КАК РАЗРАБОТЧИК ФИЛЬТРОВ "БАРЬЕР" ДОГОВОРИЛСЯ С ПРЕЗИДЕНТОМ РТ О ЗАПУСКЕ ЗАВОДА АВТОКОМПОНЕНТОВ

Владельцу бизнеса по выпуску фильтров "Барьер" Виктору Сапрыкину удается вести одновременно несколько инновационных проектов. По его мнению, это помогает ему подстраховаться от падения продаж на каком-то из рынков. Но один из его первых проектов был связан с другим ресурсом – административным. Московскому предпринимателю во время встречи с главой Татарстана на пляже в Дубае удалось убедить последнего в необходимости своего детища. В итоге, в Чистополе появилось успешное СП по производству автокомпонентов, выпускающее 85% всех автомобильных приборных панелей России.

ПЛЯЖНЫЙ ПРОЕКТ

В детстве Виктор Сапрыкин жил вместе с родителями в ГДР, возможно, поэтому совместные проекты лучше всего получаются у него именно с немцами. В 1995 году, став партнером немецкой компании Mannesmann VDO - крупнейшего в мире производителя тахографов - Сапрыкин лоббировал постановление о том, чтобы эти приборы в обязательном порядке устанавливали на международном автотранспорте. Но проект застрял на столе у премьер-министра Виктора Черномырдина. Предприниматель стал искать поддержки какого-нибудь влиятельного политика, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки. В итоге ему организовали в Дубае встречу с отдыхавшим там президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым. "Обгорели мы тогда на пляже страшно, но документ в итоге был подписан", – вспоминает Сапрыкин. Вскоре он запустил в Татарстане СП с Mannesmann VDO. Оно работает по сей день, поставляет АвтоВАЗу более 350 000 приборных панелей в год и контролирует 85% этого рынка, обеспечивая около 20 млн. евро выручки.

Директор совместного предприятия (теперь работает под новой вывеской ООО "Континентал Аутомотив РУС) Владимир Киржнер, добавляет, что в конце 80-х годов Чистопольский часовой завод "Восток" сотрудничал с ВАЗом в части разработки и поставки автомобильных часов, но развитие автопрома требовало современных технологий, которых в России на тот момент не было. Тогда выход нашли в налаживании партнерских отношений с фирмой VDO Adolf Schindling AG, специализирующейся на поставках автомобильной электроники. Общими усилиями ЧЧЗ "Восток" и фирмой Сапрыкина "Меттэм-М", а также немцев в августе 1996 года было создано ООО "ФДО "Автомобильные компоненты", выпускающее электронику для отечественных легковых и грузовых автомобилей по немецким технологиям.

Сейчас, как рассказывает Киржнер, завод выпускаем комбинации для автомобилей ВАЗ-2110 и -2115, ВАЗ-1118 "Калина", ВАЗ-2170 "Приора", а также тахографы 1318 для автобусов и грузовиков. На предприятии надеются в 2010 году к запустить в производство комбинации приборов для автомобилей, выпускаемых заводом "Фольксваген" в Калуге.

СТАРТАП С "БАРЬЕРА"

Самый первый и самый известный бизнес-проект Сапрыкина, фильтры "Барьер" для очистки воды, до сих пор обеспечивают 60% выручки группы, составившей в 2009 году около 3 млрд. рублей. Помимо фильтров Меттэм выпускает дверные замки, системы охранно-пожарной сигнализации и видеонаблюдения – всего, по словам бизнесмена, до промышленного производства доведены полтора десятка разработок, из них девять приносят прибыль. Еще два десятка стартапов в проекте – стоит ли вкладывать в них деньги, он пока не решил.

Начальный капитал Сапрыкин - выпускник МГТУ им. Баумана - заработал в конце 1980-х, продавая МВД ленту с шипами для принудительной остановки автомобилей. А фильтры для воды решил производить, побывав по партийной линии в Лаосе, где система водопроводов оставляла желать лучшего. Вернувшись в Москву из поездки, Сапрыкин предложил сотрудничество профессору Владимиру Маслюкову, который по сей день возглавляет производство фильтров и является акционером головной компании "Меттэм". (Сапрыкин делится акциями со всеми руководителями бизнес-проектов – такую схему он называет не "опционом", а "ловушкой".)

Фильтры для воды в виде пластикового кувшина были для российского рынка новым товаром – поэтому Сапрыкину пришлось разъезжать по крупным городам и лично пропагандировать свое устройство. Тем же занимались и иностранные компании — например, производитель фильтров Brita, конструкцию которого Меттэм и взял за основу. Сейчас, по словам Сапрыкина, его компания лидирует на рынке бытовых фильтров с долей 40%. Впрочем, точной статистики нет – еще одна российская компания, "Аквафор", с выручкой около 1,25 млрд. рублей, считает, что 40% занимает она и что у Барьера лишь треть рынка. Как бы то ни было, у обеих компаний есть перспектива: фильтры имеются всего в 25% домашних хозяйств, а водопроводная вода в России сильно уступает по качеству европейской. Кроме того, основателя Меттэма заинтересовал и продвигаемый партией "Единая Россия" проект "Чистая вода" – он уже задумал два новых стартапа: производство специальных труб и систем защиты труб от накипи и коррозии. Оба предприятия совместные с немецкими компаниями.

"ВИНЕГРЕТ" СОБСТВЕННИКОВ

Все новые проекты Сапрыкин запускает по одной и той же схеме: сначала два-три месяца он сам вынашивает идею, читает специальную литературу. Потом на одной из еженедельных планерок обсуждает ее с ближайшими сподвижниками – соучредителями головной компании "Меттэм". Те из них, кому идея кажется перспективной, скидываются из личных средств на первоначальную разработку (сумма взноса – до 1 млн. рублей). Тут же назначают и ответственного – обычно это директор или замдиректора одного из предприятий группы, каждый из топ-менеджеров у Сапрыкина ведет по три-четыре проекта. Для сотрудников это шанс продвинуться по службе и возглавить отдельную компанию, не подсиживая своего босса. "Главное, чтобы человек нашел применение своим способностям у нас, тогда он никуда не уйдет", – поясняет Сапрыкин.

Далее менеджер, ответственный за проект, пишет подробный бизнес-план – с суммами, сроками, штатным расписанием. Как правило, инвестором нового предприятия становится одна или сразу несколько фирм, уже входящих в Меттэм, они же получают долю в новом стартапе и часть прибыли. Потом формируется команда – тоже преимущественно из сотрудников других направлений Меттэма.

Структуру группы, где каждый топ-менеджер – совладелец и руководитель нескольких дочерних компаний и все компании являются совладельцами друг друга, Сапрыкин называет "винегретом". Не очень четкая структура, зато получается, что каждый сотрудник кровно заинтересован в успехе всей группы в целом.

На раскрутку бизнеса Сапрыкин отводит три-пять лет. Если за это время проект не выходит на самоокупаемость, его закрывают. Так было, например, с производством радиостанций для строителей: Меттэм не смог получить частоты.

Зачем Сапрыкину столько новых проектов? Он говорит, что это страховка от падения продаж на каком-то из рынков, "Мы занимаемся инновациями 20 лет, – объясняет предприниматель. – И всегда убегаем на новое поле".

К тому же ему просто нравится придумывать и пробовать что-то новое. Впрочем, некоторые его идеи кажутся прожектерством. Как вам, к примеру, такая: поставлять в Израиль пресную воду, причем везти ее в специальных герметичных контейнерах, в которых обратно можно будет доставлять овощи и фрукты?

По материалам forbes