АНШЛАГ И ПЛАТЬЯ В ПОЛ

Два главных светских события сезона в нашем оперном – это два фестивальных гала-концерта. Шаляпинский в феврале и Нуриевский в мае. По традиции на них самые дорогие билеты. Цены начинаются от пятисот рублей и доходят до двух тысяч в первых рядах партера.

Естественно, с ценами на билеты на концерты поп-звезд даже сравнивать не надо, но для театральных билетов по казанским меркам недешево. Тем не менее, билеты на гала-концерты расходятся самыми первыми. Программа, в которой участвуют сразу же «все звезды»,  востребована у публики.

Не стал исключением и нынешний год. На концертах аншлаг, а у парадного входа в театр, несмотря на дачный сезон, жаждущие купить лишний билетик.

Гала-концерт – это еще и дефиле публики. Красивые фойе театра – это отличное место показать изысканные туалеты. Платья в пол,  пышные юбки на чехлах, декольте и драгоценности – этим в оперного театре уже давно никого не удивишь. На этот раз среди модных туалетов лидировали длинные плиссированные юбки из шифона – тренд весенне-летнего сезона.

Как всегда, в большом фойе зажигал квартет Захара Штейнберга, а шампанское в трех буфетах лилось рекой.

ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА НА СЦЕНЕ

В этом году фестиваль юбилейный – ему двадцать пять. Двадцать лет он носит имя Рудольфа Нуриева. Поэтому начало действа было отдано ретроспективному показу хроники полувека.

Открывать фестиваль честь была предоставлена нашим солистам  - начинающей этуали, которая все увереннее и увереннее становится настоящей «звездой», Кристине Андреевой и маститому Нурлану Канетову. Нежное адажио из «Щелкунчика» настроило публику на лирический лад.

ДВЕ «ЗВЕЗДЫ»

Гала-концерт, состоявший из двух отделений (он шел три часа), собрал в программу самые разные направлении балета – от чистой воды классики, академической русской  балетной школы, до характерного танца и модерна. Конечно, это отчасти эклектично, но режиссер программы балетмейстер из Санкт-Петербурга Александр Полубенцев решил за этот промежуток сценического времен показать если не все, то основные направления балетного искусства. Кстати, сам  Нуриев далеко не чуждался модерна и вообще был веселым человеком, даже  принимал участие в «Маппет-шоу».

Отделения были выстроены симметрично. Если  в первом  основной фишкой служил фигурист Алексей Ягудин, то втором это был Фарух Рузиматов. Номер Ягудина и его партнерши – солистки Большого театра Кристины Кретовой на песню Земфиры «Хочешь» принимал участие  водном из раскрученных телевизионных шоу.

Нельзя сказать, что «Хочешь» произвел на публику сильное впечатления. Аплодисменты, конечно, были и даже бурные, но во время антракта публика делала критические замечания. Как-то не очень монтировалась эта «художественная самодеятельность» с серьезным концертом.

А вот Рузиматов, который второй год подряд участвует в гала-концертах в Казани, показал класс. Он исполнил номер на музыку Равеля, его знаменитое «Болеро» с тягучей, повторяющейся мелодией, которая становится все более и более экспрессивной. Таким и был танец Рузиматова, танцовщика, обладающего поистине пластикой хищной кошки. Он танцевал на фоне задника, на котором все сильнее и сильнее разгорался пожар и казалось, что сейчас вспыхнет сам артист…

ПЕЧАЛЬНЫЙ ДЕМОН

Вообще современной хореографии в концерте было предостаточно. Неожиданно приятно удивили молодой солист казанского театра Давид Залеев с номером «Демон», продемонстрировавший любопытную пластику. Как всегда, к радости публики в концерт вошел номер на музыку Жака Бреля «Буржуа». Если не ошибаюсь, этот остроумный номер уже третий раз включают в программу – любит его публика.

Еще одной фишкой первого отделения стал его финал, в котором исполнялась «Вальпургиева ночь» Гуно, где солировали, пожалуй, самая крупная «звезда» нынешнего Нуриевского фестиваля Анна Цыганкова, ее партнер Мэтью Голдинг, оба они – солисты Национального балета Нидерландов, и казанец Руслан Савденов. Цыганкова в алом платье носилась по сцене подобно живому костру, под стать ей были и партнеры. Когда номер завершился, публика кричала «браво».

Аплодисменты достались и оркестру театра, которым дирижировал Ренат Салаватов. Маэстро обычно стоит за пультом в черной рубашке, но на гала-концерт надел очень идущий ему фрак.

ХИТЫ, БЕЗ КОТОРЫХ НЕЛЬЗЯ

Второе отделение после длинного антракта, когда публика устремилась в буфеты, началось весьма трогательно. В полонезе вышли все – от младших классов до выпускных – учащиеся Казанского хореографического училища. Будущее нашего балета выглядело строго и элегантно, как и полагается в этом старинном танце польских аристократов.

Еще во втором отделении сошлись два па-де-де: из «Эсмеральды», оно редко исполняется, и хит всех балетных концертов – из «Дон Кихота». Первое  па-де-де исполнили солисты балета Кубы, пожалуй, впервые на казанской сцене  номер классического балета танцевал афроамериканец, и делал это с присущим ему темпераментом. Во всяком случае, публика кричала «браво» во второй раз.

Ну а культовое  па-де-де из «Дон Кихота», от первых тактов которого у балетоманов начинает учащено биться сердце в предчувствии  красивейшего зрелища, исполнили солисты Большого театра Кристина Кретова и Михаил Лобухин.  Номер был исполнен чисто, профессионально, изящно, но без особого драйва. Сразу же вспомнилось как год назад это па-де-де исполняла Анна Цыганкова с партнером, сравнение было не пользу солистов Большого театра.

В финале концерта, когда на сцену под музыку апофеоза из «Щелкунчика» выпорхнули все участники концерта и Кристина Кретова вывела как будто смущающегося Алексея Ягудина, на задник начали проецировать фрагменты из лучших спектаклей Рудольфа Нуриева. Он делал вращения, прыгал, зависал… Улыбался и просто смотрел в зал своими вечно смеющимися искрящимися глазами. И, пожалуй, это был лучший момент вечера. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции