ПРОГРАММА РЕИНЖИНИРИНГА АИР 

Безусловно, АИР нуждается в управленческой реорганизации – своем проекте реинжиниринга. Это нормальная процедура, которая должна быть естественной для любой компании и госоргана, тем более такого растущего и важного, как АИР. Это единственный способ развития АИРа изнутри.

Можно, конечно, постановочно говорить и о реорганизации АИРа. В чем отличие? Реорганизация означает изменение полномочий (минимум) или «разгон и ликвидацию» (максимум). Реинжиниринг – обновление с сохранением тех же самых полномочий, но переход к их более лучшему исполнению. И я за то, чтобы сначала говорить о реинжиниринге, а не о реорганизации АИРа. По трем причинам:

  1. нужно сначала увидеть возможности улучшения функций как таковых, и тогда будет понятно, убирать их у АИРа или нет; а если убирать, то уже будем понимать, как их исполнять по-новому. От простой миграции проблемы по ведомствам ничего само собой не рассосется; 
  2. АИР - как тип госоргана «агентство» - правильно задуман таким, чтобы концентрировать в одном кулаке все возможности помощи государства экономике и бизнесу. Сведя в единый кулак, можно добиваться синергетических эффектов, темпа, гибкости и т.д. Этого точно не будет, если все растащить по ведомствам – все утонет в разнобое и согласовании между собой (внутри одного ведомства это все же скорее);
  3. убрав часть функций из АИРа, будет сбита острота внимания к проблемам, и упущен шанс воспользоваться энергией ситуации для их коренного решения. Государство в очередной раз увильнет в сторону.

Но совсем неочевидный вопрос: вокруг чего должен строиться реинжиниринг? Западный менеджмент нас учит – вокруг бизнес-процессов и, собственно, к этому сводится. Но мы помним, что (если переиначить наоборот) «то, что немцу хорошо, русскому - смерть». Поэтому важно определить направления и цели реинжиниринга АИР. Они должны быть следующими:

  1. предметный и концептуальный реинжиниринг;
  2. процессный реинжиниринг;
  3. информационный реинжиниринг;
  4. сетевой реинжиниринг;
  5. реинжиниринг модели управления АИР.

Этим список не исчерпывается, но для обозначения темы достаточен. Кто знаком из западных теорий менеджмента с типами стратегий – маркетинговых, финансовых, кадровых – и прочей такой нарезкой, должен понимать, что сами по себе эти стратегии – ни о чем. Они суть операционные стратегии. Поэтому о них речь должна идти всегда в очередь последнюю, а не в первую – как нас «великий» западный менеджмент пытается учить (за уплаченные ему сертификаты).

У каждого из вышеназванных типов реинжиниринга – своя технология и свой образ результата.

Так, в результате предметного и концептуального анализа АИР должен получить устойчивую технологию (и методологию к ней) сетевого способа сборки знания. В основном – извне. Это ключевая технология в наступающей экономике знаний, когнитивной эпохе. Ясно, что она в корне отличается от того, что пытается делать глава АИРаЛинар Якупов, когда он обращается к бизнес-сообществу дать ему предложения по улучшению работы АИР. Это у него – глас странника в пустыне, а не технология.

Младшим братом концептуального реинжиниринга является кардинальная смена модели принятия решения кому выдавать гранты, а кому нет. При этом уверен, любого из критикующего АИР легко завалить, попросив его предложить «справедливые критерии выделения грантов» и начать далее тестировать его вариант «справедливости». Если кто-то со мной не согласен в такой оценке, предлагаю написать в БОН свою полноценную статью и показать в ней всю технологию своего варианта «справедливости». Я и, возможно, другие читатели в комментах готовы выступить критиками. Этим мы убьем несколько зайцев: возможно, действительно найдем искомое; бизнес-сообщество сработает на креатив для себя самого; если не решим, то пойме, где тонко. Еще условие – не путать «справедливость» с «прозрачностью процедур». Второе относительно просто.

Сюда же относится задача консолидировать и по-другому развернуть интеллектуальную и научную работу вузов Татарстана – выдать им всем единое техническое задание под предмет деятельности АИРа. Заказать темы диссертаций, дипломов и учебных практик. Начать под это осмысленное финансирование (входит в функции АИРа). Создать единую межвузовскую интеллектуальную площадку под это.

Можно учесть и то, что я предложил по теме интеллектуальной безопасности России на сайте БОН[1],  а также факт создания в России аналога американской REND corporation (с подачи Дмитрия Рогозина), работу по созданию российской аналитической школы, новые методы организации интеллектуальной работы в XXI веке (типа «знаниевого реактора» Сергея Переслегина и др.).

Информационный реинжиниринг. Тема обширная. Главное, что тут нужно добиться, это создать ОБЛАЧНУЮ технологию мониторинга ОБРАЗА инвестиционного потенциала Татарстана и построения СИТУАЦИОННЫХ СЦЕНАРИЕВ (СЮЖЕТОВ) на его основе. По сути – ситуационный центр АИР. При этом сразу же хочу предупредить, что СЦ – это не то шоу, которое нам всегда показывают по телевидению из кабинетов российских региональных наместников или из залов заседаний Правительства, ГД. Там, на самом деле, кроме демонстрации слайдов к докладу или вебенара ничего нет. СЦ – это комплекс стартовых идей вокруг мета-проекта; модель того объекта, под которые СЦ создана; технологии мониторинга, оптимизации и принятия решения; управленческие технологии (выдачи распоряжений и контроля прежде всего); специальная территориально-распространенная оргструктура СЦ; офис СЦ; коммуникационный цент и т.д. Кстати, в Татарстане есть два человека, которых мы в мою бытность работы в большой энергетике привлекали к решению задач типа СЦ. Сегодня относительно успешными СЦ обладают МЧС России и центр экономического исследования Германа Грефа (откуда вышел тот же Аркадий Дворкович – нынешний вице-премьер).

IT-технологии должны взять на себя часть коммуникационных отношений и информационного обмена АИРа с бизнес-сообществом. В том числе вывести на автоматический контроль, обработку и аналитику отчетностей получивших гранты, а также муниципалий по интересам АИРа. Например, информационная система должна сама напоминать (уведомлять) о наступлении сроков отчетности, вести мониторинг ее (не)предоставления. В случае нарушения условий использования гранта, непредставления отчетности – автоматически формировать «черные списки», размещать их на сайте АИРа и доводить до банков. Кто обманул государство, тот должен столкнуться с реакцией на это по всему кругу.

Необходимо также загрузить под задачи АИРа IT-кластер Татарстана. Элитные и прорывные IT-проекты вырастают и делаются на элитных задачах. Только. А развитие инвестиционного потенциала республики и переход в постиндустриальную эпоху – это элитная задача.

Под нее необходимо и элитное образование. Поэтому возникает дополнительный шанс поставить вопрос о новом образовании в XXI веке под новые задачи в вузах Татарстана (которые все вместе находятся ближе к концу рейтингового списка учебных заведений мира). АИР также должен взять на себя ответственность за постановку такой задачи перед сферой образования, как это видит совершенно правильным для себя (иметь постановку задачи от бизнеса) и.о. ректора КАИ Николай Абруков. Но в его полку должно прибыть еще, и не только бизнес должен озадачивать науку. Тем более бизнес не способен формулировать стратегические задачи и видение Будущего с необходимой глубиной и масштабом.

Сетевые технологии. Мейнстримом в новой экономике становится формирование своей экосистемы – для компаний и так называемых «держателей интеллектуальной повестки дня». Пока АИР к последним не относится, даже если он и заявляет об этом – он легко не пройдет тест на эту роль. Максимум пока на что его хватает – это на копирование чужого опыта (надо добавить, уходящей индустриальной эпохи). И этой роли есть другое название – ученик.

«Держатель» не обязательно – «разработчик». Это прежде всего «дирижер» и «методолог». Знания – загадочный феномен. Проживают четыре стадии своего развития: инсайд (зародились в чьей-то голове = Божий дар) –предъявлены другим (обобществление = соединение с другим) – синергетическое со-развитие с другими идеями в общении людей (со-творение) – превращение в виртуальную силу и действительность (ноосферу, ментальные модели, энергию, квазисознание). Место держателя интеллектуальной повестки дня – в промежутках на каждом из этапов как дирижёра и методолога, так как без этого знаниям трудно пройти этот Путь, жизненный цикл. Для этого надо бытьметодологом – с профессиональной точки зрения и уважаемым – с человеческой. Для этого надо искренне любить людей. Знания – хорошо плодятся в обстановки той любви, которую древние греки называли агапэ.

Главное назначение экосистемы – это формировать и конвертировать потенциал в проекты и стоимость, создать эффекты синергии в резонансе, тем самым резко снизить затраты, сроки и риски дела. Модератором сети невозможно стать по назначению, но можно только меритократическим путем. Следовательно, не факт, что им сможет быть АИР. Если не сможет,  сеть выродиться в умирающий сайт. В зависимости от выбранного типа сети (их порядка 6) должны возникнуть свои организационные и коммуникационные модели внешнего проектного управления. Сетевая основа – своего рода платформа для инновационного планирования и проблемно-ориентированной программы развития республики (если она будет). Сеть невозможна без виртуальных технологий, под которыми глупо понимать только информационные технологии. Поэтому АИР и бизнес-сообщество должны будут сознательно выбрать для себя и виртуальные коммуникационные, и информационные технологии. Тем самым выйти на самонастройку и бесструктурную соорганизацию вокруг проблемно-ориентированной программы, выше рассмотренного предмета деятельности АИРа. Без перехода к сетевым технологиям говорить о существенной смене модели управления АИР невозможно и бессмысленно.

Так как сетевые технологии строятся вокруг иной модели поведения ее участников – меритократической, а не бюрократической, то на первый план начинают выходить ценности в качестве «точек сборки» и «удержания в единстве». Тема справедливости и работы на чужой успех (дар) – ключевая для выживания сети во времени.

ВОЗВРАЩАЯСЬ К РЕОРГАНИЗАЦИИ (А НЕ РЕИНЖИНИРИНГУ)

Теоретически реорганизация АИР может быть проведена в две противоположные стороны – с различными последствиями для АИРа, бизнес-сообщества и экономики республики. Реорганизация на ослабление - изъять часть функций из АИРа и передать их другому госоргану. Наоборот, реорганизация ради усиления – как некоторая внутренняя перекомпановка АИРа после реинжиниринга его функций.

Реорганизация со знаком минус означает разрыв единого подхода и консолидированных, пакетных возможностей по стимулированию бизнеса и развития. Работа с малым и средним бизнесом тогда рискует застыть на отметке «раздача грантов». Тогда как следующим шагом должно быть выстраивание из цепочек МСП цепочек проектов и программ, единых цепочек стоимости. Поэтому считаю, что целесообразным была бы реорганизация со знаком плюс. Так, чтобы внутренний функционал АИР перекомпоновался под следующую логику: «стратегирование - проблемно-целевое управление - проектное управление – ситуационно-аналитический центр – гранты – бэк-офис – PR». Это есть бизнес-процессный стержень АИРа. Внутри каждой оргпозиции должна быть нарезка на крупный бизнес и МСП. А проблемно-целевое управление реализует главную функцию, которой сейчас у АИРа нет, – перевод стратегии развития Татарстана в ПРОБЛЕМНО-ЦЕЛЕВЫЕ программы (лучше в одну).

Проблемно-целевые программы в новой экономике должны строиться преимущественно по форме фондового механизма хозяйствования (ФМХ) – как наиболее подходящего для экономики XXI века. Могу сказать, что в конце 2011 года нынешний теоретик и практик ФМХ был специально приглашен Ангелой Меркель для специального чтения лекций на эту тему. И нам при обсуждении механизмов развития экономики Татарстана и реорганизации и реинжиниринга (перекомпановки и развития) АИР под них обязательно нужно вкратце рассмотреть тему ФМХ. Я уверен – это самое сильное, что может быть и для бизнеса. Это особая и новая платформа бизнеса новой экономической модели бизнеса. ФМХ, будучи внедренным в республике, мог бы потребовать от АИРа организации еще одной своей структуры - Фондо-банка (не путать с простыми кредитными и инвестиционными банками), специальной обслуживающей и депозитарной структуры АИРа под программно-целевое управление.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции