НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ ПОПАЛИ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ "СТОИМОСТЬЮ" В 10 МЛРД. РУБЛЕЙ В ПОСЛЕДНИЙ МОМЕНТ
На совещании у первого вице-премьера России Игоря Шувалова на этой неделе должны быть официально утверждены первые моногорода – претенденты на бюджетную помощь. Однако, как пояснил в своем докладе (который стал доступен прессе) министр регионального развития РФ Виктор Басаргин, при отборе кандидатов на спасение министерство неожиданно столкнулось со сложностями - минрегионразвития с трудом нашло лишь восемь проектов модернизации моногородов, подходящих для получения кредита от государства
ВОСЕМЬ ИЗБРАННЫХ
Кризис довел экономику страны до столь плачевного состояния, что сегодня к монопрофильным можно причислить едва ли не любой российский населенный пункт. Тем более, что до сих пор отсутствуют четкие нормы и критерии: а что, собственно такое – моногород?
Поэтому не удивительно, что министерству регионального развития России оказалось очень непросто найти города, с одной стороны, действительно депрессивные, с другой – уже разработавшие нормальные проекты модернизации и диверсификации. Пока выбрали восемь городов, но и они не слишком соответствуют требованиям. Тем не менее, эти восемь избранных все-таки получат кредиты от государства.
Первыми в списке "восьмерки" стоят Тольятти (что логично) и Байкальск. Планы по их спасению региональные чиновники начали согласовывать еще с осени. В Тольятти правительство параллельно пытается спасти АвтоВАЗ. Если спасет, это может изменить судьбу города к лучшему. В Байкальске план спасения вступил в явное противоречие с интересами оборонки.
Кроме того, на госпомощь могут рассчитывать два шахтерских города в Кемеровской области: Прокопьевск и Ленинск-Кузнецкий, "танкоград" Нижний Тагил, Тутаев (Ярославская область), Сокол (Вологодская область), а также еще один автоград – Набережные Челны.
ЧЕЛНЫ НА ПОСЛЕДНЕМ ИЗДЫХАНИИ
В Набережные Челны, где градообразующим предприятием считается КАМАЗ, федеральные чиновники две недели назад приезжали с инспекцией, желая оценить обстановку на месте. Впрочем, не выезжая из Москвы, тоже можно было подсчитать хотя бы, сколько раз в прошлом году автогигант останавливал конвейер. Да и по результатам выборов в парламент Татарстана 1 марта 2009 года видны были настроения челнинцев. Они фактически – несмотря на мощный административный ресурс власти – провалили не только кандидата от "Единой России" Рафаэля Юнусова, но и саму эту партию. Горожане отдали исключительно высокий (для Татарстана) процент голосов за список КПРФ – 22,4%. Не случайно позднее в автограде полетели головы чиновников, отвечавших за выборы…
Несмотря на такое близкое к бедственному положение Набережных Челнов, с включением автограда в список моногородов тянули до последнего. Более того, министр Басаргин, побывавший в Челнах в июле 2009 года, уже тогда говорил, что увидел "высокодиверсифицированный город, где есть предприятия различных отраслей экономики". Однако всего за день до утверждения итогового списка остро нуждающихся Челны все-таки признали монопрофильным городом на последнем издыхании. Остается только гадать, кто продавил такое решение (то ли Сергей Чемезов, глава Ростеха – владельца КАМАЗа, то ли Олег Морозов, первый вице-спикер Госдумы РФ).
Вскоре список из восьми отобранных рабочей группой моногородов может пополниться. И весьма вероятно, что в него попадет еще один татарстанский населенный пункт – поселок Камские Поляны, проект модернизации которого чиновники в целом одобрили. Напомним, что Камские Поляны дважды имели шансы превратиться в большой город. В первый раз, когда там в начале 90-х хотели построить атомную электростанцию – татарстанцы тогда сумели отбиться от сомнительного счастья жить рядом с миной замедленного действия. Второй раз уже в нынешнем тысячелетии Камские Поляны едва не стали татарстанским Лас-Вегасом – но и этим планам не довелось сбыться.
ВО ЧТО БУДУТ ВЛОЖЕНЫ ДЕНЬГИ
Ситуацию с моногородами в России прокомментировали эксперты издания slon.ru
Алексей Бирюков - эксперт по региональным финансам, бывший замдиректора департамента межбюджетных отношений минфина РФ:
- В антикризисной программе правительства на 2010 год заявлено лишь направление: моногородам нужно помочь и выделить десять миллиардов рублей. Но никакого конкретного плана, как это сделать, пока никто не видел. В результате складывается ситуация, когда непонятно, что делать с моногородами? – расселять, перепрофилировать, что делать с действующими производствами?..
Станислав Наумов - зам. министра промышленности и торговли РФ:
- Запланированные для моногородов десять миллиардов рублей – это бюджетные кредиты, которые получат местные власти. Я хочу обратить внимание, что это возвратные деньги и дарить их никто не намерен. Кроме того, насколько понимаю, еще часть средств можно будет взять из региональной программы инвестфонда. Сейчас в хорошем состоянии 8 инвестпроектов, мы их посмотрели на совместных рабочих группах в минрегионе. О конкретных городах я бы сейчас не хотел говорить, сложно сказать, что будет одобрено окончательно, а что нет. Не исключаю, что эти десять миллиардов могут быть распределены и между 8 – 10 проектами в разных долях. Может быть, пусть их будет немного, но мы будем уверены в том, во что эти деньги вложены.
Елена Чернобровкина
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.