Рембрант по цене буханки

После 1917 года эйфория овладела даже здравомыслящей частью деятелей культуры. В ожидании мировой революции продажа пары-тройки «Рембрандтов» казалась пустяком. В этот момент показалось, что государство осознает масштабы возможной катастрофы и делает правильные шаги, чтобы ее предотвратить. В мае 1918 г. Наркомпрос принял решение об образовании Отдела по делам музеев и охраны памятников, который возглавила Н.И.Троцкая, супруга Л.Д.Троцкого. Основой всего последующего законодательства в области охраны памятников и культурных ценностей стали подписанные В.И.Лениным декреты «О запрещении вывоза за границу предметов особого художественного и исторического значения» и «О регистрации, приема на учет и охраны памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений». Только за 1918-1920 гг. Наркомпрос поставил на учет свыше 550 старинных усадеб, около тысячи частных коллекций, почти 200 тыс. произведений искусства. Под государственную охрану были взяты Ясная Поляна, Эрмитаж, Третьяковская галерея, памятники Кремля и Красной площади. Однако все было не так благополучно и взятые формально под охрану государства ,на практике многие памятники культуры и старины оказались без защиты. Также следует отметить, что в массе рабочих и крестьян взяло верх нигилистическое отношение к культуре прошлого, что воспринималось как выражение подлинно революционного отношения ко всему наследию прошлых эпох. Прежде всего, ломали, грабили, конечно, то, что в сознании неграмотной массы населения ассоциировалось с буржуазной культурой.

Многие советские историки на протяжении длительного времени идеализировали и романтизировали революционное насилие и погромы барских домов. А сегодня нам, может быть, как никогда раньше, становится ясно, что такая идеализация похожа на опасный бумеранг. Насилие по отношению к культурному наследию стало печальной страницей в истории российской революции, оставило глубокие, долго незаживающие раны. Но, не справедливо все потери в культурном наследии относить на счет крестьянства и рабочих. Факты показывают, что политика уничтожения куль¬туры прошлого и памятников старины вошла в практику органов новой власти. Созданный в 1918 г. Государственный музейный фонд, который обязан был поставить на учет и хранение культурные и художественные ценности, а также распределить их по музеям, приступил к этой работе только к концу гражданской войны. Но до этого времени многое уже было разграблено и уничтожено. Более того, само хранилище Госмузейфонда представляло собой «гигантскую свалку бесхозных сокровищ», которые стали легкой добычей альянса Наркомвнешторга, антикваров и западных коллекционеров.

С начала 1918 г. в Москве и Петрограде началась широкая официальная распродажа историко-культурных ценностей, богатейших книжных и художественных коллекций за границу с целью получения валюты. Распродавались специальные библиотеки, целые галереи, редкие коллекции, дворцовые комплексы. Среди покупателей было множество банкиров и бизнесменов из Германии, Франции или Англии. Например, часть Алмазного фонда (измерявшаяся по весу - 9 кг) за полмиллиона рублей была продана английскому антиквару Hорману Вейсу. Тот продал драгоценности аукционному дому Christie`s, который выставил их на торги в Лондоне в 1927 году. Самым ценным лотом аукциона был брачный венец императрицы Александры Федоровны. Все торги были признаны официальными, так как санкцию на продажу определенным людям давало советское государство. Но больше всех постарались американцы. Арманд Хаммер - председатель корпорации «Occidental Petroleum поставил продажу русского антиквариата на поток (за что получал от советского правительства 10% комиссионных) - вплоть до организации распродажи "сокровищ Романовых в крупнейшем нью-йоркском универмаге Lord & Taylor.

Hammer_armand.jpg
Арманд Хаммер - главный торговец царским антиквариатом

Другой человек - министр финансов США Эндрю Меллон. Через американскую галерею Knodler & Co. он скупил прямо из экспозиции Эрмитажа массу шедевров, а потом подарил их Соединенным Штатам. Благодаря ему Вашингтонская национальная галерея - один из лучших музеев в мире. Шедевры Веронезе, Ван Дейка, Ботичелли, Перуджино из бывшего эрмитажного собрания и сейчас выставлены там. Меллон платил больше, чем кто-либо. Сумма в $1,166 млн, которую министр Меллон выложил за лучшую эрмитажную картину Рафаэля "Мадонна Альба", долгое время оставалась рекордной ценой, уплаченной за произведение искусства. Нефтяной магнат Галуст Гюльбенкян уговорил своих партнеров из Shell торговать советской нефтью, за что получил право покупать из Эрмитажа. После серебряных сервизов и мебели времени Людовика XVI он приобрел пару полотен Гюбера Робера, после чего потребовал "Портрет Елены Фурмен" Рубенса и "Юдифь" Джорджоне. "Юдифь" ему не отдали, а все остальное, включая трех Рембрандтов, Терборха и Ватто господин Гюльбенкян купил по бросовым ценам.

589px-Бруни_-_Мадонна_Альба.jpg
Мадонна Альба - первое произведение искусства, цена которого превысила миллион долларов

Своеобразным «теоретическим» прикрытием официальной распродажи культурного достояния России служила заведомо несостоятельная идея о том, что пролетарская революция завоюет весь мир и все к нам и вернется. Существовала и такая «лжетеория», что произведения искусства не могут быть достоянием одной страны, ценность шедевров неизменна и не зависит от их местонахождения. Именно такие идеи высказывал, например, нарком внешней торговли А.Микоян в разговоре с все тем же А.Хаммером, недоумевавшим по поводу абсурдных распродаж культурных ценностей России за границу. Микоян в связи с этим заявил: «Пока забирайте картины, ладно. Мы не возражаем, если вы их возьмете на время. Но мы сделаем революцию в вашей стране и вернем их обратно». Бесценные культурные сокровища использовались в качестве бесчисленных «даров» западным банкирам, чтобы любыми путями получить иностранные кредиты. Немалые культурные ценности передавались по дипломатическим каналам. Так, например, Польше после заключения Рижского мирно¬го договора были подарены около ста скульптур из Летнего сада в Петрограде и много других памятников культуры.

Несмотря на то, что по-прежнему сохраняются кризисные тенденции в экономике, существует ряд социально-политических проблем, медленно, но верно набирает обороты процесс по возвращению культурных ценностей в нашу страну. Ведущую роль в этом играют, конечно же, крупнейшие российские компании, точнее их руководители или собственники. Я уже ранее приводил примеры того как бизнес инвестирует средства в проекты в области культуры и повышению интереса у населения страны к предметам культурного наследия. Еще один - Беспрецедентный по своим масштабам трансефер предметов антиквариата из Франции в Казань.

IMG_0778.jpg
Более 600 предметов антиквариата были ввезены на нескольких грузовых фурах
IMG_0783.jpg
Все предметы проходят современную систему учета

Столы и стулья, диваны и кушетки, картины и предметы декора – все эти предметы искусства прибыли в Международный институт антиквариата из Франции, где закупались на различных аукционах специально для исторических зданий, которые реставрирует инвестиционная группа компаний ASG. С помощью этих предметов, выполненных в разных стилях, дизайнеры и искусствоведы воссоздадут аутентичные эпохе постройки интерьеры. Но перед этим большинству вещей предстоит реставрация в мастерских института, а некоторые шедевры уже в скором времени займут почетное место в экспозиции. Западные ценители искусства, к сожалению, не разделяют идей наших соотечественников 100 летней давности и не отдают столь значимые произведения за копейки. Ежегодно объем средств затрачиваемых на покупку предметов, их трансфер и реставрацию исчисляются миллионами евро, однако это ничто по сравнению с объективной стоимостью уникальных раритетов и их значимостью для историко-культурного наследия России. Ведь многие предметы поистине уникальны. Например работа Микеле Тозини «Мадонна с младенцем и святым Иоанном Крестителем» является одним из прекрасных образцов творчества итальянского мастера Эпохи возрождения. До этого времени в России хранилось лишь две картины этого художника - в Государственном Эрмитаже и ГМИИ им.Пушкина. Теперь их стало три, причем все они написаны по одному сюжету и во многом схожи и композицией и размерами.

Michele-Tosini.jpg
«Мадонна с младенцем и святым Иоанном Крестителем»

Директор Международного института антиквариата ASG Михаил Яо: «Сейчас у нас собрана уникальная и уже в настоящее время поражающая своим объемом коллекция произведений искусства. Причем, собрание мебели европейских мастеров в своем разнообразии и размерах превосходит многие государственные музеи. Постоянное ее пополнение буфетами, резными креслами и мебельными гарнитурами дает нам множество тем для научных исследований. Возможно, некоторые из этих предметов связаны с российской историей и это их повторное путешествие в нашу страну».

2966.jpg
 
2872.jpg
 
2824.jpg
 

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции