В Египте произошли первые со времен Мубарака крупные столкновения на религиозной почве и первая же межрелигиозная акция единения и толерантности. Что перевесит – усилия провокаторов или сильнейшая черта египетского национального характера – стремление к общественному согласию?  

98E5D92E-9F9B-454F-9502-B3FC18703CCA_cx0_cy0_cw0_w800_r1.jpg
 

«КРЕСТ И ПОЛУМЕСЯЦ – ОДНО, ЦЕРКОВЬ И МЕЧЕТЬ – ОДНО!»

Во вторник, 9 апреля, в Каире прошел весьма необычный марш. За два постреволюционных года каких только демонстраций ни видели улицы египетской столицы: за президента, против президента, за исламистов, за либералов, за футбольных болельщиков, против Америки и так далее. Но такого еще не было. Сотни людей митинговали против религиозной нетерпимости и призывали к единству между христианами и мусульманами. Некоторые из них держали крест в одной руке, и Коран – в другой. Египтяне скандировали «Крест и полумесяц – одно, церковь и мечеть – одно!»

Причиной шествия послужили печальные события прошлой недели. В субботу, 6 апреля, в результате массовой драки между христианами и мусульманами в провинции Аль-Хосус (север Каирской агломерации) погибли пять человек. На следующий день в одной из самых значимых церквей столицы, соборе Святого Марка, прошла панихида по погибшим, о чем было заранее известно властям, и президент Мурси даже обещал личный контроль над обеспечением охраны храма. Однако на выходе из церкви копты были атакованы «неизвестными», которые стали забрасывать их камнями. В завязавшуюся массовую потасовку внесла лепту полиция, запустив слезоточивый газ прямо в центр шествия христиан. В результате хаоса и давки погибли два человека, а 90 получили ранения. Эта серия происшествий стала самым серьезным эпизодом межрелигиозной распри в Египте со времен падения Мубарака.

Столкновения являются сегодня пунктом номер один в медийной повестке дня. О происшествиях высказалось множество политиков и общественных деятелей. Шейх Университета Аль-Азхар Эмад Таха осудил нападение на храм. «Ни одна нация не может состоять лишь из одной фракции», - заявил исламский богослов, после чего участники марша в защиту религиозной терпимости понесли его на своих плечах. Епископ Коптской православной церкви Муса поблагодарил мусульман, защитивших коптов (было немало и таких случаев) во время беспорядков 6 апреля: «Наши возлюбленные братья из числа мусульман, защитившие христиан, ярко высветили неправоту фанатиков, и показали истинное значение религии и любви».

Что говорят простые обыватели? Самое влиятельное египетское интернет-СМИ Ahram Online цитирует участницу марша толерантности Омм Абдель-Рахман, одетую в консервативную исламскую одежду никаб: «Нет такого понятия, как мусульмане и христиане. Мы все (египтяне) едины». Вот что сказал изданию житель провинции Аль-Хосус, парикмахер Иехия Закария: «Я мусульманин, живу в этой округе уже 30 лет, мои клиенты в основном христиане. Здесь мы никогда не думаем друг о друге как о «мусульманах» или «христианах». Борьба, нарушившая наше добрососедство, это что-то доселе незнакомое».

699218.jpg
 

КТО СТАЛКИВАЕТ ЛБАМИ ЕГИПТЯН?

Египетская оппозиция, конечно, поспешила обвинить в происходящем «Братьев-мусульман» и президента Мурси. «Братская» партия свободы и справедливости наняла головорезов, чтобы атаковать собор, а помогли ей спецслужбы», - утверждает Лилиан Сабер, лидер молодежного движения «Масперо». Карима эль-Нехнави, лидер Национального фронта спасения, объясняет столкновения на религиозной почве «воспаленным климатом», который усугубляется при попустительстве исламистских властей. «Режим несет ответственность за свое молчание относительно роста числа экстремистов, разжигающих столкновения и насилие», - считает оппозиционерка. Генсек Египетской социалистической партии Ахмед Бахаэддин Шаабан заявил, что правящая партия «стремится зажечь внутреннюю борьбу, чтобы истощить энергию людей и отвлечь их от противостояния власти».

«Братская» партия свободы и справедливости распространила заявление, в котором говорится, что инциденты были спланированы специально в попытках посеять хаос в Египте. «То, с какой быстротой развернулись события в Аль-Хосусе, выглядит подозрительно, было сочетание провокационных ситуаций, которые привели к межрелигиозной борьбе, - говориться в коммюнике. – Все это нацелено на погружение страны в хаос, из которого извлекут выгоду только враги Египта и их агенты».

Надо сказать, что место врага остается пока вакантным. В Египте его пока не придумали, хотя представляется, что рано или поздно это случится, следуя многократно повторяющейся в мировой истории логике «слива» общественной напряженности в нужную сторону. На огульные обвинения «Братья-мусульмане» прямо никак не реагируют, придерживаясь риторики «тайного врага». Они намекают также на то, что агрессию против христиан использует некто, чтобы свалить нынешние власти. Причем прием этот уже был отработан на Мубараке. Об этом рассуждает в Facebook вице-председатель Партии свободы и справедливости Эссам эль-Эриан. Называя «катастрофой» теракт в александрийской церкви, который случился незадолго до египетской революции и унес жизни 23 человек, он подчеркивает, что именно этот инцидент был одной из трех основных причин падения Мубарака. Две других – подтасовки на выборах в парламент пропрезидентской партии и выдвижение собственного сына в качестве преемника.

«ВОРИШКУ СИЛЬНО ПОБЬЮТ, А В ДЕРЕВНЕ МОГУТ И УБИТЬ…»

Слова о единстве, процитированные выше, не являются для египтян пустым звуком. Менталитет нации - коллективистский, индивидуализм ему не свойственен. Для египтянина (конечно, это не буквально про каждого, кто живет в стране пирамид) недостаточно личного счастья, важно осознавать «правильность» окружающей реальности. Общественное благо выше собственного. В этом их социальный моральный кодекс схож с советским, который многие прочувствовали лично, ну а кто-то, как я, например, познал лишь как часть истории.

Хочется привести в пример случай, произошедший со мной буквально на днях. По дороге в языковую школу в благополучном районе Каира я неожиданно подверглась атаке «мотоциклетной двойки» - это такой популярный прием воровства на египетских улицах. Схема такая: двое на мотоциклах подъезжают к прилично одетой (не в египетском смысле, конечно, а, скорее, в российском – то есть «небедно») женщине и пассажир выхватывает из рук сумку. А там и след простыл. Воров постигла неудача, поскольку я вступила с налетчиками в отчаянную борьбу за содержимое сумки, а, точнее, за загранпаспорт, который мне по понятным причинам очень дорог. Когда я рассказала об этом своим египетским друзьям, первое, что они сделали, – обошли всю улицу, подходя к каждому охраннику, здание за зданием, пока не предупредили всех: на улице орудуют воры.

Второе, что сделали мои друзья, - научили меня слову, которому в языковой школе не учат: «харами», то есть «вор», и дали следующее напутствие: «Если вдруг опять случится подобное, кричи изо всех сил. Женский крик – это такая сирена, на которую обязательно отреагируют люди. Моментально сбежится народ с соседних улиц. Если при этом увидят бегущего мужчину или парней на мотоциклах, догонят, сшибут, остановят любым образом. В этом случае общество работает четко». Я спросила о том, что же будет с вором. «Сильно побьют, а потом отдадут полиции, - прозвучал ответ. А после недолгих раздумий добавили, - но если дело происходит в деревне, то, наверно, убьют». В общем, «товарищеский суд». Кстати, воровство на Ближнем Востоке расценивается как преступление против общества, а не против частной собственности.

Есть у этого коллективизма еще много всяких последствий, которые можно заметить в поведении египтян: привычка следить за моралью соседей, хроническое любопытство и вовлеченность в чужую судьбу, неприятие обществом «выскочек», принцип «будь как все» и так далее. Но одна сторона явно позитивная – неравнодушие к тому, что происходит с другими, отзывчивость. Трудно сказать, что будет с этой чертой менталитета в нынешних непростых условиях. Когда-то после распада СССР советский общественный кодекс уступил место социальной анонимности, равнодушию и индивидуализму в самом худшем его проявлении. Надеюсь, египтяне покрепче ухватятся за свой коллективизм. Может быть, это единственное, что удержит страну от религиозной распри, а значит, и от распада страны.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции