На совещании в минстрое РТ наконец-то показали, по какой трассе собрались строить вторую линию казметро:

 

К счастью, это схема неокончательная и ещё подлежит дискуссии и утверждению руководством республики. К счастью - потому что схема крайне неудачная. В случае её реализации мы сделаем ошибку ценой 50 миллиардов рублей и неудобством для сотен тысяч горожан на десятилетия вперёд. В предлагаемой второй линии - «хорде» - можно выделить три недостатка:

 

Недостаток №1 - это станция у «Казан-арены». Метро в непосредственной близости у крупных стадионов - это градостроительная ошибка, на которую иногда наступают. В результате после матчей эту станцию приходится закрывать, потому что многотысячная толпа организует давку и коллапс. А в другие дни такие станции пустуют, потому что стадион занимает огромную площадь, на которой нет активности. К слову, международная компания, проектирующая стадион в Нижнем Новгороде, попросила сделать станцию в 800 метрах от стадиона. Очевидно, что и в Казани «футбольную» станцию надо размещать в створе улиц Адоратского или Гаврилова, чтобы эта самая станция была полезна каждый день.

 

Недостатки №2 и №3 гораздо существеннее и делают бессмысленной по сути всю линию. Дело в том, что в Казани ярко выражен деловой центр, находящийся в Вахитовском районе. Соответственно, основные потоки людей направлены туда. А линия направлена совсем в другом направлении. На карте это отмечено зелёными и красными стрелками.

 

По сути, участки №2 и №3 выполняют роль московской маршрутки, подвозящей людей от дома к метро, которое уже везёт людей на работу и учёбу. В результате такого крюка мы получим двойные затраты времени, электричества и прочих ресурсов. Каждый день. Для тысяч людей. Все разумные планировщики стараются организовать транспорт в основном направлении, а не перпендикулярном.

 

Ну, и ещё один существенный недостаток №4 - это отсутствие новых станций в центре города. Именно центр и подходы к нему острее всего страдают от пробок, загазованности и отсутствия парковок. В отличие от «спальных» проспектов, по центру Казани нельзя пустить скоростной трамвай и построить развязки. Именно в центре Казани больше всего общегородских учреждений и деловой активности. После достройки хорды доля станций в центре упадёт до 13%, а во всём мире этот показатель колеблется в районе 40%. Такой «инновации» как-то не хочется. Как говорится, критикуя - предлагай. Я предлагаю делать примерно то же, что делают десятки городов: строить радиальные линии в центр. Вот возможный вариант:

 

За сопоставимое количество станций мы получаем и охват Ново-Савиновского с Советским районом, и очень нужные станции на Чеховском, пл. Свободы, в Забулачье. Разумеется, мой вариант лишь приблизительный, и окончательные трассировки должны рисовать специалисты с опытом. А пока нужно привлечь внимание Президента РТ к этой проблеме.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции