НЕОБЫЧАЙНЫЕ ИСТОРИИ, КОТОРЫМИ ХОЧЕТСЯ ПОДЕЛИТЬСЯ

Бывает, откроешь рот, чтобы заговорить о дереве в строительстве, и поднимается шторм негодования: «Дерево горит! Дерево гниет! Дерево недолговечно!» Словом, плохой строительный материал дерево. И бестолковые были наши предки, раз предпочитали именно его.

Много дерева в так называемом -эко-квартале- Жинко в Бордо
Много дерева в так называемом экоквартале Жинко в Бордо

Во Франции точно так же этот материал не был в почете где-то до середины 90-х годов. Зато в последнее время он прочно вошел и в моду, и в употребление, и в привычку. Так уж повезло: я вовремя приехала. Деревом я начала интересоваться давно, еще даже до моего опыта работы в петербургской фирме по строительству деревянных домов. А здесь, в Бордо, как раз довелось отучиться в магистратуре по программе «Окружающая среда, архитектура и устойчивое развитие города», где не последнее место занимало изучение деревянных конструкций. Благодаря этому счастливому стечению обстоятельств я узнала много необычайных историй про дерево, и теперь мне хочется ими поделиться, дабы восстановить справедливость в отношении этого незаслуженно обиженного, но очень благородного материала.

Жилой дом с применением дерева в так называемом -эко-квартале- Жинко в Бордо
Жилой дом с применением дерева в так называемом экоквартале Жинко в Бордо

Во-первых, оказалось, что пожар — не такая уж неизбежная напасть для дерева. Природа позаботилась о том, чтобы защищать дерево от огня. При сильном нагревании наружные слои древесины превращаются в уголь, который служит для внутренних слоев естественной защитой от возгорания. Кривая температур в сечении горящего деревянного элемента резко падает вниз после прохождения через этот защитный слой. Скорость образования угольной корочки известна — примерно 1,5 мм в минуту. Поэтому поведение деревянных конструкций предсказуемо и опытный инженер довольно легко определяет толщину защитного слоя, которым в случае пожара можно «пожертвовать» без риска потери устойчивости всего сооружения.

ПРОБЛЕМА СТАРЕНИЯ — В ГОЛОВАХ

Во-вторых, я поняла, что разговоры о том, будто дерево — недолговечный материал, есть клевета и предрассудки!

В регионе Аквитания существует несколько исследовательских центров, занимающихся изучением дерева в строительстве, такие как FCBA и FIBA. Так вот, согласно их исследованиям, срок жизни несущих деревянных конструкций, например, стойки деревянного каркаса из массива приморской сосны, достигает 100 лет. Террасная доска из массива той же породы служит до 20 лет, а паркет — полвека. Разумеется, таких показателей можно достичь только в том случае, если эти конструкции употреблены с умом и к месту. В моей жизни есть наглядное подтверждение этих недавних открытий французских ученых. Подтверждение находится в деревне Серково Костромской области. Там стоит бревенчатый дом моей двоюродной тети. Дому уже больше 50 лет, а выглядит он так, будто его построили на прошлой неделе.

Здание-Суда-в-Бордо-архитектора-Ричарда-Роджерса--одно
Здание суда в Бордо. Архитектор Ричард Роджерс —один из создателей стиля хай-тек и центра Помпиду в Париже

К слову, разве не удивительно, что организации по исследованиям в области деревянных конструкций созданы (причем в большом количестве!) в стране, где испокон веков строили из камня, а не из дерева? Я побывала в одной из них, в центре FCBA, и увидела много любопытного. Например, там есть лаборатории, где специально выращивают (для дальнейшего изучения, разумеется) насекомых, живущих в дереве, вроде домового усача.

Другой вопрос: как принимать старение материала. Да, дерево — это живой материал, и он меняется с течением времени. Чаще всего сереет. При этом нисколько не теряя своей прочности. Если воспринимать старение как недостаток, то действительно, нужно безжалостно избавляться от посеревших за несколько лет досок, заменять их другими, новыми, или красить и пропитывать. А если научиться видеть в этом красоту, можно хорошо сэкономить. Да еще и проявить сознательность в отношении окружающей среды. Но пока нам до этого еще далеко: уж очень мы любим то, что блестит новизной. (Хотя оно и не удивительно: в мире, где женщина считается красивой примерно до 25 лет, а по достижении этого возраста отправляется на обочину общественного сознания, люди едва ли способны оценить красоту дерева в старости...)

Green Offices - образец стены в разрезе_Архитектор Лутц
Green Offices — образец стены в разрезе (архитектор Конрад Лутц)

В общем, проблема старения — в головах, а не в реальности.

Это открытие я впервые для себя сделала при посещении здания Green Offices, построенного по проекту фрибургского архитектора Конрада Лутца (Conrad Lutz) в 2007 году. Это «пассивный дом», имеющий швейцарский сертификат высшего класса по энергоэффективности Minergie-P-Eco. Естественно, здание построено по большей части из дерева, но вот что интересно: его обшивка — обычная «вагонка» из лиственницы. Прежде чем одеть фасады, она была предварительно «состарена» под воздействием естественных факторов (солнца, воды). Таким образом, все доски приобрели равномерную серую патину старости. И это красиво!

Green Offices - здание с заранее состаренным фасадом - _Архитектор Лутц
Green Offices — здание с заранее состаренным фасадом (архитектор Конрад Лутц)

...ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ БЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ НА РАДОСТЬ

Говоря о дереве, нельзя обойти стороной вопросы экологии. На проблему «Строить или не строить из дерева?» существует два взгляда. Взгляд первый. Чтобы строить из дерева, нужно рубить лес. А это нехорошо. Пусть растет. Не будем строить из дерева.

Взгляд второй (более современный). Строительство из дерева благотворно сказывается на экологической обстановке. Во-первых, потому что дерево — это здоровый, экологически чистый материал, не требующий химической обработки. (Если, конечно, смириться с тем, что оно со временем посереет и состарится). Во-вторых, потому что «деревянная» стройка, будучи сухой и непродолжительной, несет гораздо меньшую нагрузку на окружающую среду, чем стройка здания, скажем, из бетона.

В-третьих, этот материал считается естественным резервуаром углекислого газа (который, как известно, способствует развитию парникового эффекта). Всю свою жизнь дерево поглощает СОи после своей естественной смерти снова возвращает этот газ в окружающую среду в процессе гниения. Самый надежный способ не дать газу уйти из дерева — вовремя срубить его и увековечить в деревянном здании, чтобы потом лет 100 СО2 оставался в плену и не ускорял глобальное потепление. Само собой, при этом необходимо разумно вести лесное хозяйство, регулярно вырубая часть деревьев и высаживая на их место новые.

интерьер-одного-из-корпусов-здания-FCBA_Архитектор-Ален-
Интерьер одного из корпусов здания FCBA (архитектор Ален Луазье)

У дерева есть и другие положительные качества, но я перестану их перечислять и добавлю в его защиту, что его успели оценить во многих странах Европы. В Германии уже появились 8-этажные жилые деревянные здания. В Бордо полным ходом идут исследования в отношении того, как применить в строительстве местную приморскую сосну — корявенькое деревце с избытком сучков и смолы. Изобретаются новые материалы на основе отходов лесопильного производства, шишек и иголок. А тем временем в России дерево продолжает гореть и гнить производителям бетонных конструкций на радость.

ЕСЛИ ПРИМЕНЯТЬ ДЕРЕВО НЕУМЕЛО, ОНО ОТОМСТИТ УБЫТКАМИ

Ален Луазье — архитектор, построивший немало деревянных зданий в Бордо и его окрестностях, объясняет причину непопулярности дерева как строительного материала. «Продумать здание из дерева сложно. Для этого нужно, с одной стороны, иметь понимание деревянных конструкций, а с другой, не лениться рисовать детали. Стена из бетона рисуется гораздо проще: две линии и все», — шутит Луазье.

FCBA (Архитектор Ален Луазье)
FCBA (архитектор Ален Луазье)

Это он построил в 1998 году первое во Франции общественное здание из дерева — центр FCBA в Бордо. Проект был задуман как вызов: продемонстрировать публике, что дерево может и должно употребляться в архитектуре. В здании применено 12 пород древесины, большая часть из которых французского происхождения. «Изюминка», которой Луазье очень гордится, — это сигарообразные колонны в приемном корпусе FCBA. По его словам, все посетители здания первым делом подходят к этим колоннам, чтобы их погладить. (Я тоже так поступила, в основном чтобы сделать приятно архитектору). И по его же словам, такое поведение косвенно доказывает, что любовь к дереву заложена в подсознание каждого человека.

Еще один корпус здания FCBA (Архитектор Ален Луазье)
Еще один корпус здания FCBA (архитектор Ален Луазье)

С тех пор многое изменилось. Уже никому не приходится доказывать, что дерево в строительстве — это хорошо и полезно. Скорее наоборот: его популярность настолько выросла, что теперь специалисты обеспокоены другим. Возникла обратная сторона медали: все заказчики хотят хотя бы немножко дерева, и это дерево «навешивается» (чаще всего в виде декора) на все, от забора до бетонной стены, без заботы о его функциональности и долговечности. Кристиан Мейнтро — архитектор, инженер деревянных конструкций и одновременно плотник, а также руководитель моей магистерской исследовательской работы по аквитанской сосне, сетует, что такой подход к дереву как к простой декорации со временем сыграет злую шутку не в пользу материала. «Дерево не прощает ошибок, — говорит Мейнтро. — Если применять его неумело, оно отомстит преждевременным разрушением и многочисленными убытками. Через несколько лет, когда повсеместно возникнут жалобы на деревянные конструкции, которые изначально не были достаточно хорошо продуманы, популярность материала снова упадет».

Чтобы этого избежать, дерево нужно изучать и любить. И желательно перестать твердить как молитву заученное утверждение о том, что дерево горит и гниет, а попытаться вместо этого открывать новые перспективы работы с ним. Оно того стоит.

Промышленное здание в городе Мериньяк близ Бордо - Полностью выполнено из местной корявой сосны (Архитектор Ален Луазье)
Промышленное здание в городе Мериньяк близ Бордо полностью выполнено из местной корявой сосны (архитектор Ален Луазье)
самый-красивый-из-корпусов-здания-FCBA_Архитектор-Ален-Л
Cамый красивый из корпусов здания FCBA (архитектор Ален Луазье)
Сигарообразная-колонна-которую-все-хотят-погладить--FCB
Сигарообразная колонна, которую все хотят погладить FCBA (архитектор Ален Луазье)

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции