ДЛЯ ТАТАР ИДЕЯ РАВНОПРАВИЯ ДОМИНИРОВАЛА, ОСОБЕННО В ВОПРОСЕ ЯЗЫКА

Мне трудно оценивать события тех лет объективно, поскольку был участником всех событий с первого дня и знаю, что можно было сделать реально, а что было выше наших сил. В начале пути стояла главная задача: не допустить серьезного конфликта между русскими и татарами. Что скрывать, постсоветское пространство бурлило и многие предрекали в Татарстане кровопролития, вмешательства центра. Вторая по значимости задача состояла в определении отношений с Москвой. Мы были готовы подписать Союзный Договор в качестве союзной республики, определившись с Россией на равноправных отношениях.

 

Для татар идея равноправия доминировала, особенно в вопросе языка, а договор с Россией рассматривался как признание татар нацией, достойной уважения. Уйти от статуса автономии, дать возможность для развития татарской культуры, просто свободно говорить на татарском, не стесняясь, без унижений — таковы были исходные мотивы.

В итоге межэтническое согласие было достигнуто, более того, оно стало брендом Татарстана. Стабильность и договорные отношения позволили выработать собственную экономическую политику, мы ушли от нефтяной зависимости, подчинив сырьевые запасы задачам выстраивания современной экономики.

Для оценки итогов пройденного Татарстаном пути достаточно взглянуть на иной путь в сложной конфликтогенной политической обстановке — к каким результатам он привел: Чечня прошла через тяжелую войну, Абхазия и Южная Осетия остались с неопределившимся международным статусом и тяжелой экономической ситуацией, в Приднестровье полная неразбериха. Сегодня Донбасс показывает «альтернативный» путь решения вопросов сохранения русского языка и культуры. Нужны ли тут комментарии?!

 

ТАКИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ОЗНАЧАЮТ НЕЩАДНУЮ ЭКСПЛУАТАЦИЮ РЕГИОНОВ

Тем не менее была стойкая надежда на быструю федерализацию и демократизацию страны. Ожидания оказались завышенными. Придется подождать еще, ведь альтернатива не стала панацеей. Вертикаль власти, заменившая федерализацию, оказалась вертикалью коррупции, ничего другого нельзя было ожидать. Игра в демократию и федерализм закончилась, а альтернативы тоже не выработали. Не к добру все это. История не терпит неопределенности. Патриотизм не может заменить экономическую стратегию. Нужна ясная позиция, а не игра в рейтинги и антисанкции. Конечно, сегодня нужно делать коррективы в отношении либеральной демократии, которой были охвачены политики тех лет, кстати, среди них были и те, кто сегодня рулит вертикалью. Понятно, что Россия не Европа и тамошние схемы не подходят, но и вне мировых процессов экономика развиваться не сможет, а коррупция задушит любую самую гениальную идею и самого крутого руководителя.

В Татарстане мы знали, что 25% налогов, с чем жили несколько лет после подписания Договора, — временный режим переходного периода, но никто не предполагал, что московская «дань» дойдет до 73% (некоторые называют цифру в 85%). Такие межбюджетные отношения означают нещадную эксплуатацию регионов, что может привести к разрушению основ региональной экономики.

За эти годы расширилось функционирование татарского языка, но он не стал в полном смысле государственным, его престиж не вырос настолько, как ожидалось. Никто не думал, что он будет конкурировать с русским. Но и никто не предполагал, что возникнет такое разочарование. Вина лежит на государственных органах, которые не очень старались пользоваться языком в деловых отношениях, на системе образования, которая показывала очень низкие результаты — дети получали хорошие оценки, а говорить на татарском не могли. Отвратительные учебники — это полностью заслуга наших лингвистов, как Казанского университета, так и Академии наук. Целая армия остепененных диалектологов, обремененных званиями и наградами, профессора и академики не могли предложить нормальных школьных учебников. Это катастрофа всей казанской лингвистической школы, ее нет, ее надо создавать заново. К этому надо добавить, что из-за проволочек с переходом на латиницу мы потеряли престиж языка, возможность более эффективно работать в интернете. Это тоже заслуга лингвистов, которые спорили до полного изнеможения и не могли во время принять решения. А когда, наконец, вариант алфавита был выработан, в Москве восторжествовали шовинистические настроения. Если бы вовремя не начали строить мечеть «Кул Шариф», ее бы не было. А сегодня мечеть стала не только украшением Казанского кремля, но и вместе с Благовещенским собором символизирует межрелигиозное взаимопонимание. Так и латиница стала бы украшением России, ее демократичности и терпимости.

Подписывая Договор 1994 года, мы верили, что он станет нормой политической культуры России, но договорные отношения стали исключением.

 

ЛОЗУНГ «ВРЕМЕНА СУВЕРЕНИТЕТА ПРОШЛИ» ПОРОЧЕН

С одной стороны, Татарстан выступал моделью, на которую смотрели другие республики, в то же время мы сильно оторвались от других. Объясняется просто: Татарстан не играл в суверенитет. Для Москвы это был нежелательный парад суверенитетов, который в случае с Чечней напугал всех и вся. Для республик появилась возможность развивать национальные культуры. Мало кто понял значение экономической составляющей. Но политика для того и нужна, чтобы развивать не только культуру, но прежде всего экономику. Большая политика — это большая экономика. Одно без другого не бывает, такова природа общества.

Татарстан остался в большой политике, остальные республики сдали свои позиции.

Тем не менее целый ряд политических и юридических новаций Татарстана стали общероссийскими. Достаточно назвать внешние экономические связи регионов, они регулируются федеральным законом, который опирался на опыт Татарстана, в частности, на две статьи Договора 1994 года.

Формула, выработанная в Декларации, сохраняет свою силу и поныне. Лозунг «Времена суверенитета прошли» порочен. Важны не решения Конституционного суда Российской Федерации, который забыл в наименовании государства вторую часть — что она «Федерация», забыл, что существует статья 5 основ Конституции, что есть исключительные полномочия республик и т.д. Для республики существенно, что в основе нашей стабильности лежит формула признания (1) двух государственных языков равными и (2) незыблемости договорных отношений с Москвой. Не имеет значения, в какой форме договор — писаной или неписаной — договорные отношения стали нормой общения центра и республики, и это важно для сохранения политической стабильности. Несмотря на вертикаль, у Татарстана есть свое лицо и свой голос, и есть свой президент — так решил народ. Итоги референдума 1992 года можно отменить только таким же референдумом, а не решениями Конституционного суда. Неважно, сколько людей помнит о ходе и итогах референдума, он ведь стал частью политической культуры Татарстана, он стал частью ментальности татарстанцев, а это уже более существенные итоги, нежели голые цифры.

Выросло новое поколение жителей Татарстана, родившихся ровно 25 лет назад — в год провозглашения Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан. Они другие, они лучше нас.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции