просыпающегося рыболовного народа (китайцы не зря воспринимают «урусов» как «людей воды»). Кстати, употребленный Путиным для аппаратно-чиновной побудки алтайский корень ис-кон (исконный-посконный, т.е. «издревле настоящий дух времени», или, как сейчас говорят – «суть времени») одинаково бестолково толкуется в нынешних великорусских и татарских словарях. Помогает, как всегда, только Великий Даль. Казанским аборигенам в свое время пытался помочь уважаемый галим Рифкать-эфенди Ахметьянов, но языковеды-гуманитарии сослали его в сопредельную Башкирию, чтоб не мешал латинизации. Получается, несмотря на происки статистики, настоящих татар (различающих и разумеющих посредством kygys) в братском регионе, все же, поболее. К тому же, они и пожестче-поконтрастнее способом жизневосприятия, чем «мягкие» казанские.      

 

9 января в Казани – явление «гражданского общества» и «гражданской обороны»

 

107-я годовщина «Красного (кровавого) питерского воскресенья» 1905 года, если без суетливых мыслей и эмоций, скользящих по поверхности внешней видимости, - это же не просто так, а некий знак. Для тех, кто еще не утратил способность слышать, видеть, помнить  и различать. Кстати, как и в недавнем трагическом случае с «Булгарией», после которой круги, к сожалению, еще на разошлись и не замкнулись. Потому что слишком много оказалось желающих побыстрее проплыть по течению. Вот оно и аукается каждый день.

Всевышний Господь (Алла Тегелэ), по безграничному милосердию своему, посылает знаки и предупреждения неразумным и забывшим, как правило, щадящие, простые и ясные, как Божий день (kun-kon). И только в крайних случаях – грозные и устрашающие, когда неразумные уходят в беспредел. Этого, конечно, нельзя определенно утверждать и превращать в религиозную догму, но стоит иногда предполагать и догадываться. Потому что коммутация с небесами происходит не через парткомы разного рода, а строго индивидуально, на основе свободы воли и личной ответственности каждого, включая начальство, больных и убогих. Скорее всего, их даже в первую очередь – но, так или нет, тому Бог судья.

Так вот, если по сути, а не по внешним социологическим признакам, то 9 января на пл. Свободы была достаточно репрезентативно представлена казанская городская интеллигенция. Причем, именно та ее часть, которая имеет по жизни моральное право говорить от лица многих и многих других горожан. Не были замечены, пожалуй, только казанские «даосы», но до недавнего времени их было совсем немного, не более полдюжины, а за прошлый год, может, стало поболее, в связи с прогрессом сетевой китайской медицины и фармацевтики.

Это в действительности был не митинг «льготников», а гражданское собрание горожан  (независимо от формального социального статуса – безработный, работающий, пенсионер и т.п. – неважно). «Гапоны», партийные активисты и «городовые», как положено, тоже  присутствовали, и проявляли, в рамках приличия,  профессиональную активность, но вовсе не они делали погоду. На площади в течение часа безусловно доминировал непартийный интеллигентно-демократический дух, объединивший (кажется, впервые) старшее и молодое поколение – не митинговое, а именно гражданское.

Основной мотив собравшихся, по моим ощущениям, можно выразить примерно так: «Мы считаем, что достойны более внимательной, разумной и человечной власти. Считаем, что у нынешней власти есть серьезные проблемы с нравственным здоровьем и общепризнанными  человеческими ценностями. Поэтому просим ответственных правителей региона и города не откладывать с наведением элементарного порядка в обустройстве нашей жизни». Думается, что именно этот солидарный мотив (были и другие, но не настолько солидарные) – он и есть та самая, не часто проявляющаяся, по нынешним временам, спокойная и прочная основа для того, что французы когда-то назвали «гражданским обществом».

Таким образом, у собравшихся была внятная (если кто хотел услышать), мирная и  солидарная «петиция», адресованная власти. Произнесенная с трибуны речевка-озвучка не могла этого не учитывать, а псевдо-партийная форма этой озвучки не должна отвлекать от сути. Она по факту и не отвлекла. Беда в другом. Как и в 1905-м году, ни «царь», ни какой другой «муниципальный герой» к мирно собравшимся горожанам не вышел. И петицию об их насущных нуждах никто не принял, не внял. А что и как доложат «царю» по результатам общественной акции – понимание сути «косящей налево вертикали» слишком крепко сидит в народной памяти еще с 905-го года.

Кто-то, скажет, мол, слава Богу, но тут большая разница – казаков с нагайками и видимых жертв не было, как в 905-м. Ну, так ведь, на то и 107 лет прошло, и сколько уже безвозвратной и беззаветной крови пролито с тех пор, в т.ч. теми же ветеранами. Помнится, покойный тесть рассказывал, что с балкона Дома Офицеров (бывший Дом дворянского собрания, а ныне – мэрия) выступал аж нарком Троцкий… А нынче там даже городские головы не показываются с пламенными речами для льготников. Так что, красный или иной цвет митинга-собрания - это важная, но, в данном случае, боковая тема, которая не должна увести наше сознание в удобную для «разговоров в пользу бедных» сторону, в бытовую плоскость «ниже пояса» или в бессмысленно-партийные «базары», удобные для неспособных, но ловких.

А главное в том, что теперь, скорее всего, повторение такого мирного, по внутреннему духу, городского собрания (сравните с казанским горсоветом) не гарантировано. Скорее всего, продолжение, которое назначено на 21 января, станет уже беспокойно-митинговым, от видимой безысходности. Так обычно бывает, когда тебя уже много раз не услышали, не увидели, как будто тебя просто нет в природе, или в очередной раз «кинули», или ты относишься к другой, не совсем полноценной, социальной касте. Это означает, что из хрупкого и непривычного состояния «гражданское общество» городской социум может перейти в состояние «гражданская оборона». Почувствуйте разницу, кому это важно и интересно.

Как говорят, все познается в сравнении. Поэтому из новостной ленты, для лучшей контрастности образов и гражданских ощущений, вполне уместно привести, к примеру, сообщения об эффективности «электронного правительства», о проведенном на днях совещании по использованию комплекса зданий Конного двора острова-града Свияжск и т.п. событиях, которые хорошо оттеняют суть оперативно происходящего. Только давайте не будем спешить с выводами и оценками, замыкая политические ярлыки на конкретные личности. Ведь, мы имеем дело с системой, а не просто с личностями-наличностями. Причем, поток жизни только еще набирает ускорение и силу, и не стоит его, в угоду минутным вспышкам индивидуйских эмоций, привязывать к персоналиям, даже более-менее историческим. Дело-то не в личностях, пусть они остаются людьми, для этого всегда есть шанс. Дело в этом самом потоке жизни, в котором одни неотделимы от других, как ни старайся, и который формирует наш завтрашний и послезавтрашний день...

 

Примечание для любознательных языковедов. В заголовке нет опечатки. «Бул-дык-ту» (ср. с татарским бул-ды-ру = созидание) - это, в данном контексте, усть-канско-казанский неологизм, обозначающий хроническое состояние административной безысходности, возникающее в результате неосознанного смешения (ангсыз булгату) «видимого низа» и «невидимого верха», которое (ыкту) надолго парализует административную волю к общественно-полезным действиям (Краткий толковый словарь современного горно-алтайского языка).

 

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции