«…Предчувствие гражданской войны…»

(припев популярной песни)

 

Это вполне круглая дата - 21 год (3 х 7) удачно-неудачной попытке ГКЧП. Кто-то потерял – кто-то нашел. И есть повод задуматься – а что же произошло тогда, и что изменилось с тех пор?

Большинство смотрит назад и потому грустит и тоскует. Но если, все же, подчиниться не общему мейнстриму, а осознанному намерению двигаться вперед, против течения поверхностных вод… То даже из этой страшной беды, длящейся 3 х 7 (а страху ей придает не отмщенное и не прощенное предательство), можно извлечь полезные навигационные выводы. И подобрать плавсредства и другие приспособления для движения вперед и вверх – чтоб не утонуть в сегодняшней реальности.

Нравится это или нет, но актуальный образный ряд еще год назад был задан утонувшей «Булгарией». И с тех пор, по моим ощущениям, он принципиально не изменился. Крымское «цунами» только усилило масштаб сошедшего знака и распространило его на европейскую часть страны. А за Уралом – там, видимо, уже другая страна, если не считать нескольких городов миллионников, приподнятых над сонно ворочающейся территорией. Отсюда понятен смысл прошлогоднего проекта «либеральных медвежат», вброшенного для пробы и поспешно упрятанного про запас. Смысл простой, как гайдаровская реформа, - если уж не получается «по-хорошему» поднять на модернизацию всю Россию (она почему-то не слушается кремлевских команд), то надо приподнять над неуправляемой «Рашкой» хотя бы 20 городов-миллионников и сосредоточить инновационные усилия на них.

Этот инновационный концепт для России прямо-таки списан с последнего романа В. Пелевина. Ему бы – Нобелевскую премию за талантливую художественную идею (но номинанта не пустили дальше шорт-листа), а «медвежатам» - похвальный грант и мэрские посты в старт-аповской Рай-ше. Список либеро-номинантов в новые административные лидеры тасуется митингами, кое-кто из них даже прорвался на уровень муниципий, но в остаточных осадках слишком мало здоровых зерен – это вам не конец 80-х! И нынче вполне  ясно, что и Пелевин уже вряд ли получит когда-нибудь именно нобелевскую литературную премию (и у него не будет возможности публично и демонстративно от нее отказаться). И креативный либеральный ресурс явно иссяк – не только у отечественного оппозиционного рай-кома, но, как видно по действиям более серьезных обкомов, у доминировавшей до сих пор рассудочно-либеральной цивилизации в целом. Всему, даже самому хорошему и комфортно-привычному, рано или поздно, приходит конец.

Недавние постановочные «подрывы религиозных основ» (к основам веры они не имеют отношения – заряды легли мимо) добавили только нюансы к основному течению событий. Только запах «неустановленной взрывчатки» над «неустановленными мутными водами». Которые замутились в интересах «неустановленных лиц». Как и 21 год назад.

 

О методе различения в смутное время

 

«В действительности все совсем не так,

как на самом деле»

(тюркитайская пословица)

 

Итак, что же произошло в августе симметричного 1991 года, и что изменилось с тех пор?

Вопрос серьезный вдвойне. Во–первых, теперь-то, если обозреть ретроспективу, отчетливо ясно, какой предательский заряд заложила элитная верхушка для демонтажа Союза. И как было организовано массовое дем-шоу по развалу державы. Активная фаза «карнавала демократии», питаемая энергией сбитой с толку массы, продолжалась еще два с лишним года, и завершилась в октябре 1993-го танковым расстрелом Белого Дома и предательски стреляющими в спину «неустановленными снайперами». Ельцинская элита сдала зачет западным экзаменаторам на освоение курса либеральных ценностей. Ассистенты прямо в полевых условиях выставили оценки участникам учебно-воспитательного процесса, и распределили выпускников по местам госслужбы. Госэкзамен по сдаче остатков российской государственности транслировался в прямом эфире по мировым телеканалам…

Во-вторых, если взглянуть на перспективу ближайших трех лет (2012 – 2015), то мы находимся где-то на пороге аналогичных событий, а элиты, по многим признакам, уже переступили этот порог. Однако принципиальная разница состоит в том, что тогда элитам вольно было разбрасывать обломки государства (поэтому круг допущенных к элитному столу расширился, обновился и в каком-то смысле усилился), а теперь пришло время их собирать. И ситуация для элит совсем не вольная, а, наоборот, крайне невольная – коридор возможностей резко сузился. И в узкие двери, у которых на вахте утвердился-таки ВВП, пройдет не каждый второй, а в лучшем (для элитариев) случае – третий или пятый. Скажем, к примеру, тот же условный Дерипаска (условный в том смысле, что речь идет не о человеке, а об одной из типологических фигур российской олигархии) теперь уже навряд ли получит преференции, как в 2008 – 2009 гг, и плата за допуск в круг приближенных к столу не ограничится «пикалевским пинком».

И дело тут не только и даже не столько в развертывающемся кризисе (хотя другой язык они плохо понимают). Привычные экономические и финансовые механизмы, как и лежащие в их основе общехозяйственные законы,  как бы выключились, и вот уже несколько лет не включаются. Несмотря на отчаянные попытки специалистов и попавших в неприятный исторический замес политиков. Достаточно посмотреть на бесконечную серию «греческих анекдотов», которые по неувядающей схеме «армянского радио» распространяются из забюрократизированного евросоюзного обкома. Или – на кремлевские методы антикоррупционной борьбы. Или, даже, на казанские дороги и ливневки… Впрочем, куда ни посмотри – всюду, и даже в самых мелочах, где, как известно, кроется истина, но теперь поселились мелкие шайтаны, выключились базовые механизмы, обеспечивающие человеческое существование и жизнедеятельность. В некоторых сердцах и головах остались еще, по инерции, какие-то ценности – на них-то пока все остальное и держится. Плюс терпение вечно «безмолвствующей» народной массы.

И тут даже неважно, здесь ли вылетели пробки на панели управления или выключен небесный рубильник ЦУПа – с каждым днем становится неотвратимо яснее и яснее, что систему придется менять целиком. А причины, корни и чиновники-виновники уточнятся потом, по результатам окончательного вскрытия. Сейчас же, во время наводнения или потопа (один из известных в истории способов радикальной смены цивилизаций), важно выбрать надежное плавсредство. И способ различения того, что плывет или тонет, что живое или мертвое.

Для этого, в суете и стрессе, одного ума мало. Горе от ума. Надо включать уснувшие в привычном «комфорте стабильности-застоя» или «комфорте постепенных улучшений», «комфорте мейнстрима» и т.п. (кто к какой комфортной колее больше привык) – все остальные человеческие способности, начиная с прямых физических ощущений тепла-холода, звука, вкуса, цвета и т.п. Потому что на основе восстановленной чистоты и естественности человеческих ощущений рождается благородная интуиция, соединяющая с Небом и раскрывающая так называемую волю Неба. Которая помогает сопрягать разобщенные человеческие воли и намерения в едином артельном усилии. Без этого артельного усилия – не собрать обломки государственности. На элиты надежда слабая – они будут толкаться возле узких дверей…

Надо запомнить, что первое ощущение, которое возникает, обернешься ли назад, в август 1991 или вперед, из августа 2012, - это ощущение предательства.

 

(продолжение последует)

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции