СОПРОТИВЛЕНИЕ ИЗ РОССИИ
Франция, как и многие страны Европы, отмечает победу над нацизмом 8 мая. Точкой отсчета считается подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии, состоявшееся 7 мая 1945 года в Реймсе и обнародованное на следующий день. Правда, россиян, привыкших к пышному празднованию как на государственном, так и на семейном уровне, может удивить, как встречают этот праздник французы.
Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии в Реймсе 7 мая 1945 года |
Утром президент республики возлагает венок к памятнику Шарлю де Голлю. Потом у могилы Неизвестного солдата, около Триумфальной арки, проходит торжественная церемония, в которой принимают участие ветераны французских вооруженных сил и Сопротивления. Увы, как и в России, тех, кто боролся с нацизмом, с каждым годом становится все меньше. Президент зажигает Вечный огонь, традиционно звучат «Марсельеза» и «Песня партизан», ставшая гимном французского Сопротивления. Интересно, что авторы музыки и текста песни — российского происхождения. Это всегда подчеркивают журналисты, комментирующие церемонию по телевидению. Автором музыки и русского варианта слов является Анна Смирнова-Марли, а французский текст написали будущий создатель «Проклятых королей» Морис Дрюон и его дядя Жозеф Кессель, тоже писатель. В конце церемонии глава государства пожимает руки собравшимся ветеранам. Парада в этот день не бывает — это атрибут 14 июля.
Триумфальная арка |
Аналогичные мероприятия проходят 8 мая по всей стране. В каждой, даже самой маленькой деревне есть памятная стела с надписью «Они умерли за Францию», к которой и возлагаются цветы. Первоначально там были выбиты имена и фамилии местных жителей, убитых в Первой мировой войне, но потом к ним добавили тех, кто погиб во время «странной войны» и оккупации. Вспоминают в этот день солдат и офицеров армий союзников. В Нормандии, где летом и осенью 1944 года шли особенно ожесточенные бои, на многих кладбищах можно увидеть американские, канадские, британские, австралийские флаги. Они подняты над могилами солдат и офицеров из этих стран, павших за свободу Франции. Во многих местах еще помнят истории, связанные с появлением этих захоронений. Например, о местной жительнице, увидевшей из окна летчика, покинувшего сбитый самолет с парашютом. Но когда женщина добежала до него, тяжело раненый летчик уже умер.
ФРАНЦУЗСКАЯ «ХАТЫНЬ»
Поводом для семейного или дружеского застолья 8 мая во Франции не стало. Если люди и собираются за столом с родственниками и друзьями, то только потому, что это выходной день. Одна из причин, видимо, в том, что здесь это больше день памяти многомиллионных жертв нацизма, а не праздник в общепринятом смысле слова. Например, в этом году в Руане и еще нескольких городах 8 мая состоялся концерт, где звучала музыка, написанная узниками концлагерей.
Есть и другая причина довольно скромного празднования победы. Дело в том, что для французов это событие как бы распадается на несколько. Реальное освобождение Франции происходило летом и осенью 1944 года, когда союзники высадились в Нормандии. День высадки или D-Day здесь отмечается обязательно. В прошлом году было его 70-летие. Кроме того, каждый город и деревня отмечают день своего собственного освобождения. Для Парижа это, например, 25 августа.
По этому же принципу организованы музеи, посвященные войне. Их задача — показать, какой страшной была эпоха, которую пережил тогда и весь мир, и Франция. Хотя немецкая оккупация была здесь менее жесткой, чем во многих других странах, Франция пережила немало трагических моментов. Это, например, массовая облава на евреев, которой нацисты дали издевательское название «Весенний ветер». В ночь на 16 июля 1942 года только в одном Париже были арестованы 13 152 человека (4 115 детей, 5 119 женщин и 3 118 мужчин). Все они были сначала отправлены в пересылочные лагеря — Дранси в пригороде французской столицы и Питивье и Бон-ла-Роланд на Луаре, а оттуда в Аушвиц. Выжили и смогли вернуться назад не более 100 человек. Всего же жертвами холокоста во Франции, по разным подсчетам, стали от 75 до 120 тыс. французских граждан и беженцев из других стран.
Другая мрачная история относится к лету 1944 года. Это уничтожение нацистами деревни Орадур-сюр-Глан в Лимузене, жителей которой они подозревали в помощи Сопротивлению. Утром 10 июня там были расстреляны 327 взрослых и 205 детей. Мужчин убили сразу же. Женщин и детей отвели в церковь, подожгли ее и начали палить по людям, пытавшимся вырваться из огня. Спастись тогда удалось не более чем трем десяткам крестьян. Современный Орадур-сюр-Глан находится в стороне от этого места, а обугленные руины по распоряжению Шарля де Голля превращены в мемориальный комплекс.
В ЛЕСАХ НОРМАНДИИ ДО СИХ ПОР НАХОДЯТ ОБЛОМКИ САМОЛЕТОВ
Если в первые десятилетия после окончания войны во Франции старались не слишком много говорить о политике коллаборационизма и правительстве Виши, то сейчас эта печальная страница истории осмысливается и обсуждается. Начало этому положил Жак Ширак, признавший ответственность Франции за депортацию евреев. В мемориальном музее в Кане (Нормандия) одна из экспозиций, подготовленных к юбилею победы, посвящена культу личности маршала Филиппа Петена, который активно раздували в период оккупации. На выставке представлены не только многочисленные портреты и бюсты маршала, агитационные плакаты с его цитатами, но и даже хрустальные бокалы с изображением «спасителя Франции».
Кстати, в Кане находится большая экспозиция, посвященная эскадрилье Нормандия-Неман. Раньше она располагалась в городке Лез-Андели, но была передана в более крупный музей. Авиационная тема, связанная с войной, вообще пользуется во Франции большой популярностью. В лесах Нормандии, над которыми шли воздушные бои, поисковики до сих пор находят останки самолетов. Этим занимается ассоциация авиационных энтузиастов 39/45, собирающая все свидетельства о войне в воздухе. Иногда по номеру машины им удается определить, кто находился внутри, и найти родных погибшего летчика.
Что касается роли в войне Красной армии, то об этом большинство французов действительно знают мало. Мне приходилось слышать разные варианты ответов: от того, что СССР помогал союзникам несколькими дивизиями, до участия его в войне на стороне Германии. Правда, злого умысла здесь искать не стоит. Во-первых, Францию действительно освободили союзники, а Восточный фронт был далеко. Во-вторых, многих сбивает с толку пакт Молотова-Риббентропа и более чем двусмысленная позиция Советского Союза до 22 июня 1941 года.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.