Начнём с того, что собственный бренд просто необходим памятникам истории и архитектуры, которые открыты для посещений туристов и выполняют общественные функции (музеи и театры, гостиницы и рестораны, отели и многое другое). Все они бьются за своего клиента, и должны выделяться среди конкурентов, поэтому без использования приемов маркетинга, рекламы и PR в этом деле не обойтись.
И хотя бренд объекта культурного наследия в целом строится по основным принципам жанра, но есть у него и свои тонкости. Рассмотреть их можно на примере усадьбы Аигиных – пилотного проекта государственно-частного партнерства Правительства Московской области и группы компаний ASG в деле возрождения усадеб Подмосковья.
За год реставрационных работ фасады усадьбы восстановлены, идут работы по воссозданию исторических интерьеров. Поэтому день, когда в усадьбу хлынут потоки гостей не за горами. Уже сейчас на объект реставрации регулярно приезжают посетители, поэтому необходимость собственного бренда и узнаваемого фирменного стиля назрела.
Основное правило для брендинга ОКН состоит в том, что необходимо подходить к этому вопросу с позиций сохранения исторической аутентичности. Архивные данные дают достаточное количество материалов для изучения, поэтому их применение в современной интерпретации зачастую вполне достаточно для реализации маркетинговых задач проекта. Использование деталей истории места и укоренившихся символов объекта – герба, монограмм владельцев, характерных архитектурных деталей при разработке бренда объекта культурного наследия должно быть определяющим фактором.
К примеру, при разработке бренда усадьбы В.И. Аигина перед дизайнерами стояло несколько задач. Во-первых, необходимо было показать с помощью элементов фирменного стиля историю самой усадьбы, ее владельцев, наиболее важные семантические знаки, с ней связанные. Во-вторых, с помощью фирменного стиля передать основополагающие для бренда понятия: «традиции», «качество», «исконно русское», «старинное», «красивое», «величественное». Источником вдохновения стали старинные русские былины и сказки, а точнее их насыщенное декоративное оформление. Изучению подверглись как аутентичные иллюстрации, сделанные художниками XI–XVII вв. века, так и относительно современные работы эпохи модерна – Ивана Билибина, Виктора Васнецова и других.
В качестве фирменного цвета был выбран чистый и теплый оттенок алого, в качестве дополняющих – черный и золотистый с патиной. Выбор этот неслучаен: алый красный является классическим исконно «русским» оттенком. Именно красный цвет издревле на Руси становился символом власти, здоровья, красоты, торжественности и всегда сопровождался дополнительными, чаще положительными, оценочными коннотациями.
Название усадьбы ведет свое начало от имени первого владельца и основателя – Василия Аигина, богатого купца. И буква «А» - начальная буква его фамилии, а также первая буква алфавита, стала основным элементом фирменного стиля. Витиеватая «А» в логотипе усадьбы Аигина отсылает к форзацам рукописных книг и летописей, где каждая страница начиналась с ярко украшенной литеры (буквицы).
В основу логотипа усадьбы Аигиных легло именно декоративное изображение «буквицы», но при этом оно было упрощено и стилизовано. Во-первых, для удобства использования на различных носителях (брендированные мелкие сувениры, полиграфия и т.д.), а во-вторых, важно было отойти от «лубочности» образа и прямолинейного копирования.
Также в витках буквы «А» фирменного стиля усадьбы видятся не столько растительные мотивы, но и значимые культурные образы жар-птицы, Сирина или Алконоста.
В качестве основных элементов фирменного стиля также были использованы эскиз главного дома усадьбы, год начала строительства 1861 и название села – Талицы. Все элементы выстроены в вертикальную ленту, фасад вписан в рамку из ажурных золотистых ветвей, словно в ограду витого забора. Снизу идет надпись места расположения и года строительства, который совпадает с годом отмены крепостного права.
Этот фирменный стиль уже нашел свое отражение в реальности: фирменная буква «А» деликатно выкована на воротах усадьбы, ведущих во внутренний двор между главным домом и флигелем. Также активно используются фирменные визитки усадьбы, конверты и памятные открытки с акварельным видом усадьбы, папки и пакеты, а также удобные холщовые сумки. Планируется запуск целого ряда классической сувенирной продукции, а также будут выпускаться серии сезонных предметов, таких, как новогодние шары.
Более того, архитекторы и дизайнеры пошли дальше и создали эксклюзивные обои для усадьбы. Выполненные в стиле газетных вырезок они удачно сочетают элементы фирменного стиля и реальные исторические факты, поэтому обратят на себя внимание даже искушенной публики. С полной версией этой статьи можно ознакомиться в журнале «Мир искусств» №4 (08) 2014.
P.S. В ближайшем будущем казанской публике будет представлен фирменный стиль Дома приемов (Дом Банарцева) на К.Маркса, 18. Напомним, этот особняк был передан группе компаний ASG в рамках государственно-частного партнерства с Мэрией Казани. К Универсиаде-2013 были полностью отреставрированы кровля и перекрытия, восстановлены фасады и заменены окна и двери, в полном объеме воссозданы элементы декора зданий - лепнина, ковка и т. п. Выполнена художественная подсветка зданий. Сейчас на объекте заканчиваются отделочные работы в интерьерах, после чего Дом приемов будет оформлен текстилем и мебелью, украшен предметами искусства.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.