0_769bd_6789f7de_XL.jpg
Толпа египетских христиан-коптов несет гробы к собору Абиссайа во время массовых похорон жертв столкновений с солдатами и полицией, в Каире 10 октября 2011 года

НИ ОДНА ЦЕРКОВЬ НЕ ЗАСТРАХОВАНА ОТ АКТОВ ВАНДАЛИЗМА

В минувший четверг, 21 марта, стало известно, что министерство страхования и по социальным вопросам Египта официально зарегистрировало «Братьев-мусульман» как общественную организацию. Как известно, предыдущие 50 лет своего существования исламское движение было подпольным, со всеми соответствующими этому атрибутами деятельности: терактами, тайной агитацией, созданием ячеек и т.д. Означает ли официальная регистрация какое-то укрепление их роли? Вряд ли, скорее всего, речь идет только о бюрократической формальности. Тем не менее положение исламистов в Египте окончательно определилось, чего совсем нельзя сказать о положении коптской общины. До сих пор непонятно, в какую сторону подует ветер новой государственной политики, касающейся религиозного меньшинства.

Два года назад, когда свершалась революция, копты вышли на площадь Тахрир вместе с мусульманами. Церкви в центре Каира распахнули двери для раненых и покалеченных, функционируя как госпитали для манифестантов, независимо от их вероисповедания. Сегодня ни одна церковь не может быть застрахована от того, чтобы не быть если не сожженной, так разрисованной в оскорбительной манере.

Почему так происходит? Потому что с приходом исламистов в парламент, а затем и Мухаммед Мурси в президентство, египетскому обществу не было дано с их стороны никакого сигнала о том, как должны строиться в государстве отношения между христианами и мусульманами. Не было четкого «месседжа» о том, что копты – такие же граждане, их права будут защищены, и вообще, все люди братья, а не только мусульмане. Как это было, к примеру, при Хосни Мубараке. Прозвучали только некие туманные заявления Мурси относительно того, что он будет «президентом для всех египтян». В принципе, это вполне объяснимо: публичное признание в любви к христианам вряд ли вызвало бы одобрение у спонсоров движения, хотя всегда можно было бы отговориться необходимостью построения правильного международного имиджа.

Вот что говорит Сюзи Адли Нашед - депутат парламента Египта, представитель христианской общины: «Не все понятно с этим. До сих пор мы не можем видеть точных признаков того, что к нам относятся с любовью, уважением. Или относятся к христианам доброжелательно. Ситуация все та же самая, без изменений: происходит ущемление прав христиан, убийства христиан и так далее. Мы до сих пор не получили четкого, ясного посыла от «Братьев-мусульман» к христианам, что с нами будут жить мирно» (Межпарламентская ассамблея православия в Константинополе, 3 марта 2012, цитата по Sobor.by).

100107062834_shenouda_ap_444.jpg
Папа Шенуда III - глава коптской православной церкви Египта 

ОЖИДАНИЕ ПОРКИ ХУЖЕ САМОЙ ПОРКИ

Египетские копты, таким образом, действительно живут в напряженном ожидании худшего. Говорят, что ожидание порки гораздо хуже самой порки. Применимо к христианам в стране пирамид можно сказать, что оно приводит к некому коллективному нервному срыву. Вот что ответила мне украинка, проживающая в Каире с мужем-коптом, на вопрос: «Чувствуете ли вы напряженность между христианами и мусульманами в последнее время, и как это проявляется?»:

«Да, мы чувствуем. Ходят слухи, что в мечетях активно ведутся проповеди против христиан. Я больше не езжу в метро одна, потому что был случай, в вагоны заходили мужчины и обрезали волосы женщинам, кто без хиджаба. Одну церковь недавно разрисовали неприличными словами. Вчера у нас на улице была драка, выясняли отношения мусульманин с коптом. Не на почве религии, по другому вопросу. Но мусульманин, чтобы привести поддержку, сказал другим, что копты собираются поджечь мечеть, и собралась толпа. Мы даже подумываем с мужем уехать из Египта, тут становится неприятно жить. Ладно здесь, в Каире, огромная община христиан, мы постоянно встречаемся в церкви, обмениваемся новостями, поддерживаем друг друга, мы за своих очень крепко держимся. А тем, кто живет в маленьких городах, гораздо хуже, там идет настоящая травля».

ИСТОРИИ С КОПТАМИ-БЕЖЕНЦАМИ КАКИЕ-ТО СОМНИТЕЛЬНЫЕ

…К слову, о маленьких городах, где терроризируют коптов. В феврале в российских СМИ широко растиражировали историю трех семей, бежавших из деревни Мерса-Метрух в Москву. Они уверяли, что местные жители под угрозами смерти заставляют их сменить веру. На протяжении недели египтяне с маленькими детьми жили в приемной общественной организации, пока к ним на интервью ходили журналисты. Судьба этих семей ныне неведома, но известно одно: миграционные органы России не нашли причин дать им статус беженцев.

Многое в этой истории показалось мне странным. По словам египтян, некий доброжелатель оплатил трем семьям турпутевки в Россию, что звучит неправдоподобно, так как данное направление в Египте просто отсутствует, есть только индивидуальный туризм. Чтобы вылететь в Россию по индивидуальной туристической визе, нужно оформлять ее через посольство РФ в Каире, подтверждая оплаченной бронью российских отелей либо личным приглашением русской стороны… Все это занимает много времени и, главное, денег, которых хватило бы на два года проживания в Египте в режиме экономии. И почему притесняемые христиане не обратились к единоверцам в церковную общину в Каире, где бы они нашли поддержку и помощь, а поехали в чужую холодную страну, где их никто не ждал? Как обычно, такие истории редко бывают однозначными.

1274408536_29502.b.jpg
 

ПРИТЕСНЕНИЯ КОПТОВ НАЧАЛИСЬ ЕЩЕ ДО ПРИХОДА К ВЛАСТИ «БРАТЬЕВ-МУСУЛЬМАН»

Авторитетное египетское СМИ Ahram Online в серии интервью, посвященной участникам революции 2011 года, опубликовало беседу с коптом, активистом борьбы за права христиан Рами Камилем. Перевожу отрывок его речи:

«Можно много говорить об отказе президента Мурси соблюдать его же обещание быть президентом для всех египтян. Но в то же самое время нельзя утверждать, что притеснения коптов начались с приходом к власти «Братьев-мусульман». Да, недавно было нападение на церковь в Фаюме, но атаки на храм в Эль-Омранийе и Церковь Двух Святых случились в 2010 году, еще при Мубараке. Копты и мусульмане долгое время сосуществуют в Египте, но подлинное согласие между ними так и не найдено. Было что-то похожее, когда мы все вместе совершали революцию, но этот краткий миг остался в прошлом. Просто необходимо найти это согласие, в том числе между последователями различных церквей и различных течений в исламе».

Сегодняшние проблемы коптов в Египте, как мне представляется, не связаны именно с ухудшением отношения мусульманского большинства к христианскому меньшинству. Во-первых, они являются следствием общей атмосферы безнаказанности и роста преступности. Во-вторых, важно понять, что в Египте всегда было плохо с толерантностью. Показателен пример, что для граждан Ирана скрепя сердце все же создали туристическую программу отдыха в Египте, но в Каир ездить запретили. Причина - опасение за здоровье и жизнь последних, поскольку они хоть и мусульмане, но шииты. Может случиться что похуже, чем брошенный в Махмуда Ахмадинежада, посетившего недавно Каир «с дружественным визитом», ботинок. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции