Когда алтайский «чабан» поднимает голову, провожая взглядом неожиданно прогремевший над ущельем спецвертолет, он, наверное, думает – «Опять, однако, Сергелей   не туда с Володей полетел…» (Шойгу, имя Сергелей – по-алтайски значит – Бдительный).  Вполне сознаю возможные риски воздействия этого скороспелого образа на тонкую кору постмодернового мозга нетерпеливого читателя. Поэтому сразу же сделаю профилактические оговорки. Во-первых, в Горном Алтае нет «чабанов» в привычном понимании, и одомашненные животные (сверху, от высокогорных пастбищ, вниз, по нисходящей, отражающей, в том числе, качество продукта, -  кони, овцы и рогатый скот) большую часть года находятся на вольном выпасе. Во-вторых, в каждой из примерно сорока (по числу алтайских родов) долин-междугорий есть свои священные места, и каждый нормальный алтаец считает, что Путину следует побывать именно там, чтобы осознать, наконец, в чем суть времени и корень проблемы.

Хорошо образованные алтайцы (школьные учителя и другие) знают, что предыдущий Владимир (Ленин) был из рода тодош. Ульянов-отец, как известно, был калмык, и, так или иначе, потомок степных алтайцев, переселенных в Прикаспий, и освободивших благодатное место для русских переселенцев, в обмен на добровольное вхождение Алтая в состав России. В отношении нынешнего Владимира пока такой определенности, к сожалению, нет. Информация о неудачных попытках ВВП побывать на греческом Афоне, особенно в связи с недавними приключениями монахов вокруг Пояса Богородицы, вызывает у алтайцев-беловерцев сдержанно-скептическую реакцию -  мол, что зря время терять, если и так понятно, откуда пошла православно-правоверная линия.

 

«Счастлив тот, чья родина – Восток…»

 

У Н.А.Шодоева, собирателя и хранителя Алтайского Билика (образец добиблейского Знания евразийских тюрков и славян и один из основных источников Ясы Чингисхана), помимо туристов и духовных искателей, нередко бывают и известные ученые люди. Они, случается, помогают издать собранные рукописи, и обещают донести стратегическую информацию до московского Кремля. Поэтому, общаясь с хранителем актуальных древностей, в ответ на его справедливое недоумение, бывает трудно объяснить, почему же эта информация так долго не доходит до адресата. Видимо, она как-то теряется в дальней дороге в сторону Москвы. К тому же, для настоящего усвоения этих знаний одной только ученой головы недостаточно. Нужно еще что-то, более важное. Вот этого пока, как видно, не хватает.

Межрегиональный диалог между Горным Алтаем и РТ, на фоне активных международных связей Татарстана, тоже смотрится откровенно слабо, когда ограничивается начальственной верхушкой и примитивным ПиаРом. Видимо, у «новых кочевников» еще не совсем устаканилась вертикаль исторической памяти, помогающая разобраться – где родовое гнездо «Алтай-Йорт», где легендарный Эрjенекун – колыбель родового духа, где Орда – один из поздних истоков государственности, где два полюса Биляр – Булгар, где Казань – сакральная и торгашеская, где зимнее и летнее стойбище – «Кышкы» (обрусевшие «Кошки» на карте РТ) и «Jайле» - все это сохранилось в местной топонимике. И правильная «латиница», оказывается, идет с Востока, а не с Запада, если по уму, а не по мелкому расчету.

И с этой точки зрения понятно, что конъюнктурная суета и благотворительные разговоры вокруг проекта «Булгар-Свияжск» - это просто дань мелкому политическому расчету и коммерции. В каких-то рамках для кого-то, возможно, «и так сойдет». И, может быть, не стоит расценивать это как неуважение к подлинной исторической памяти – пусть это решат профессиональные историки. Но только не стоит эту кочку зрения навязывать всем остальным – дорого обойдется…

Между тем, «с восточной стороны» и на человеческом уровне память работает «справно». Почти каждый взрослый алтаец обычно вспомнит, что в армии служил вместе с казанскими татарами, назовет имя и адрес сослуживца и попросит передать привет… При всей материальной скромности и даже бедности - уважения и достоинства там не занимать.

Сооружение в Горном Алтае памятного знака на средства РТ, по случаю вхождения исторической Родины в состав России, сопровождалось шумными, но довольно  бестолковыми действиями. В результате «промоутеры» проекта пренебрегли мнением самих алтайцев и свели дело к заурядной «маркетинговой» акции… Пока вне поля зрения ВИПов остался главный горно-алтайский ресурс, способный возродить в начальствующих татарах творческое мужское начало – в противовес разлагающему рыночно-торгашескому духу.

Базовый духовный ресурс, способный, не только сдвинуть с мертвой точки региональное самосознание, но и – что называется, «без дураков» - словом и делом помочь и посодействовать разумной «самодержавной» власти в стране. А кому персонально - Путину или другому разумному – это же не суетливый мартовский «демвыбор» определит. Деловых  и деятельных Мининых в наше смутное время сильно не хватает…

 

Доноры и реципиенты

 

На финансовом поле федерации РТ считается регионом-донором. Но давайте честно признаем, что и этот привычный стереотип экономического сознания - далеко не факт, если измерить глубину «долговой экономики» и поправить сильно искривленное зеркало «всеобщего эквивалента». Что же касается «духовного эквивалента», то, при честном подсчете, мы, скорее всего, давно уже стали «реципиентами» при довольно дистрофичном доноре, который и сам пассивно проедает солидарное культурное достояние.

Гаяз Исхаки 110 лет назад написал честное и довольно мрачное пророчество об исчезновении нации через 200 лет ("Ике йоз елдан сон инкыйраз" - "Исчезновение через двести лет"). Мне неизвестно, продолжил ли кто-то из наших духовных лидеров эту тему в дальнейшем. Очевидно, этому помешали несколько волн репрессий, на которые оказался таким щедрым ХХ век. Этой консервативно-самокритичной линии в развитии самосознания народа сейчас явно не хватает – в противовес тотальному татарстанскому ПиаРу, «бессмысленному и беспощадному», - когда «понты дороже денег».

В такой аховой ситуации остается только сказать отдельное и специальное спасибо Виктору Пелевину и пожелать ему еще раз попасть в нобелевский «шорт-лист». В повести «Македонская критика французской мысли» он нарисовал вполне достоверный и пророческий образ Насыха Нафикова, сына партийного бонзы из Татарстана, нефтяного магната, «успешно обменявшего партийную ренту на природную» (см. Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда. М., Эксмо, 2003).

 

Тем, кого специально интересуют «камеральные» аспекты темы, можно рекомендовать недавние статьи Ф.Девбаша и Р.Безертинова.

http://www.regnum.ru/news/1488097.html#ixzz1jmxxQsy2

http://ekonet.hut.ru/biblio2.htm

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции