В АВТОГРАДЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА БУДУТ ОЩУЩАТЬСЯ КАК МИНИМУМ ЕЩЕ ТРИ ГОДА, ЗАЯВИЛ ДЕПУТАТАМ ГОРСОВЕТА СЕРГЕЙ КОГОГИН

В 2009 году Набережные Челны испытали самый настоящий экономический шок: объемы производства в городе упали в два раза, уровень средней заработной платы – на 17%, безработица выросла втрое. Итоги прошлого года вчера обсуждались на сессии челнинского горсовета. Выступающие не стеснялись просить о помощи присутствовавшего на сессии премьер-министра Татарстан Рустама Минниханова.

В ответ премьер заметил, что все могло быть еще хуже, и потребовал активнее работать над сокращением безработицы и внедрением электронных услуг.

"МЫ ДОЛЖНЫ БЫЛИ СОКРАТИТЬ БОЛЬШЕ ЛЮДЕЙ"

Сказать о том, что прошедший год для Челнов был тяжелым, значит, ничего не сказать. Автоград более чем другие города в Татарстане пострадал от мирового финансового кризиса. В один голос все выступающие на сессии говорили о том, что Челны пережили сильный стресс. И он намного серьезнее по сравнению с тем, что был в 1998-м.

- Год прошел при стабильно низких доходах, - этими словами открыл сессию руководитель исполкома Василь Шайхразиев. - Снижение реального уровня заработной платы на 17 % и объемов производства в два раза привели в 2009 году к серьезным последствиям для социально-ориентированного бюджета города. В наиболее сложной ситуации оказалась автомобильная отрасль. В прошедшем году по сравнению с 2008-м произведено в 2,2 раза меньше грузовых автомобилей и в 7,5 раз - легковых. Острейшей проблемой для города была и остается безработица. С начала кризиса в Набережных Челнах количество безработных граждан выросло почти в 3 раза - с 5 до 14 тысяч человек. На 1 января 2010 года уровень безработицы составил 4,59 %, что значительно выше среднереспубликанского показателя – 2,76%.

В 2009 году автомобильная промышленность должна была умереть – такое высказывание сделал на сессии генеральный директор ОАО "КАМАЗ" Сергей Когогин. А вместе с ней и моногород Набережные Челны.

- С точки зрения бизнеса мы должны были сократить больше людей, но постарались не допустить социальную напряженность в городе, - заявил Когогин. – Мы не забываем о том, что КАМАЗ остается главным предприятием города.

В целом, по прогнозам гендиректора КАМАЗа Челны еще три года будут ощущать последствия кризиса, поскольку показателей 2007-2008 гг. автогигант достигнет только к 2013 году.

"В НАШЕМ БЮДЖЕТЕ ТАКИХ ДЕНЕГ НЕТ"

Особое внимание на сессии горсовета уделили социальным вопросам. Наиболее остро в Челнах ощущают проблему нехватки мест в детских садах. Рождаемость в автограде продолжает расти - в 2009 году рост составил 8%, а количество путевок в дошкольно-образовательные учреждения не увеличивается. Сегодня почти 9 тысяч детей стоят в очереди на получение путевок в детские сады, город при этом может удовлетворить потребности только половины из них. Обеспеченность путевками в ДОУ ежегодно сокращается: в следующем году она снизится до 40%.

- Рустам Нургалиевич, мне в вас нравится одна черта: вы не только слушаете, но и слышите, - обратилась к премьер-министру Татарстана председатель правления Автоградбанка Венера Иванова. - Сейчас у нас есть возможность вернуть детям три здания детского сада (в 90-е большая часть детских садов в городе была продана предпринимателям – прим. ред.), но на эти цели необходимо 120 миллионов рублей. В нашем бюджете таких денег нет. Для сравнения: на строительство новых детских садов необходимо 500 миллионов рублей. Рустам Нургалиевич, без вашей помощи нам этой проблемы не решить. С учетом роста рождаемости в ближайшие годы ситуация еще более усугубится. Ко всему добавлю: срок ввода в эксплуатацию нового детского сада в 37-м микрорайоне перенесен – с четвертого квартала 2009 года на четвертый квартал 2010 года. Причина – недофинансирование объекта в размере 60 миллионов рублей. При наличии средств строители смогут сдать детский сад 1 сентября.

Иванова предлагает рассмотреть практику деревень и сел, когда в одном здании располагаются и детский сад, и школа. В условиях кризиса, по ее мнению, и такой вариант мог бы частично снять напряженность, особенно в новых микрорайонах, где вообще нет никаких образовательных учреждений. В Челнах Иванова предлагает организовать таким образом экспериментальную площадку, и если опыт будет удачным, его можно будет применить в других городах республики.

С предложением согласился генеральный директор ОАО "КАМАЗ" Сергей Когогин:

- Строить – долго и дорого. Нужны нестандартные решения. Сам по себе этот вопрос не решится.

Еще 57,5 млн. рублей депутат горсовета Александр Васильев попросил у Рустама Минниханова на открытие межрайонного клинико-амбулаторного центра. Учреждение предлагают организовать на базе детской городской больницы №2.

"МЫ НЕДОСТАТОЧНО РАБОТАЕМ"

- Нас часто сравнивают с городом Тольятти. Но оцените показатели: в Челнах уровень средней заработной платы упал на 17%, а в Тольятти – на 14%, у нас безработица составила 5%, а у них – 4%. Это значит, что мы не должны опускать руки, нужно работать, засучив рукава, - самокритично выступил на сессии мэр города Ильдар Халиков. – Мы недостаточно работаем по вопросам использования сегодняшних ресурсов – и федеральных, и республиканских, и местных. Показательный пример в 2009 году: из 404 миллионов рублей, которые были направлены в республику на малый бизнес, Челны сумели получить только 28.

Сейчас, по словам мэра автограда, у города в копилке несколько инвестиционных проектов, которые дадут дополнительные рабочие места. Но это произойдет не раньше чем в 2011 году. А пока же депутаты предлагают свои рецепты по сокращению безработицы.

- Для того, чтобы побороть безработицу, необходимо дополнительно создать пять процентов рабочих мест на каждом предприятии, - предлагает Иванова. - То есть, если на вашем предприятии работает 100 человек, необходимо принять пять человек. Нужно активизироваться предпринимателям, объединяться в ассоциации, и думать, как решать эти вопросы - одна голова хорошо, а две лучше: веник не сломать, а веточку – без проблем. Кризис кризисом, а жизнь продолжается.

"МОГЛО БЫТЬ ХУЖЕ"

Премьер-министр Рустам Минниханов, который приехал на сессию, чтобы дать оценку работе руководства города, отметил: в Челнах все могло быть хуже.

- Челны – это город, которому мы сегодня уделяем особое внимание. Из всех наших муниципальных образований он больше чем другие пострадал от кризиса. Ситуация здесь особо тяжелая. Но, тем не менее, я считаю, что Челны 2009 год прошли с минимальными потерями. Могло быть хуже.

Глава правительства обещал помочь в решении проблемы по обеспеченности детей путевками в детские сады. Идея челнинцев по восстановлению детских садов была одобрена. В Татарстане, по словам  Минниханова, будет разработана специальная программа по решению этой проблемы, и, возможно, за основу возьмут идеи челнинцев.

Из задач, которые поставил Минниханов перед руководством автограда – сокращение уровня безработицы (как минимум не допустить еще большего увеличения), активнее работать с населением по вопросам начисления ЖКУ (не за горами выборы!) и стать в Татарстане лидером в предоставлении электронных услуг.

Светлана Гурьянова,
фото prav.tatar.ru