НАКОНЕЦ-ТО СОСТОЯЛАСЬ ЛИЧНАЯ ВСТРЕЧА ПУТИНА И ШАЙМИЕВА. ИМ БЫЛО О ЧЕМ ПОГОВОРИТЬ НАЕДИНЕ…

Сегодня Путин провел полдня в Татарстане. Можно сказать, феерические полдня. В сухом остатке визита: узел Набережные Челны – Елабуга становится российским Детройтом (здесь массово будут производиться не только грузовики, но и легковушки Fiat), КАМАЗ обеспечен госзаказами на 2010 год на 10 млрд. рублей, Daimler отщипнул еще 1% акций КАМАЗа… В общем, правление Шаймиева заканчивается на фоне очень серьезных бизнес-успехов. Плюс наконец-то сегодня вечером – с того времени, как начались консультации о смене власти в РТ – состоялась личная встреча Путина и Шаймиева.

ПОЛМИЛЛИОНА МАШИН В ГОД

Итак, сегодня в Набережных Челнах в присутствии российского премьера Владимира Путина было подписано соглашение между Fiat и Sollers. Новое СП предусматривает открытие в России производственного центра для разработки и выпуска автомобилей на базе платформ Fiat-Chrysler. СП планирует выпускать девять новых моделей разных классов – и пассажирские автомобили, и внедорожники. Внимание – до 500 тыс. машин в год!

Десять процентов автомобилей планируется поставлять на экспорт. Если цифра в полмиллиона машин в год окажется реальной, то новое СП займет второе место по выпуску автомобилей в России (первое – у АвтоВАЗа, более 750 тыс. авто в год). Зачем Путину создавать в Татарстане альтернативу Тольятти и АвтоВАЗу – это отдельная тема. Аналитикам придется еще поломать голову над этим решением, но факт остается фактом.

Примечательно, что, выступая на церемонии создания СП, Путин сказал, что и в 2009 году Sollers получил от российского правительства существенную помощь:

- На закупку товаров, произведенных компанией Sollers, мы направили 5,7 миллиарда рублей, которые были истрачены на приобретение автомобилей для государственных и муниципальных нужд. Кроме того, за счет льготного кредитования граждан было продано еще 2 100 автомобилей. В текущем году не только намерены продолжить программы государственной поддержки автопрома в целом, но готовы подставить плечо и вашему проекту, в том числе и с использованием средств наших крупнейших банков с государственным участием…

КРЕДИТ БОЛЕЕ ЧЕМ ДВА МЛРД. ЕВРО

О масштабах нового СП и масштабах его поддержки Путиным можно судить из следующих слов премьера РФ, сказанных на церемонии подписания соглашения:  

- Поскольку речь идет о создании практически нового производства, то в этой связи хотел бы отметить, что на закупку оборудования предполагается направить свыше миллиарда евро, из них примерно 600 миллионов евро должно быть истрачено на приобретение оборудования итальянского производства, что в условиях кризиса будет, безусловно, очень серьезной поддержкой и приведет к зримым результатам нашей кооперации.

Правительство Российской Федерации рассмотрит возможность кредитной поддержки этому проекту в объеме 2 миллиардов 100 миллионов евро. Повторяю, этот вопрос должен быть еще как-то проработан кредитными учреждениями. Исходим из того, что при реализации проекта в его работе, осуществлении этого проекта будет задействован целый ряд регионов Российской Федерации, где есть соответствующая компетенция, где есть хорошо подготовленные кадры, включая город Тольятти.

КАМАЗ И КОГОГИН ТАКЖЕ СЕРЬЕЗНО ПОДДЕРЖАНЫ

В Челнах было подписано еще одно соглашение – о стратегическом сотрудничестве между КАМАЗом и Daimler AG. Сегодня здесь стало известно, что 1% акций КАМАЗа приобрел Daimler (теперь у него их 11%), плюс 4% купил ЕБРР – Европейский банк реконструкции и развития. Этот пакет акций они приобрели у Тройки Диалог. Таким образом, у западных партнеров доля в КАМАЗе возросла до 15%.

В свою очередь Путин не исключает возможности увеличения доли госкорпорации "Ростехнологии" в КАМАЗе. Как пояснил РБК глава Ростехнологий Сергей Чемезов, госкорпорация "хотела бы увеличить свой пакет на 12% (в настоящее время доля Ростехнологий в КАМАЗе составляет 38%)". Но у нас есть соглашение с Daimler, что ни они, ни мы не можем покупать контрольный пакет", - сказал Чемезов. Он добавил, что на то, чтобы единовременно купить 11%, "денег нужно". По его словам, все будет зависеть от того, "сколько государство сможет выделить денег в этом году".

Сегодня же премьер России присутствовал в автограде на церемонии подписания контрактов о поставке продукции КАМАЗа для минобороны, МЧС, МВД, ФСИН, в целом на 10 млрд. рублей. В общем, за 2010 год КАМАЗ может быть частично спокойным: деньги и заказы на серьезную сумму гарантированы.

ФОТО СПОРТСМЕНОВ С ПРЕМЬЕРОМ

В ходе своего визита в Набережные Челны Путин, конечно, не мог не встретиться с членами спортивной команды "КАМАЗ-Мастер". Встреча прошла в научно-техническом центре  КАМАЗа.

Гонщик этой команды, неоднократный победитель "Дакаров" Фирдаус Кабиров рассказал журналисту «БИЗНЕС Online», что премьер России тепло поздравил членов команды с победой на последнем ралли-марафоне и сфотографировался вместе с ними. А затем поздравил с днем рождения (оно как раз сегодня) одного из членов команды - Наиля Багаутдинова и подарил ему именные часы.

Затем состоялся короткий разговор Путина с капитаном команды "КАМАЗ–Мастер" Семеном Якубовым. Он рассказал премьеру про ралли "Шелковый путь". В прошлом году оно прошло году по маршруту Казань-Ашхабад. Якубов предложил Путину сделать эту гонку традиционной, с тем, чтобы маршрут постоянно менялся. Следующий предлагается такой: Санкт-Петербург – Сочи. Прошлый "Шелковый путь" обошелся в 15 млн. евро, столько же Якубов попросил на проведение очередного ралли. Путин кивнул: "Договорились".

Позднее состоялась, может быть, самая важная встреча этого визита. Пока была пресса, Шаймиев успел сказать: "Спасибо за то, что в кризисный год вами были приняты конкретные решения, и Набережные Челны прошли кризис с меньшими издержками, - обратился Минтимер Шаймиев к главе правительства России. – Это очень важно. Что было бы с населением города, если бы не было конкретных решений, которые вы принимали относительно нашей республики?".

Потом Путин и Шаймиев остались один на один. Остается только догадываться, о чем говорили два руководителя. Но фон, который помог создать Путин уходящему президенту РТ, нельзя не признать, самый благоприятный.

Елена Чернобровкина