Извечные русские вопросы «Что делать?» и «Кто виноват?» будоражат умы многих поколений. Медицина, образование и, конечно, культура – те сферы жизнеобеспечения общества, которые постоянно требуют повышенного внимания. В последнее время одним из актуальных вопросов стало сохранение объектов культурного наследия, в частности, русских усадеб.

Мнения по данному вопросу разошлись. Кто-то считает – «надо отдать все народу, пусть он решает, что делать с этими усадьбами». Народ, в свою очередь, показывает пальцем на государство, мол, это его прямая обязанность следить за порядком. Государство, покачивая головой, намекает на меценатство. Получается замкнутый круг, а тем временем архитектурные ансамбли русских усадеб «дышат на ладан» - повсюду заросшие парки и руины.  Увы, - ветер гуляет по скелетам когда-то величественных зданий. Еще чуть-чуть и спасать будет нечего.  

«Состояние и перспективы сохранения и использования русской усадьбы как объекта культурного наследия» - с таким докладом выступил на заседании Рабочей группы Общественного совета при Министерстве культуры РФ по вопросам сохранения культурного наследия Алексей СЁМИН. Имя его хорошо известно в Казани и за ее пределами – председатель Совета директоров Инвестиционной группы компаний ASG, основатель Международного института антиквариата и один из главных участников программы Президента РТ Рустама МИННИХАНОВА по реставрации и восстановлению исторического центра столицы Татарстана. Сейчас в рамках государственно-частного партнерства компании  ASG с мэрией Казани реставрируется двадцать семь исторических зданий в центре города. На сегодняшний день завершен первый этап работ – фасады, коммуникации, перекрытия.

11.jpg
 

Логическим продолжением инвестиционной деятельности компании стало участие в губернаторской программе Московской области «Усадьбы Подмосковья. Рубль за квадратный метр», которая стартовала в ноябре прошлого года. Усадьбы Подмосковья отдаются в аренду на 49 лет, но при условии, что арендатор платит установленную на аукционе арендную плату, до тех пор, пока не выполнит весь комплекс реставрационных работ. Только после того, как выполненные работы в установленном порядке принимаются Министерством культуры области, в силу вступают льготные условия:  арендатор выплачивает символическую сумму аренды - 1 рубль за квадратный метр. На открытых аукционах инвестиционная группа компаний ASG выиграла долгосрочное право аренды трех усадеб. Первой стала усадьба В.И. Аигина (Пушкинский р-н).

44.jpg
 

- Те, кто следил за аукционом знают, что цена за три дня поднялась раз в двадцать, - отметил Алексей СЁМИН. – Но, тем не менее, мы пошли на этот шаг, потому что были уверены, что не 49 лет будем восстанавливать эту усадьбу, а уложимся в более короткий срок, поскольку еще до аукциона мы имели соответствующий опыт в Казани. К августу мы планируем представить губернатору Московской области в основном завершенный комплекс работ и подписать договор о переходе на льготную систему арендной платы. Работы в усадьбе начались в зимний период, в декабре месяце. Был создан специальный теплый «ватник», и мы имели возможность осуществлять работы, практически не ориентируясь на погодные условия. Проект полностью согласован, в рекордные сроки утвержден Министерством культуры Московской области и сейчас мы воплощаем его непосредственно на практике. Недавно было организовано выездное заседание в усадьбе, куда были приглашены работники Министерств культуры и имущественных отношений Московской области, представители общественных организаций, журналисты, которые на месте имели возможность ознакомиться с ходом проводимых работ.

IMG_5116.JPG
 

Вторая усадьба – это усадьба  князей Черкасских, под Коломной, в Черкизово. Принято считать, что большинство усадеб начало разрушаться после Октябрьской революции, но это заблуждение. Разрушение этой усадьбы началось после отмены крепостного права, то есть во второй половине  XIX века. Все продавали на слом: мрамор, скульптуры.

- Очень символично, что спустя 200 лет мы имеем возможность исправить не только те ошибки, которые были совершены в XX веке, но даже то, что произошло в конце XIX века, - подчеркнул Алексей Сёмин, говоря о том, что миссия эта не только приятная, но и почетная для компании.

halko_img_6707.JPG
 

Третья усадьба – это Пущино-на-Наре, усадьба князей Вяземских (Серпуховский р-н). Здание находится в руинированном состоянии. До 1975 года в нем размещался Дом культуры, но как только усадьба опустела, то стала стремительно разрушаться. И до нас она дошла в плачевном состоянии. Дабы усадьбы были восстановлены и жили своей полноценной жизнью необходимо, чтобы в них постоянно присутствовал человек. Как только люди уходят – здание гибнет. Поэтому один из моментов обсуждения концепции Инвестиционной группы компаний ASG касался использования восстановленных усадеб. 

Новая жизнь русских  усадеб

Для развития внутреннего туризма Алексей Сёмин предлагает устроить в усадебных комплексах концептуальные бутик-отели, рестораны и частные музеи. В Европе такие частные музеи с ресторанами не редкость, а для России – новшество.

Что же еще нужно сделать на благо сохранения объектов культурного наследия? Во-первых, внедрить в практику уполномоченных органов работу по передаче объектов в собственность. Во-вторых, необходимо усилить мониторинг над действиями собственников объектов культурного наследия и принимать незамедлительные меры в отношении недобросовестных собственников. И, в-третьих, ввести мораторий на использование земельных участков, примыкающих к объектам культурного наследия. Ведь общеизвестно, что усадьба – это не один дом, а комплекс зданий различного назначения. И восстанавливать надо все в совокупности, включая и хозяйственные постройки.

Таким образом, необходимо выработать такой эффективный инструмент, который позволит соединить интересы с одной стороны общества, а с другой стороны – инвесторов, которые заинтересованы в получении прибыли. Благотворительность – это, конечно, хорошо, но она не решит в масштабе всей России проблем сохранения объектов культурного наследия. Сущностью концепции является механизм привлечения частных инвестиций в возрождение и сохранение русских усадеб как объектов культурного наследия. Эта концепция могла бы затрагивать не только отдельно взятый регион, где ее реализация уже началась, и не только Инвестиционную группу компаний ASG, которая на практике ее уже реализует, занимаясь реставрацией трех усадеб в Московской области. С  учетом всех замечаний и предложений, эта концепция могла бы быть положена в основу создания целой системы привлечения инвестиций в сохранение русской усадьбы и  выйти за пределы одного региона. А элементы концепции могли бы быть использованы для привлечения частных инвестиций для сохранения культурного наследия в целом. 

Точки зрения

DSC04887-(1).jpg
Алексей Семин

Инициатива ASG была принята членами рабочей группы положительно. Президент Национального фонда «Возрождение русской усадьб», много лет занимающийся вопросами русских усадеб, Виссарион АЛЯВДИН сказал, что концепция заслуживает самого пристального внимания и в ней есть сильные стороны.

- Я полностью поддерживаю концепцию, - рассказал Виссарион АЛЯВДИН,  – мораторий на объекты культурного наследия – это дело первостепенной важности. Еще один аспект, который требует пристального внимания – популяризация усадебных парков. К сожалению, усадьбы часто попадают либо к людям, которые не знают, что с ними делать, либо к недобросовестным собственникам, а потому и разрушаются. И сейчас инициатива Инвестиционной группы компаний ASG как никогда важна.  

DSC04884.JPG
В центре Михаил Лермонтов

Михаил ЛЕРМОНТОВ, президент ассоциации «Лермонтовское наследие», директор ООО «Национальный Лермонтовский центр в Середниково»  предложил рабочей группе обдумать предложенную концепцию.

- Она выходит за рамки всех программ, которые мы когда-либо рассматривали, - говорит Михаил ЛЕРМОНТОВ. - И основная ее цель – сохранение усадьбы как культурного объекта. Это ее главное преимущество, поскольку до сих пор усадьбы рассматривались только как коммерчески привлекательные объекты и инвесторы искали только выгоду для себя. Мне кажется, что степень проработанности вопроса в концепции делает возможным ее выход на национальный уровень. Сохранение усадебного наследия России -  это не просто долг чести, это вопрос национальной безопасности. Разрушая усадьбы, мы разрушаем какую-то часть нашей цивилизации.

Николай МАКАРОВ, директор Института археологии Российской академии наук:

- Необходим контроль над реставрацией, над проектными работами. Многие объекты имеют археологическую ценность. У каждого объекта есть история, и если реставрация проводится в короткие сроки, то очень важно, чтобы вовремя были привлечены археологи. Чтобы информация, которая будет найдена во время реставрационных работ, была зафиксирована, передана в музей.

Представители Федерального агентства по управлению государственным имуществом выразили готовность участвовать в реализации концепции и немедленно включиться в работу. Также была высказана надежда на то, что удастся сдвинуть с мертвой точки это непростое дело – возрождение русской усадьбы.

Руководитель рабочей группы, председатель правления Общества русской усадьбы Юрий ВЕДЕНИН отметил, что программа концепции чрезвычайно интересна: «Ранее были попытки что-то организовать на нашей почве, но они, как правило, не удавались. В течение XX века государство брало всю заботу о сохранении усадеб на себя, но что интересно, в последнее время частные инвесторы часто начинают работать вместе. Это позитивное явление современности, и в основном за счет частных инициатив идет такое возрождение объектов культуры. Надо поддержать программу, доработать какие-то моменты». 

halko_img_6690.JPG
 

Евгений ПОТАПОВ, исполнительный президент Федеральной палаты культуры:

- Я хочу поддержать членов рабочей группы. В целом, концепция подготовлена на высоком профессиональном уровне.

Светлана ДЕДКОВА, и.о. начальника Департамента Смоленской области по культуре и туризму:

- Хорошо, что концепция появилась. Это уже определенная система, обозначение направления, куда мы должны двигаться. И эта система позволит сохранить эти объекты для будущих поколений и для дальнейшего их использования. Плюс это дополнительные инвестиции и в регионы. Большая часть усадеб в нашем регионе, к сожалению, находится в руинированном состоянии и требует значительных инвестиций. И если есть возможность сотрудничества с ИГК ASG, то вместе мы может делать общее хорошее дело.

Итак, первый шаг в сохранение русской усадьбы сделан. Хочется верить, что данная тема будет развиваться и дальше и найдет отклик в сердцах государственных мужей и людей с четкой гражданской позицией. И, возможно, в скором времени не единичные  усадьбы, а их десятки будут восстановлены к новой жизни по всей России, радуя современников и переходя к будущим поколениям как неделимое наследство.

 Алина ЕРШОВА

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции