УКАЗАНИЕ «ОТТУДА»

Совсем недавно я с большим удивлением узнал, что, оказывается, в нашей стране некоторые религиозные деятели ислама отказываются от публикации своих произведений, т.к. получают прямые указания не делать этого. «Почему хазрат до сих пор не опубликовал свою книгу?» — спросил я недавно своего знакомого издателя мусульманской литературы, не найдя среди новинок его издательства давно ожидаемой работы одного известного мусульманского богослова России. И он, многозначительно показав указательным пальцем наверх, почти шепотом произнес: «Таково было указание оттуда».

 

Речь шла не о каком-то радикальном религиозном деятеле, стремление ограничить проповедь которого была бы вполне понятной, а о вполне здравомыслящем мусульманском богослове, который имеет заслуженный авторитет как в глазах своих единоверцев, так и всего общества в целом. Причем текст, обнародовать который автор вдруг передумал, никак не касался каких бы то ни было политических проблем и тем. Это было чисто богословское произведение, посвященное одному из вопросов мусульманской догматики. К слову сказать, данный труд, с рукописью которого я ознакомился благодаря данному издательству, без преувеличения можно назвать фундаментальным, т.к. он построен исключительно на коранических аятах, достоверных хадисах Пророка и глубоком знании мусульманской традиции.

Не знаю, чем руководствовались таинственные люди оттуда, возможно, они хотели ограничить рост популярности этого богослова и возрастание его авторитета как набирающего вес мусульманского ученого, имеющего серьезное исламское образование. Не знаю. Но если бы у меня была возможность, то я бы стал расспрашивать не их, а его. И вопрос бы мой звучал примерно так: «Хазрат, почему ты не исполняешь свой долг и отказываешься от духовного просвещения своих братьев и сестер по вере?» Ведь по исламу человек должен передать людям абсолютно все, что знает о своей религии. Не зря говорят, что если с имущества закят (т.е. налог в пользу страждущих) составляет 2,5%, то со знаний — все 100%.

Все-таки грустно осознавать, что человек, от которого единоверцы ждут примера духовного лидерства, в действительности оказывается слабовольным и трусливым и вместо следования своему религиозному призванию выбирает для себя желание сохранить во что бы то ни стало свое тепленькое местечко. Вот что значит забыть идеал великого имама Абу Ханифы, всегда поступавшего по-своему, а не по указке властей. А он действительно не боялся жить по совести и по правде, потому не стал марионеткой в руках правящих династий того времени — ни омейядов, ни аббасидов, которые не смогли сломать его ни зинданом, ни пытками.

 

ЛУЧШИЙ ВЫБОР

Совсем другое дело, когда речь заходит не о внутримусульманском, а об общем для всех социальном пространстве. Религиозная проповедь в стенах государственных учреждений, особенно в условиях поликонфессионального общества, далеко не всегда может привести к позитивным результатам. Скорее, наоборот. И здесь ограничения идут только на пользу.

В преддверии нового учебного года вновь разгорается дискуссия о преподавании курса основ традиционных религиозных культур в общеобразовательных школах России. Конечно, это не религиозная проповедь в чистом виде, но все же определенный шаг на пути к этому. Лично мне близка позиция, согласно которой в светской школе дети не должны быть адресатом религиозного просвещения, учитывая, что это предполагает их разделение по конфессиональному признаку. Учебная программа должна быть едина для всех. И слава Богу, в Татарстане пока понимают это.

Кстати, наша республика — один из двух-трех регионов в стране, где до сих пор не введено преподавание конфессионального блока в школе. Татарстанских детей пока еще не делят, как это уже давно делают в других российских регионах, на христиан, мусульман и атеистов: им преподаются единый курс по основам мировых религиозных культур или же курс по основам светской этики. Татарстан всегда славился благоразумием в вопросах межнациональной и межконфессиональной политики, даже тогда, когда благоразумие переставало быть общим трендом. Собственно это во многом и обусловило нынешние экономические успехи республики.

 

Светская школа — не место для дагвата или кахетизации. Да и наивно полагать, что за один час в неделю школьника можно приобщить к религиозной традиции своего народа. Процесс подлинной духовной социализации длится очень долго и может протекать только через семью, общение в храме, обучение в приходской школе. Пытаться нагружать подобными функциями школьную программу — пустая надежда ленивых родителей, которые хотят кропотливый труд воспитания своих чад переложить на плечи учителей.

Да и потом, образованный человек должен знать не только свою религию, но и традиции своих соседей и земляков. Если дети мусульман в школе будут изучать только ислам, а дети православных родителей — только православие, то это прямой путь к нездоровой изоляции одних членов общества от других. А ведь для того, чтобы строить мирную жизнь на нашей земле, мы должны больше знать и понимать друг друга. Поэтому мусульмане должны хотя бы в общих чертах изучать христианство, а христиане — ислам. Другого пути нет. Именно поэтому изучение всех мировых религий в общеобразовательной школе, на мой взгляд, лучший выбор из всех существующих альтернатив.

«РЕШАТЬ НАМ И НИКОМУ БОЛЬШЕ»

Впрочем, как известно, у сильных всегда есть соблазн подавить слабых. В масштабах всей страны и отдельно взятых национальных республик, конечно же, можно навязать всем остальным свой взгляд на то, какая религиозная тема должна освещаться в школе. Но стоит ли пользоваться силой там, где надлежит проявить мудрость?

 

Светский характер государства — огромное достижение в истории нашей страны. Российские народы прошли сложный, извилистый путь к этому достоянию. Однако ничто в социальной действительности не дается раз и навсегда. Все можно в одночасье потерять и снова быть отброшенными в прошлое. И потому любое достижение необходимо поддерживать непрестанным вниманием всех нас и ежедневными общими усилиями. Мы должны бороться за мир и согласие на своей многонациональной земле. И даже если нам придет не самое дальновидное указание оттуда, только нам самим — и никому больше! — решать, как мы будем строить свою жизнь и что передадим грядущим поколениям.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции