ТРИ ФИШКИ СОЦКУЛЬТУРЫ ЕГИПТА
В качестве небольшого предисловия. Уже два года, как я пишу блоги о жизни в Египте и почему-то только сейчас я начала задумываться о том, что с социологической точки зрения представляет собой местное общество. Наверное, это естественно: когда переезжаешь в другую страну и оказываешься в абсолютно иной реальности, обращаешь внимание прежде всего на то, что на поверхности, привлекают внимание «яркие пятна» — многоженство, режим дня, «странные» национальные привычки, традиционная еда, отношение к детям, политические передряги и т.д. Взгляд новичка на жизнь в Египте наивен, таковым он и был у меня, если судить по первым блогам. Со временем он устремляется вглубь, но даже спустя два года эмиграции я, естественно, не претендую на объективный анализ. Поэтому данный блог прошу читать не как социологическое исследование, а как субъективный взгляд журналиста на окружающую реальность, хотя я и использовала вполне научные методы: включенное наблюдение, интервью и контент-анализ масс-медиа.
К слову о социологических исследованиях. Если в рунете можно найти весьма подробные выкладки о классификации социальных слоев в России, информацию о доходах, то в египетском сегменте интернета такого нет. Думаю, не в последнюю очередь по причине цензуры. Ведь социальное расслоение в стране пирамид достигло ужасающих масштабов, население в последние 15 лет сильно обнищало, возросла напряженность в обществе (которая и привела к революции 2011 года и свержению Мубарака). Полагаю, власти не приветствуют широкое обнародование материалов, нагнетающих обстановку. Поэтому в своей статье я даже не могу сослаться на труды египетского социолога N — все исключительно, как выражаются интернет-пользователи, ИМХО.
В Египте за чертой бедности живет 20% населения. Это означает, что каждый пятый человек в стране не может позволить себе необходимого — достаточно еды, медикаментов, одежды и т.д. В РФ по официальной статистике каждый десятый имеет доход ниже прожиточного минимума. Российская бедность отличается от египетской — в стране пирамид это, условно говоря, жизнь в картонной коробке. Зато суровых зим здесь не бывает... В общем, сравнивать бесполезно, но все-таки считаться бедным в Египте — это не все равно, что считаться бедным в России. Это удручающая, беспросветная, реальная бедность, голод, жизнь в трущобах, в пыли, антисанитарии и полнейшей безграмотности без каких-либо перспектив для себя и своих детей. При этом Египет находится на первом месте среди арабских стран по размеру доходов отдельно взятых лиц. Иными словами, самые богатые арабы живут не в Саудовской Аравии, Катаре, Эмиратах и других нефтяных монархиях Залива, а в нищем Египте. В Каире построены огромные обнесенные высокими заборами районы с шикарными виллами, резервации для богатых. Это первая особенность социального строя страны пирамид — астрономическая дифференциация доходов.
Вторая особенность — это отсутствие социальных лифтов в обществе, то есть египтяне как бы заперты в рамках своих классов, отчего общество приобретает оттенок кастовости. Самый популярный в странах Запада лифт — образование, благодаря которому можно стать высокооплачиваемым специалистом — на берегах Нила не работает. Во-первых, хорошее образование в Египте почти полностью платное. Во-вторых, египтяне очень инертны в перспективе целых поколений (необразованные родители равно необразованные дети почти в 100% случаев; дети следуют традициям семьи, перенимают от родителей их образ жизни, не желая иной судьбы; популярны рассуждения «мои родители не кончали институтов, зачем они мне?»; «самая лучшая школа — это школа жизни»).
Третья особенность, которая во многом определяет принадлежность египтянина к тому или иному классу, — это иные критерии, нежели доход. То есть финансовая составляющая не является основной. Человек из «низов» может быть богатым, но так и останется «лоу класс». Эти критерии — уважение общества к профессии, репутация, образование и происхождение семьи. Межклассовые браки редки, но браки между представителями семей с разным уровнем дохода имеют место быть. Особенно ревностно «держит оборону» средний класс, который тщательно оберегает свою «кастовую чистоту» — не дай бог выдать дочь замуж за (пусть даже богатого) представителя низов — это клеймо на всю жизнь. Аристократия менее закомплексована, но середняки — это те, кого от «лоу класса» порой отделяет лишь корочка университетского диплома, претензия на интеллигентность и какое-то подобие хороших манер. А теперь обо всем по порядку.
6,5 МЛН. РУБЛЕЙ ЗА ОДНУ СЕРИЮ СЕРИАЛА
«Хай класс». 1 - 5% населения. Обеспеченные, хорошо образованные и обладающие инструментами влияния на общество: экономическими, политическими или духовными
— Аристократия. Богатые египтяне, с хорошей родословной и наследственным доступом к власти и ресурсам страны, владельцы «заводов, фабрик и пароходов», отелей на Красном и Средиземном морях. Некоторые занимают высшие государственные посты, сюда же относится военная элита (которая фактически сейчас управляет страной). Предпочитают жить на виллах в компаундах, имеют вторые дома на курортах. Отличаются широтой взглядов, дети учатся за границей, не очень религиозны, ориентированы на западные ценности.
— Богема. Высокоплачиваемые, успешные актеры, певцы, спортсмены и прочие знаменистости. Любовь народа — это значимый в Египте капитал. Некоторые актеры зарабатывают баснословные суммы (участвуя при этом в телевизионных проектах не очень хорошего качества). Например, самый популярный египетский актер Адель Эмам получил по миллиону фунтов (6,5 млн. рублей) за каждую серию мыльной оперы с его участием, показываемой в Рамадан. Конечно, не все так богаты, есть и более скромные гонорары, но у представителей богемы всегда есть шанс повысить финансовый статус, породнившись с аристократией.
Актер Адель Эмам |
— Доктора. Наук в целом и медицины в частности. В Египте пользуются огромнейшим уважением, особенно те, которым звание приносит какие-либо экономические дивиденды, например, доходы с собственной клиники или учебного заведения. Египет — это страна платной медицины (этому я посвятила отдельный блог) и образования, поэтому лучшие очень неплохо зарабатывают на частной практике. Ничего удивительного, что там, где даже простое образование носит элитарный характер, доктора считаются цветом нации. Упоминая в печати или даже в простой беседе того или иного представителя этой группы, египтяне обязательно добавляют к имени звание «доктор». Я знаю случай, когда египтянин, говоря о своей жене даже в кругу близких родственников, называл ее не иначе, как «Доктор Фатима». Доктора могут быть как богатыми, так и не очень — в зависимости от тех самых извлеченных дивидендов, но помимо собственно денег, у них есть другие ресурсы — уважение, репутация, возможность сделать политическую карьеру.
«Миддл класс». До 20% населения. Самый неопределенный и разношерстный класс — как и во всем мире
Социологи всего мира спорят, что такое средний класс. Принято считать, что принадлежность к этой группе означает, что семья имеет квартиру в собственности, машину, может позволить себе должное медицинское обслуживание (что для Египта критично — платные медицинские услуги) и хорошее образование для детей. А также это все те, кто сам себя относит к данной категории. В принципе, это определение применимо и к Египту, но с некоторыми особенностями. Как я уже говорила, финансовая составляющая не является преобладающей в определении классов. Ключевой момент — это, пожалуй, образование. Нувориш с тремя классами школы не попадает в эту категорию, и его дети (которые повторят судьбу родителей) тоже, поэтому вертикальная социальная миграция исключена. Середняки отдают в университеты даже девочек, несмотря на то, что им суждено стать домохозяйками (это просто инвестиция в будущее удачное замужество, плюс считается хорошим тоном, так как четко дифференцирует «миддл класс» от «лоу класса»). В качестве примера обособленности среднего класса могу привести систему членства в спортивно-оздоровительных клубах, где прежде чем приобрести весьма недешевый абонемент, нужно пройти собеседование и показать диплом о высшем образовании. Этот случай я описывала в своем предыдущем блоге.
Могу еще добавить, что религия определяет образ жизни среднего класса больше, чем в высшем обществе или низах. Представители этой касты становятся священниками и мусульманскими богословами. К «миддл классу» можно отнести:
— чиновников, банковских служащих, риелторов, офисных работников и других менеджеров среднего звена;
— младших научных сотрудников, учителей коммерческих школ;
— медицинский персонал частных больниц, кроме сестер (и главврача, разумеется, он наверняка тот самый «доктор»);
— владельцев бизнеса сферы услуг, средних предпринимателей (продуктовый магазин, автосервис, парикмахерская, пекарня). Бизнес, переросший стадию строго семейного, на которой отсутствуют наемные работники, дети сызмала трудятся вместе с родителями и не получают высшее образование, поскольку у них уже есть профессия;
— фермеров с большим частным хозяйством, владельцев поместья, использующих наемный труд. Их дети живут в городе и получают высшее образование;
— армейских и полицейских чинов среднего ранга;
— узких профессионалов (ІТ-сфера, например. Очень мало, но бывает).
Сегодня в Египте наблюдается тенденция к уменьшению среднего класса, который пополняет собой ряды малоимущих, а также эмигрирует из страны (профессионалы нанимаются в страны Залива, христиане уезжают в Канаду и Австралию по церковной программе). Положение «хай класса» стабильно: наметившаяся в недолгий период правления исламистов ревизия крупных капиталов сама собой отменилась с возвращением власти в руки армии и людей системы Мубарака.
В следующем блоге я расскажу о том, чем живет большинство жителей страны пирамид, люди низкого достатка и те, кто живет за чертой бедности.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.