В связи с проблемами освоения элементов новой институализации, целями и задачами программ по импортозамещению в отечественной экономике, предпринимательская инициатива сталкивается со многими факторами «торможения», - как в продвижении инновационных проектов так и, непосредственно, в социальном развитии личности предпринимателя, как члена гражданского общества, отчего «страдает» экономика, общество, семья и государство в целом, - укладывающихся в понятие «институциональная ловушка». Аналитиками также отмечается падение социальной активности граждан, рождаемость, увеличение числа разводов, снижение занятости самодеятельного населения, отток активной и творческой части граждан за рубеж.

Институциональная ловушка неэффективность сложившихся институтов, устойчивых правил, т.е. повторяющееся следование поведенческим установкам, приводящим к неблагоприятным экономическим последствиям; другими словами, устойчивый неэффективный институт /Словарь терминов по институциональной экономике / Г.А. Литвинцева. М., 2001 г./.

Активность личности, встречая на своем пути множество препятствий, порой надуманных, испытывает массу факторов торможения со стороны системных институтов, недостаточного уровня общественного сознания, неприязни со стороны чиновников и руководства крупных частно-государственных структур (в частности, при  делении на «свой – не свой»), явно слабой поддержки со стороны государства и многочисленных фондов, непосильно высокой ставки кредитного и лизингового процента, и соответственно, падения курса национальной валюты.

Активность личности - особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность /ru.wikipedia.org/. Активность человека приобретает особое значение, именно в настоящее время, как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990).

По мнению К. А. Абульхановой-Славской (1991) активность оценивается, как часть деятельности, как её динамическая составляющая, реализуемая ситуативно то есть в нужный момент времени, в том числе, на высоком уровне личного и общественного сознания при ее проявлениях в социальной активности и творчестве, высших формах нервной деятельности человека, а также в управлении.

Ситуативность активности может рассматриваться как характеристика, свидетельствующая о переходе деятельности в иное качество — качество активности в том случае, когда усилия, направленные на достижение цели превосходят нормированный уровень деятельности и необходимы для её достижения. При этом уровень активности может рассматриваться с двух позиций — внешней по отношению к физическому лицу и внутренней. В первом случае активность может соответствовать нормативно определённой цели или превышать её. Для характеристики такой активности используют понятия «надситуативной» и «сверхнормативной активности» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990, В. Ф. Бехтерев, 1996, Р. С. Немов, 1985) под которыми понимается способность физического лица подниматься над уровнем требований ситуации или, соответственно, официально предъявляемых обществом нормативными требованиями. Во втором случае активность рассматривается с точки зрения физического лица и соотносится с внутренне определяемой целью, отвечающей не внешним, социально обусловленным, а его личным внутренним целям. Для личности активность всегда «нормативна», поскольку соответствует поставленной цели, в случае достижения которой деятельность теряет свою энергетическую основу — мотивацию и развиться до уровня надситуативности, очевидно, не может. Деятельность, которая не позволила достичь поставленной цели, традиционно считается недостаточно активной или «пассивной», то есть в принципе, не может называться активностью, что мы и отмечаем в деятельности многих социальных институтов и их представителей.

Уровень активности, её длительность, устойчивость и другие показатели зависят от согласованности и оптимальных сочетаний разных компонентов: эмоционального, мотивационного и др. В связи с чем, в зависимости от способа связи психических и личностных уровней активности она может приобретать оптимальный или неоптимальный характер. Например, поддерживать определённый уровень активности можно двумя способами: перенапряжением всех сил, что ведёт к утомлению, падению активности, и за счёт эмоционально-мотивационного подкрепления. (К. А. Абульханова-Славская, 1991). Именно эти два подхода, например, отличают традиционное обучение в высшей школе, построенное с опорой на лекционные занятия и инновационные формы обучения, опирающиеся на методы активного обучения.

Может статься, что следующее поколение привнесет в общество более высокий процент высоко активных индивидов, с высокими моральными качествами, способными повернуть экономику, науку, управление и производство вспять. 

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции