МУЗЕЙНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
С Нового года в Свияжске открылся музей истории города. Пока готов первый этаж одного из корпусов музея, где располагаются экспозиции, рассказывающие об истории города в период XVI-XVIII веков. Так получилось, что я три года уже занимаюсь экспозиционным дизайном и дизайном музеев. В связи с этим в свои нередкие поездки по зарубежным странам я стараюсь посетить местные музеи — как знаменитые, так и не очень, посвященные какой-то одной теме. Я вообще считаю, что приехать в чужой город и не побывать в местном музее — это просто глупость какая-то. Там ты получаешь в концентрированном виде информацию о том, как жил этот город, как формировалось его мировоззрение.
Сергей Насекин |
Надо сказать, что дизайн музейных экспозиций не стоит на месте. Даже в классических музеях регулярно происходят перестановки и изменения в оформлении экспозиции. Недавно я посетил государственный музей в Амстердаме «Риксмузеум» (Rijksmuseum), который был закрыт на реконструкцию в течение последних пяти лет. Я о нем упоминал в своей предыдущей статье. Я провел в этом музее целый день, мне было очень интересно — чего такого необычного можно было сделать за довольно длительное время реконструкции?
"Риксмузеум"— большой музей, такой же статусный, как петербургский Эрмитаж, парижский Лувр, Британский музей в Лондоне, музей Прадо в Мадриде, или галерея Уффици во Флоренции. Все они являются лицом своих государств, их экспозиции говорят о вкусе властей страны, художников и коллекционеров, об их взгляде на историю человечества и роль своей страны в ней. Кстати, не всякая крупная страна может позволить себе иметь такой музей.
Рейхсмузеум.Действующая библиотека, сама как экспонат музея |
Есть несколько музейных концепций — собирать исключительно мировые шедевры, только национальное искусство и третий вариант — нечто среднее. Обычно та или иная концепция музея складывается исторически. Например, 90% экспозиции самого главного по статусу музея России — петербургского Эрмитажа — было посвящено зарубежному искусству. Правда, руководитель Эрмитажа Пиотровский пытается сбалансировать фонды своего музея и активно приобретает современное русское искусство.
В парижском Лувре экспонируются произведения из разных стран, но больше половины — французское искусство. То же самое в Британском музее и в музее Прадо. В галерее Уффици — исключительно итальянское искусство. То же самое и в «Риксмузеум» — он специализируются только на голландском художественном, ювелирном и прикладном искусстве.
ПО ДОРОГЕ К НОЧНОМУ ДОЗОРУ
Что из себя представляет «Риксмузеум»? Это огромное квадратное здание с внутренним двором, накрытым стеклянным куполом. Любопытно, что через внутренний двор музея проходит дорога. Заходишь во внутрь здания и через стеклянную стену видишь, как вдоль первого этажа музея ездят трамваи и автомашины. Довольно интересное архитектурное решение. Впрочем, голландская архитектура — это отдельна тема.
Понятно, что реконструировать такое огромное здание занимает много времени. Впрочем, в таких делах обычно никто не торопится, да и не торопят. Тем не менее, у меня после посещения обновленного «Риксмузеум» остались вопросы. Например, мне не понравилось освещение, расположенное на подвешенных рамах. Мне все время там не хватало света. Было такое ощущение, что картины в полумраке.
«Риксмузеум» построен по классическому принципу, как в Лувре, где через залы двигаешься к великолепной мраморной греческой статуе Ники Самофракийской, которая видна издалека, через многочисленные арки, разделяющие залы. А экспозиция второго этажа Лувра как бы подводит к Джоконде, где постоянно толпятся многие десятки людей, через которые трудно пробиться к картине хотя бы на пару метров. Тот же принцип реализован в Русском музее — через залы идешь к картине Карла Брюлова «Последний день Помпеи».
Рейхсмузеум.Действующая библиотека, сама как экспонат музея |
Главной картиной «Риксмузеум», к которой как бы подводят посетителя музея, стал «Ночной дозор» Рембранта, который размещен в огромном зале второго этажа, разделенного перегородками на несколько отделов. На мой взгляд, «Риксмузеум» сделал ее ключевым элементом всей экспозиции не совсем заслужено. Думал, живьем ее посмотрю, может быть лучше разберусь в своих впечатлениях. Посмотрел живьем, не помогло: так и не понял восторгов по поводу этой картины. На мой взгляд, достаточно рядовая картина для Рембранда. Рембранд, конечно, великий мастер. У него филигранная работа со светом и тенью, но «Ночной дозор», по моему мнению, далеко не лучшая его работа. К тому же в том же «Риксмузеум» экспонируются работы великого Яна Вермеера, визитная карточка которого — известная картина «Девушка с жемчужной сережкой». Впрочем, это лишь мои впечатления.
Как бы там ни было, «Риксмузеум» четко отражает голландское мировоззрение, протестантское представление о прекрасном. Все очень прагматично, много прикладного искусства: мебели, посуды. Да и вся живопись прикладная — большое количество натюрмортов XVII-XVIII веков с показным изобилием еды на столе. Некоторое такое мещанство есть в этой тематике. На мой взгляд, не очень тонкое и глубокое.
Сам «Риксмузеум» также прагматичен — в нем нет никаких «наворотов». В углах, конечно, стоят мультимедийные экраны, но на них не делают акцент. Главное — сами экспонаты. Все решает очень грамотное, сдержанное и тонкое вхождение в архитектурную среду, качество подсветки, к которой, как я уже сказал, у меня были претензии.
Рейхсмузеум.Колониальное наследие голандии.Макет базара на острове Ява и индонизийская живопись |
Весьма продумана большая входная зона музея: заходишь — много касс, покупаешь билет, сдаешь одежду в гардероб. Кстати, можно и не сдавать. Все удобно. Обязательно наличие магазинчика.
ТОРГОВЛЯ СУВЕНИРАМИ — ДВИГАТЕЛЬ МУЗЕЕВ?
Кстати, о музейных магазинах. Я видел много музейчиков, площадь которых, условно говоря, составляла 300 квадратных метров, из них 100 квадратных метров занимал музейный магазин. Их наличие стало уже просто обязательным — это то, что приносит музею деньги. Причем маршрут движения посетителей в музее продуман таким образом, что не посетить магазин они просто не могут. Как правило, это очень клёвые магазинчики. Там я рекомендую покупать каталоги, альбомы, сувениры и подарки — они там исключительно качественные и интересные. Там действительно попадаются небанальные вещи. Но и стоят они, конечно, чуток подороже. Я с любопытством каждый раз посещаю такие магазины, смотрю, что еще интересного придумали в сувенирном бизнесе. В этот раз я приобрел 3D-очки, в которые встроена картина все того же Вермеера. Она как стереооткрытка, раскладывается на несколько планов. Передний план — сидит кошка, второй план — занавеска, третий план — художник пишет картину, четвертый план — девушка ему позирует. Дальний план — стена, на которую падает свет. В очках можно регулировать фокусное расстояние и за счет этого ты ощущаешь себя как бы внутри картины. Сделано очень просто — две пластиковые линзы, простенькая оправа и картина, напечатанная на картонке (для каждой линзы — своя). При этом эффект получается любопытный. Я даже подумал, что для наших музеев было бы неплохо производить подобного рода сувениры.
Рейхсмузеум. Вид из окна |
«А ГДЕ ЖЕ САМИ ЭКСПОНАТЫ?»
Но вернемся к моему рассказу о посещении музеев Амстердама. В отличие от прагматичного и сдержанного «Риксмузеум», в городском морском музее используется другой подход. Там довольно много находок, с точки зрения дизайна. Но ощущения от его посещения у меня остались странные. Да, там много наворотов, мультимедийных и динамических спецэффектов, но за ними сама экспозиция потерялась. Ходишь по музею как будто по аттракциону. Там действительно есть аттракционы. Например, можно зайти в пасть кита и посмотреть на какую-то мультимедийную экспозицию. Забавно, детям даже нравится. Но ловишь себя на мысли — а где же сами экспонаты?
Я понимаю, что когда в музее мало экспонатов, а надо отразить эпоху. Тогда приходится использовать какие-то реконструкции, модели, мультимедийные эффекты. Кстати, в музее истории Свияжска мы отчасти столкнулись с такой же проблемой. Не так уж много сохранилось экспонатов XVI-XVII веков. И чтобы передать эпоху, приходится делать реконструкцию.
СВИЯЖСКАЯ ИСТОРИЯ
Я уже второй раз упомянул наш музей истории Свияжска. Думаю, что стоит рассказать о нем чуть более подробно. Он размещается в четырех корпусах служебных зданий конца XIX начала XX века, которые располагаются в форме буквы «П». Как я уже говорил вначале, мы пока только освоили первый этаж главного здания, где располагаются экспозиции, рассказывающие об истории города в период XVI-XVIII веков, то есть с самого основания Свияжска в 1551 году, когда сруб крепости (кстати сказать, по размеру она превышала Московский Кремль) в разобранном виде сплавили по Волге из Углича и построили на новом месте всего за два месяца.
Музей истории Свияжска. Зал XVI в. Основание Свияжска |
Моя студия разрабатывала дизайн проекта экспозиции музея — перегородки, свет, мультимедиа, размещение экспонатов, макеты и т.д. Система пока еще только запускается, но уже есть на что посмотреть. У нас там действительно много интересных и даже уникальных вещей.
Наша работа будет продолжатся весь 2014 год. К лету 2014 года мы планируем завершить работы на втором этаже, где будет размещаться экспозиции, рассказывающие об истории Свияжска в XVIII-XIX веках.
Музей истории Свияжска. Стрелецкая изба |
В других корпусах музея будут экспонаты, рассказывающие про следующие этапы истории города. Особо интересная экспозиция будет посвящена Гражданской войне. Свияжск находился в самой гуще событий, связанных с взятием Казани белочехами. Здесь находился штаб Троцкого. В небе над Свияжском разворачивались первые настоящие воздушные бои и речные сражения. Этим событиям будет посвящена большая инсталляция, которую мы готовим. Также здесь можно будет посмотреть знаменитый пятиминутный документальный фильм о пребывании Троцкого в Свияжске.
В 30-е годы прошлого века в Свияжске располагалась спецтюрьма. Это тюремное здание станет еще одним корпусом музея истории Свияжска. Здесь можно будет увидеть реконструированную теремную камеру, где содержались политзаключенные.
Музей истории Свияжска. Зал истории II пол. XVI-XVII вв |
ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ
Почему вообще тема музеев так интересна и важна? Потому что любой город, который хочет быть заметен на карте мира, и Казань — не исключение, должен иметь определенные статусные вещи. Наличие музеев в этом списке просто обязательно. Тем более для города с тысячелетней историей. У нас этим сейчас занимаются и довольно активно, что радует. Активно работает Национальный музей, хотя там некоторые вещи уже устарели, в Кремле есть ряд замечательных музеев... Есть музей художника Васильева, из которого, кстати, вполне можно сделать такого же национального супергероя, как голландский Ван Гог.
Но, тем не менее, мне кажется, что стоит поднять тему о том, каким должен быть музей, достойный истории Казани.
Не всегда большие, статусные музеи, которые у всех на слуху, на самом деле так хороши. Мне, например, не очень нравится Лувр, в котором я бывал неоднократно. Да, там великолепный подвальный этаж, где хорошо подано древнегреческое и месопотамское искусство. Но вот коллекция художественных полотен... Взять, например, второй и третий этаж Лувра: там 90% картин — это дворцовая французская живопись с этими бесконечными королями-героями на конях, с этими неживыми лицами... Абсолютно неинтересно. Народ просто пробегает мимо и все. И так зал за залом одно и тоже. По большому счету ключевые экспонаты, которые надо обязательно посмотреть, занимают не более 5% от всех экспозиций.
Музей истории Свияжска. Келья Св. Германа |
Мне очень не понравился известный музей Прадо в Мадриде. Удивительно скучно все подано и опять же много официальной живописи. Мне больше импонируют совершенно неожиданные музеи, которые, может быть, не статусные, но очень приятные. В том же Амстердаме есть чудесный музей Ван Гога. Ван Гог вообще уникальное явление для голландского искусства, он не вписывается в голландские традиции, в голландское прагматичное видение мира. Он стоит обособлено. Тем не менее, для голландцев он является национальным супергероем-художником. Возможно, так оно и есть.
Это очень живой музей. По пятницам, например, он работает допоздна. Вечером там собирается своеобразная светская вечеринка: в фойе ди-джей играет какую-то интеллектуальную музыку, можно взять бокал вина или еще чего-нибудь. С бокалом вина, ты, конечно, не можешь пройти к самой экспозиции, охранники тебя не пропустят. Но ты можешь постоять в фойе, поболтать с друзьями или знатоками живописи, отдохнуть, выпить. Когда я посетил этот музей, то совершенно неожиданно попал на показ мод, связанный с творчеством Ван Гога. Там демонстрировалась молодежная одежда с принтами работ Ван Гога на платьях, футболках, юбках и т.д. Все было очень живым.
У нас, к сожалению, очень часто музеи отпугивают молодежь своей мертвой атмосферой. Когда я общаюсь с некоторыми своими знакомыми на тему музеев, так и говорят: «Да ну, там мертвечина». И отчасти их можно понять. Очень не хотелось, чтобы музеи были «мертвыми». Хотелось бы в этом меньше формализма, больше живого.
Я считаю, что в современном музее должен быть большой музейный магазин сувениров и полноценное кафе. Кстати, такие музейные кафе даже такому музею, как Лувру, приносят большую выручку, чуть ли не половину. Эти кафе не дешевые, да и еда там так себе. Но все равно, когда ты два часа походишь по музею, хочется сесть, вытянуть ноги, выпить кофейку-чайку, что-то съесть.
Музей не должен быть большим по размеру, иначе он будет утомлять посетителя. Иногда как-то забывается, что человеческие физические и эмоциональные силы не беспредельны. Более двух-трех часов человеческая память просто не сможет нормально усваивать информацию. Не надо пытаться объять необъятное. Если ты идешь в большой музей, например, в Эрмитаж или Лувр, то ты заранее должен для себя определить маршрут, что ты хочешь посмотреть максимум за два-три часа. И тогда от посещения музея останутся приятные воспоминания.
Конечно, музеи — это дело дорогое и без государственной поддержки им не выжить, даже с помощью музейных магазинов и кафе. И от Казани хотелось бы более активной политики в этом направлении. Помню, как пару лет назад я очень переживал, когда на аукционе Sotheby’s картина нашего земляка Николая Фешина «Черемисская свадьба» (1908) была продана за 3,3 млн. долларов. Было досадно, что власти или богатые люди Казани даже не попытались выкупить эту работу. Хотя я очень люблю футбол, но тогда подумал, что лучше бы «Рубин» отложил на несколько месяцев покупку очередной недозвезды мирового футбола, зато Казань приобрела бы шедевр мировой живописи и к тому же лучшую картину нашего соотечественника. Для поднятия статуса Казани это бы было куда ценнее и важнее, чем футбол.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.