БУДЕТ ЛИ РАЗРЕШЕНА ЭМИССИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ НА РАВНЫХ УСЛОВИЯХ С БАНКАМИ?
Вскоре в Госдуму России должен быть передан законопроект, который регулирует электронную коммерцию. Особого энтузиазма этот проект у игроков рынка не вызывает. Но некоторые российские конгрессмены предупреждают, что нерегламентированный рынок обязательно будет привлекать мошенников и криминальные структуры. Чего же боятся операторы электронных платежных систем? Какие меры защиты электронного рынка предлагают авторы нового законопроекта? Обо всем этом – в интервью гендиректора платежной системы "Яндекс.Деньги" Евгении Завалишиной.
— Что не устраивает участников рынка в существующем законопроекте?
— Новый закон о национальной платежной системе носит скорее рамочный характер и призван определить, как вообще должна работать инфраструктура электронных платежей в Российской Федерации. В конце февраля в очередной редакции законопроекта появилась пятая статья – про электронные деньги. Эта статья предъявляет к поставщикам услуг электронных платежей требования, которые делают бессмысленным бизнес в сфере электронных денег. Например, чтобы создать электронный кошелек, клиент согласно статье пять в проекте закона должен быть идентифицирован по банковским правилам — прийти в офис, предъявить паспорт, написать заявление и т.д. Это убивает на корню саму идею электронных денег.
Мы не хотим, чтобы в ФЗ ненароком появилась статья, из-за которой весь бизнес в сфере электронной коммерции случайно умрет. После появления в законопроекте этой статьи последовал ряд встреч с регуляторами; мы рассказали, в чем проблема с конкретной редакцией законопроекта. Как я понимаю, сейчас идет работа над ним и проект закона редактируется. Мы уже высказали свои соображения по поводу закона и готовы сотрудничать в дальнейшем.
— Что в законе наиболее важно для вас?
— Нам важно разрешить эмиссию электронных денег на равных условиях банками и коммерческими организациями, чтобы проводить платежи через электронный кошелек можно было по крайней мере без привязки к существующим банковским лицензиям. Мы полагаем, что следует отменить или смягчить тезис о том, что если электронный кошелек пополняемый, то идентификация требуется сразу же при открытии счета; при этом мы не против идентификации пользователей как таковой и считаем, что существующее ограничение на разовый платеж в 15 тысяч рублей вполне можно распространить на оборот кошелька. Кроме того, было бы желательно расширить круг операций с электронными деньгами для юридических лиц, в частности смягчить ограничение на расчеты юридических лиц с физическими. В существующей версии закона такие расчеты возможны только при возврате денег с неосуществленных электронных покупок.
В основном все эти соображения сводятся к одному простому тезису: регулирование должно быть пропорционально рискам. Платежная организация не может выдавать кредитов, что сразу убирает большинство рисков банковской деятельности. Мы много слышим о банкротствах банков, но ни разу не слышали о банкротстве платежных организаций. В США и Европе уже давно существует регулирование платежной деятельности в заметно более легкой форме, чем кредитной.
— Насколько, на ваш взгляд, рынок электронных денег сейчас нуждается в регулировании?
— В самом начале, когда рынок еще не сформировался и не было понятно, что на нем происходит, в принципе не был нужен и регулирующий закон. А когда обозначились основные игроки, появились различные сервисы и сложилась бизнес-практика, назрела потребность в регулирующем документе. Именно поэтому мы участвуем в рабочей группе по подготовке законопроекта об электронных деньгах. Это закон, который позволит вести деятельность электронной коммерции в рамках, общих для всех, и в то же время будет учитывать множество специфических аспектов. Когда есть четкие законодательно установленные правила игры, это создает равные условия для конкуренции, делает рынок более прозрачным и для игроков, и для государства.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.