Минобороны дали разрешение 80 процентов от суммы годового контракта выплатить авансом. Опять же у нас все было отлажено, заключен юридически правильный контракт, мы всегда были дисциплинированными поставщиками, поэтому и в этом случае оказалось, что КАМАЗ смог все быстро сделать и получить эти средства. Дальше была очень тяжелая работа по всем направлениям реализации госпомощи, но с ней тоже справились. В какой-то степени она была хаотичной, некоторые направления перенеслись на четвертый квартал 2009 года, но все равно без этой поддержки сегодня отрасли уже не было бы.

 

– А поддержка в 2010 году в сумме 10 миллиардов рублей, объявленная вчера Владимиром Путиным, достаточна для выживания?

– Фактически остались те же каналы распределения господдержки. Но, во-первых, рынок сам по себе начал показывать первые признаки оживления. Поскольку мы до самого дна упали, то получаем в месяц 20-процентный рост свободных продаж. Конечно, этого недостаточно, нам нужно 100-процентый рост, но, тем не менее, рост уже есть. Во-вторых, бюджет ведь тоже не безграничные ресурсы имеет.

 

Много разных ведомств – и минобороны, и МВД, и МЧС – деньги на этот год получили, сейчас идет процесс формирования заявок, объявления тендеров. Мы не имеем права сорвать ни один тендер и не можем попасть в список недобросовестных поставщиков. У нас слишком большие объемы госконтрактов. Компании "Рога и копыта" смело идут на тендер, объявляют низкие цены, потом приходят к нам торговаться, просят отдать им автомобили еще дешевле.

 

Чтобы уйти от длительной процедуры тендеров, от какой-то сомнительной борьбы с маленькими компаниями, которые купив машину у нас, предлагают ее дешевле, чем мы сами, мы обратились к президенту страны с просьбой на период кризиса стать для госорганов единым поставщиком. КАМАЗ, как и ряд других крупных автопроизводителей, сегодня имеет статус единственного поставщика, например, для минобороны, это законодательно оформлено. Если бы и с другими госорганами мы работали по той же схеме, это в значительной степени ускорило бы оборот наших денег.

 

– Какие планы у КАМАЗа на 2010 год?

– Мы собираемся продать 28 тысяч автомобилей. Но нам этого мало.

 

– Сколько из них по госзакупкам?

– Думаю, в пределах 10 тысяч.

 

– А 18 хотите продать на рынке?

– На экспорт уйдет от 4 до 5 тысяч машин, то есть на внутреннем рынке планируем продать 13-14 тысяч автомобилей.

 

– Вы считаете, что это реально?

– Да, я считаю, что это реально. Без машин люди жить не могут. В любом случае, экономика функционирует, если даже ей плохо, обновление неизбежно. Потому что у нас слишком старый парк автомобилей.

 

"Я ПОЛОЖИЛ СВОЙ ШАР В КОРЗИНУ ДАЙМЛЕР"

 

– Вчера было объявлено о том, что Даймлер увеличил свой пакет акций КАМАЗа и премьер-министр РФ Владимир Путин не исключил того, что в ближайшее время государство в лице Ростехнологий тоже увеличит свой пакет…

– Это естественный процесс. Тройка Диалог является инвестиционным банком и не может покупать акции для того, чтобы владеть ими. Они могут покупать их только с целью получения прибыли от продажи акций. У нас есть стратегический партнер – Даймлер. И сегодня мы продолжаем работу, начатую еще в 2008 году, по увеличению доли Даймлера в КАМАЗе. В пик кризиса, в декабре 2008 года, Даймлер не отказался от своих намерений участвовать в нашем капитале и сейчас он идет по пути увеличения своей доли, приобретая очередные 5 процентов. Поверьте, у них тоже все очень непросто, также как и у нас. Но надо сказать, к чести этой компании, они выдерживают взятые на себя обязательства.


 

– А нет опасности полного поглощения КАМАЗа Даймлером? Или это не опасность, а мечта?

– Это и не мечта, и не опасность, просто естественный ход процесса. Даймлер сегодня владеет различными компаниями от Японии до США. Они совсем недавно запустили завод грузовых автомобилей в Мексике. Они присутствуют в Португалии, Германии, Индии, Турции, Аргентине, Бразилии – все не сосчитаешь.

 

– Но хотелось бы, чтобы КАМАЗ оставался отечественной компанией…

– Никогда не шел вопрос о смене брэнда. Вокруг звезды Даймлера куча других брэндов, которые сохранились, и я считаю, что это правильно. Это раз. Во-вторых, что такое поглощение? Я бы сказал, что тут больше подходит слово интеграция.

 

Поверьте, у нас идет совершенно равноправный диалог, хотя они очень большие, а мы средние. Важно и другое. Экономика нашей компании, как и любой другой автомобильной компании, основана на оборотах. Оборот нашей компании в 2 миллиарда евро не позволяет поддерживать все компетенции. Мы давно уже рассчитали – чтобы быть серьезным игроком на мировом рынке, минимальный объем оборота должен составлять 7 миллиардов евро.

 

Что делать? Мы ответили себе на этот вопрос еще в марте 2008 года. Тогда мы пришли к выводу, что надо перестать мечтать о том, что мы можем быть исключительно самостоятельной компанией, претендовать на роль глобального игрока, потому что мы не имеем того объема товарооборота, который позволит выделять достаточно средств для поддержания ключевых компетенций в автопроме.

 

После этого сформировали письма-предложения. Откликнулись масса компаний, все игроки выразили интерес к активам КАМАЗа. В итоге на финишной прямой остались Ивеко и Даймлер. Я провел среди членов правления голосование перед принятием решения, голоса разделились поровну. Тогда я положил свой шар в корзину Даймлера.

 

Равиль Сабиров