999.jpg
Айрат Камалов

Россия впервые за долгие годы вошла в экономический кризис, который, вероятно, продлится несколько лет. «Мусолить» внешние причины, о которых не высказался, пожалуй, самый ленивый, считаю бессмысленным. Сегодня очевидно - проблемы страны во многом связаны с кризисом внутренним: с однобоким развитием экономики, минимальной долей в ней малого и среднего бизнеса и, как следствие, практическим отсутствием среднего класса. Об этом и предлагаю поговорить в этой и последующих публикациях.

Кто такой предприниматель? Человек, производящий товары и услуги на свой риск и, кстати, под имущественную ответственность. Человек активный - двигатель экономики. Если смотреть статистику, услуги в Татарстане производятся бизнесом куда охотнее, нежели товары. В отраслевой структуре МСБ более 50% занимает торговля и общепит, доли строительства и обрабатывающего производства колеблются в районе 10-15%, а доля МСБ в сельском хозяйстве не дотягивает даже до 3%. Правда, не весело?

Наверное, предпринимателей можно понять: риски в производстве услуг существенно ниже, а многолетняя популяризация в обществе стратегии активного потребления заставляет работать по принципу «получение прибыли здесь и сейчас».

Неудивительно, что на данном этапе развитие бизнеса в Татарстане трудно назвать эффективным – доля МСБ в экономике республики последние годы «топчется» около 25% и, несмотря на реальные попытки властей, эту долю увеличить, прорыва все нет. Чего не скажешь о планах.

В «дорожной карте», принятой в мае уже минувшего года, написано, что к 2016 году МСБ в экономике Татарстана должен занимать 34%. Прогнозные показатели первой редакции широко обсуждаемой стратегии «Татарстан-2030» уже более скромные, и 34% в ней появляются лишь к 2024 году.  И они, заметьте,  рассчитывались без учета влияния кризиса, который, уверен, еще внесет свои коррективы. Заставит ли он страну мобилизоваться или, как уже бывало не раз, мало чему научит?

Коррективы в действиях потребуются и от власти всех уровней, и от финансовых институтов. Верная ставка, которой считаю ставку на развитие бизнеса, о чем я говорил в предыдущей публикации, сформирует в стране «здоровый» средний класс, представители которого и послужат базой для стабильного развития экономики. Новые ошибки в экономической политике – грозят усугубить положение страны, плотно сидящей на «нефтяной игле».

«СЫРЬЕВОЕ ПРОКЛЯТИЕ» МАЛОГО БИЗНЕСА

Кризис заставляет задуматься: что было бы с Россией, если бы не было нефти? Предполагаемые ответы, которые рождаются в моей голове, как минимум, разноплановые. Как максимум, фантастические - на грани фола. Вопрос, кстати, актуален и для Татарстана, где добывается 6,3% российской нефти и сосредоточены крупнейшие отраслевые производства страны.

Бесспорно, экономика республики сильно зависит от нефтедобывающего сектора, на его долю приходится более 20% добавленной стоимости. В добывающем секторе сосредоточено 12% всех инвестиций, но занято только 2% всех работников.  Для сравнения, в  секторе МСБ занята четверть трудоспособного населения Татарстана.

Бесспорно, наличие нефти сегодня дает республике деньги на выполнение социальных обязательств и поддержание сравнительно высокого уровня инвестиций в развитие региональной экономики. Так что с одной стороны, нельзя отрицать, что нефть – «сырьевая подушка безопасности» Татарстана. С другой стороны, все понимают: подушка быстро сдувается, если внешняя конъюнктура цен складывается неблагоприятно.

Если верить экспертам, текущая себестоимость добычи нефти в России составляет примерно 30-35 долларов за баррель. Оптимизация расходов может снизить эту цифру на 5-10 долларов. Это означает, что при такой  цене на мировом рынке, нашу «нефтянку» ждет разорение, постепенное изнашивание и в итоге выход из строя производственных мощностей.  Вопрос в продолжительности удержания на рынке низких цен. Сегодня нефть волатильна, цена «скачет» вокруг $50 за баррель, и неопределенность заставляет власть небезосновательно нервничать. Все ведь помнят, из каких цен на нефть сверстаны российский бюджет и казна Татарстана?

Иные же секторы экономики, хоть и являются менее прибыльными, имеют куда больше шансов противостоять внешним угрозам. Я имею в виду малые и средние производственные компании, работающие на внутреннюю экономику страны. Кстати, в ходе дискуссий при разработке стратегии «Татарстан-2030» сами предприниматели назвали нефть Татарстана и мощную нефтехимическую индустрию, «сырьевым проклятием», мешающим их развитию.

ГЛАВНЫЙ РЕСУРС ЭКОНОМИКИ - ЛЮДИ

Главный ресурс любой экономики, бедной или богатой природными ресурсами, – люди. Нефть Татарстана в нем же останется, люди же, разочаровавшись в бизнесе, могут в него никогда не вернуться. Та же нефть могла бы использоваться не для «перекачки по трубам», а работать на внутренний рынок и экспортироваться исключительно в качестве продукции, а не сырья. В конце концов, в мире огромное количество стран с высоким уровнем жизни, главное богатство которых, не природные ресурсы, а люди – предприниматели.

К примеру, Япония, в послевоенные годы сделавшая ставку на колоссальную поддержку малого и среднего бизнеса, вошла в тройку наиболее развитых стран мира. Малый бизнес в стране развивается, несмотря на наличие завидного количества крупных научных компаний и концернов, занимающихся производством автомобилей, аудио и видеотехники и другой технической продукции. Или Китай, где именно благодаря малым предприятиям создается большое количество новых рабочих мест. МСБ Китая можно назвать научным двигателем страны, благодаря тому, что сегмент производит наибольшее количество инновационной, при этом дешевой продукции и технических изобретений, которые с успехом экспортируются. Еще один яркий пример - Сингапур, который сегодня является крупнейшим мировым центром переработки нефтяных продуктов и производства полупроводников. Привлекательный инвестиционный климат, льготное налогового законодательство в отношении малого предпринимательства, которое направлено на привлечение иностранного капитала и инвестиций, особые льготы для начинающих бизнес компаний - делают свое дело.

Во всех перечисленных мною странах доля МСБ в экономике превышает 50%, а в общем числе предприятий – более 90%. Показатели, успехи и опыт, которым можно и нужно не только завидовать, но и пробовать применять их в нашей стране. Стране, которой сейчас, как никогда, нужна мобилизационная экономика.

КОНТРАРГУМЕНТЫ ТАТАРСТАНА

Справедливости ради, отмечу, что сегодня мы являемся свидетелями того, как Татарстан, медленно, но верно начинает на практике примерять опыт «мудрого востока», не забывая, при этом, об опыте запада. Отчасти это происходит из-за обострившихся отношений с Европой и США, отчасти – из-за динамики успехов восточных партнеров, которая действительно впечатляет.

В прошлом году Рустам Минниханов лично встретился с представителями более 100 компаний из 15 стран мира, посетил 23 страны и побывал на десятках зарубежных промзон. Он несколько раз летал в Сингапур, Турцию, Индию и Туркменистан, знакомился с опытом Японии и Китая…

Только в прошлом году в республике было запущено более 20 производств, к нам пришли новые инвесторы. Создается инфраструктура для малых и средних компаний – муниципальные промплощадки, зоны кластерного развития, технопарки и бизнес-инкубаторы, центры инжиниринга. Совершенствуются механизмы господдержки.

Мне кажется, что в нашей республике ставка на развитие бизнеса сделана. Страна имеет хоть и туманный, но антикризисный план, власти говорят об импортозамещении и поддержке реального сектора.

Можно дискутировать, что региональные усилия по стимулированию активности бизнеса ограничены федеральной налоговой политикой, общероссийским уровнем развития правоохранительной и судебной систем, общим качеством госуправления. Можно также признать, что до сих пор в Татарстане часто бизнес ведется по принципу «доверять можно только своим», а лучшие помощники в этом не законы и чиновники, а неформальные связи и личные контакты. 

Но на любой аргумент, как известно, есть контраргумент. Во-первых, в последние годы уровень лоббизма Татарстана в Кремле существенно вырос. А значит с некоторыми федеральными «ограничениями» мы готовы поспорить, чтобы Москва лучше слышала и слушала успешные, сильные регионы. Во-вторых, власть декларирует борьбу за прозрачность в работе с бизнесом, к примеру, в системе закупок. Конечно, коррупция никуда не исчезла, но «обирать» бизнес становится все сложнее. И, наконец, без современной, развитой инфраструктуры, на формирование которой Татарстан сегодня тратит львиную долю федеральных и республиканских средств, трудно себе представить развитие инновационного бизнеса.

Что же касается денег, то по оценкам экспертов, реальную финансовую поддержку в РТ в рамках различных программ ежегодно получают не более 0,5% предпринимателей. Так что для большинства бизнесменов единственным источником финансирования по-прежнему являются банки.

Банкам же, в условиях высокой ключевой ставки ЦБ РФ, приходится балансировать между «ценой вопроса» и сохранением добросовестных заемщиков. Мы вынуждены искать новые пути для привлечения бизнеса, в том числе через «антикризисные» продукты и индивидуальный подход к предпринимателям.

Мы все в одной лодке – власть, банки и бизнес. Без обсуждения проблем, без совместного поиска решений, без действий лодка пойдет ко дну. О проблемах, мешающих развитию бизнеса, о действиях и поведении банков, ощущениях и ожиданиях в отношении кредитования бизнеса я продолжу рассказывать в одной из следующих публикаций. В свою очередь, ваши соображения, как обычно, жду в комментариях к моим публикациям.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции