— Когда государство выставит 13,1 процента акций на продажу, мы будем участвовать в этой приватизации. Вариант продажи компании или партнерства мы пока не рассматриваем — мы сами стратеги, а не портфельные инвесторы. Наша стратегия — строить и покупать компании в России и за рубежом. Мы рассмотрим стратегическое партнерство, если это даст нам возможность выйти на новые рынки. Новые возможности от партнерства — главное.

В 2009 ГОДУ ПРОСЕЛИ СОТНИ КОМПАНИЙ

— Как вели и ведут себя клиенты в кризис?

— Мы на себе почувствовали, как люди голосуют ногами и выбирают качественные компании — об этом говорит прирост портфеля. Реально по сборам в 2009 года существенно смогли вырасти несколько компаний. А сотни — просели. Это значит, что в нашем случае люди выбирают надежность. Впервые с момента введения ОСАГО наша доля на этом рынке растет. Хотя раньше каждый год она плавно размывалась: в 2009 году количество договоров ОСАГО в Росгосстрахе от общего объема рынка выросло до 35,7 процента. Для нас 2009-й — удачный год: люди по всей стране определились, с какими страховыми компаниями они остаются.

— Скольких сотрудников пришлось уволить крупнейшему национальному страховщику?

— Сокращения были, но это не только кризисная история, это связано с непрерывным улучшением с 2002 года кадрового состава. Мы всегда пытаемся сокращать центральный аппарат и развивать регионы с точки зрения продаж. Нам нужны продавцы и минимум клерков. Когда нужно было строить Росгосстрах, набор был масштабный. Но мы и выросли в 20 раз, а это — при всем уважении к брэнду — люди ведь делают! Компания полностью перестроена, почти 100 процентов директоров сменилось в регионах, застаиваться нельзя. В прошлом году мы набрали 6000-7000 человек, в основном продавцов и консультантов. В этом году план — нанять 12 000 - 15 000 продавцов.

— Эффективностью не боитесь пожертвовать?

— А это только через годы будет понятно. Тут такой вопрос: что первично — курица или яйцо? Я думаю, что петух, так как без него не будет ни того, ни другого. (Улыбается.) Процесс набора сотрудников у нас называется "железный поток", его цель — ежегодный набор страховых агентов и консультантов по всей стране. Именно поэтому очень многие губернаторы в 2009 году с нами разговаривали так, как никогда ранее. Приезжаешь в регион, а они же от тебя проблем ждут, встречают тебя в состоянии грогги. А мы говорим: "Хотим набрать у вас в области 2000 человек". Они не верят своим ушам: "Что вы хотите?! Что для этого нужно сделать?" Для них это был шок, конечно, чтобы в кризис кто-то массово людей на работу брал.

— А в страховой группе "Капитал" и "Русском мире" как с увольнениями?

— В Капитале ситуация схожа, а в Русском мире никого не увольняли, у всех сотрудников была возможность перейти в Росгосстрах.

ИМУЩЕСТВО КАЖДОГО ТРЕТЬЕГО РОССИЯНИНА

— Каковы планы вашей компании по доле рынка в целом?

— Наша цель — имущество каждого третьего россиянина должно быть застраховано у нас, как в случае с ОСАГО. То есть все, что меньше 30-35 процентов, означает нашу недоработку, что мы не дошли до клиента, который готов приобрести у нас полис.

— В предыдущем интервью весной 2008 года вы говорили, что реально купить AIG. И где сейчас AIG?

— Да уж, попал с прогнозом! Хотя тогда, задолго до кризиса, на меня некоторые смотрели как на сумасшедшего. Очень жаль, что нас не позвали участвовать в этом процессе. Хотя надо было спросить: "Ребята, что нужно сделать, чтобы купить AIG?" Но это госстратегия. Мы самостоятельно вели переговоры по поводу покупки подразделений AIG в Центральной и Восточной Европе, но они решили продавать все скопом. И там политика, конечно, россиянам купить не дадут, хоть убейся!

— Получается, нужна поддержка на государственном уровне?

— А она есть. В конце 2009 году нашу молдавскую компанию Moldasig пытались у нас отнять. Это была рейдерская атака с использованием поддельных документов в лучших традициях 1990-х годов. И молдавский суд принял решение отобрать у нас страховую компанию. Я обалдел, если честно, рассказал об этом председателю совета директоров Росгосстраха [зам. министра финансов Алексею Саватюгину]. И я счастлив, что позиция руководства страны по этому вопросу была очень четкой и волевой. На ближайшей встрече премьер-министра Владимира Путина и министра финансов Алексея Кудрина с премьером Республики Молдова Владом Филатом была озвучена позиция, что российское правительство будет защищать российский бизнес, особенно если творится беспредел. Именно так власть должна относиться к бизнесу — защищать его.

— Показательная история.

— Конечно! Вот так и надо развивать финансовый центр в России. Украинцы и молдаване страхуются в своих странах, и в целом сильнее становится наша группа. Allianz, Axa, Generali, Zurich — для них что, Москва — финансовый центр? Для них финансовыми центрами всегда будут Берлин, Париж, Милан, Цюрих. Надо поддерживать свои финансовые институты. И тогда финансовый центр точно будет в России.

КАК СТРОИТСЯ РАБОТА "В ПОЛЯХ"

— Топ-менеджеры компании "Росгосстрах" не так давно почувствовали себя продавцами страховок, побывав в роли агентов. Какие впечатления?

 Конечно, это было полезное упражнение! Я, как и другие топ-менеджеры, тоже лично продавал полисы нашей компании. Это важно, ведь представителям любого подразделения необходимо иметь четкое представление о том, как строится работа "в полях", что нужно продавцам, чтобы добиваться поставленных целей. Такая акция полезна для системы, поэтому мы будем проводить ее ежегодно.

— Вопрос с повышением тарифов ОСАГО, по мнению страховщиков, перезрел. Но руководитель Росстрахнадзора Александр Коваль, комментируя коэффициент выплат по ОСАГО в третьем квартале (54%), призвал страховщиков платить, чтобы эта цифра была выше. Иначе чиновники и депутаты не поймут, зачем увеличивать тариф. Вы согласны с этим утверждением?

— Нас всех волнует коэффициент убыточности по ОСАГО. Если посмотреть данные 2008 года и нескольких предыдущих лет, выплаты росли опережающими темпами по сравнению с премиями. В результате в 2009 году с рынка ОСАГО ушло 17 компаний. Реальная ситуация в ОСАГО показывает, что базовый тариф не менялся почти семь лет. Но ведь очевидно, что ни один рублевый тариф в стране семь лет без изменений на рынке не продержится. На это влияют рост стоимости нормочасов, запчастей, курс рубля, инфляция. Нерешение этого вопроса влечет за собой уклонение от выплат любым способом, чтобы не разориться (количество жалоб в ФССН на страховщиков за год выросло более чем втрое). Что, соответственно, подрывает доверие клиентов к страхованию в целом. Поэтому считаю, что вопрос перезрел.

— ВТБ стал вашим партнером в страховой группе "Капитал". Как планируете развивать партнерство?

— У ВТБ сейчас 49 процентов Капитала, остальное — у нас. Мы страховщик № 1 в стране, это наш профильный бизнес, и управляем им мы. При этом группа "Росгосстрах", куда входит и Капитал, заинтересована в развитии стратегического партнерства с ВТБ. Что будет дальше? Мы решим это в течение ближайших лет, вариантов может быть несколько.

— Может ли бизнес Капитала перетечь в Росгосстрах?

— В длительной перспективе возможно, если это будет экономически целесообразно. Но пока это самостоятельная страховая компания с четко определенным профилем корпоративного клиента. При этом у нас есть возможность укрепить оперативную деятельность подразделений поддержки обеих компаний путем интеграции.

Мы также будем более плотно взаимодействовать на уровне топ-менеджмента обеих групп, чтобы опыт управленцев Росгосстраха использовался для развития бизнеса Капитала, и наоборот.

— Какие планы по развитию Русь-банка?

— Банк себя чувствует хорошо, развивается. Я уже представил руководителям филиалов нового главного управляющего директора Русь-банка Сергея Хачатурова, до недавнего времени управляющего директора "РГС-жизни". Будем еще сильнее контролировать свои активы. (Улыбается.) Перед ним стоит задача повышения прибыльности банковского бизнеса, качества обслуживания и дальнейшего развития сети. Планы продажи Русь-банка в ближайшие 2-3 года не рассматриваем. У него хорошее будущее, это универсальный банк для среднего класса. Определенные проблемы были, как и у всех в кризисный год. Но сейчас все в норме.

БЫЛО БЕЗУМНО ЖАЛКО ПРОДАВАТЬ ЛЕГИОН II

— Как дела с проектами в области недвижимости? Бизнес-центр "Легион", "Китеж" — какова ситуация с арендаторами?

— Региональные проекты пока полностью заморозили, бумажные отложили до лучших времен. У нас был минимум незавершенных объектов. Комплекс "Легион II" на Большой Татарской, который мы продали Siemens, немцы считают лучшим зданием в Москве, и я с ними согласен. Мне было безумно жалко его продавать из-за необходимости увеличения уставного капитала ОАО "Росгосстрах". Легион на Большой Ордынке заполнен на 95 процентов. Что касается Китежа, заполнена первая очередь, вторая заполняется. Планируем завершить процесс в этом году.

— Есть ли у вас еще какие-то проекты в коммерческой или жилой недвижимости?

— Легион достраивает жилой комплекс "Четыре солнца" в Замоскворечье. Проект сдается летом этого года. Есть еще 5-6 проектов, но недостроя у нас нет. Текущее строительство кредитуют немецкие банки, с ними мы по некоторым объектам договариваемся о реструктуризации. Плюс кредиты берем только под короткие проекты.

— Кто ваши партнеры по бизнесу в недвижимости?

— По разным проектам разные партнеры, но я их не называю.

— Останется ли Росгосстрах титульным спонсором чемпионата России по футболу? Или найдете этим деньгам другое применение?

— Проект начинался больше как социальный, и первые три года было не очень понятно, зачем столько денег мы тратим на футбол. А потом втянулись и сейчас взаимодействуем эффективно. Нам интересно быть в футболе, потому что, как и компания, он развивается быстро и динамично. И мы хотим быть частью этого процесса. Конкретные детали обсуждаются, и мы с премьер-лигой движемся в одном направлении.

— А страховым спонсором Олимпиады в Сочи не хотите стать?

— Хотим, но очень дорого. Ну мы же не энергетический гигант, чтобы вдруг откуда-то достать 100 миллионов долларов! Таких денег у страховщиков сегодня просто нет! Если переформатировать спонсорский пакет и какую-то часть покрыть страховкой, а что-то — деньгами, то можно подумать. А строительство олимпийских объектов мы и так страхуем.

— Как делится ваше рабочее время между Москвой и заграницей?

— Примерно 60 на 40 процентов — между Москвой и Россией и зарубежьем. Но чем активнее мы будем развиваться, тем больше надо будет летать, на стартапах всегда нужна поддержка и перелеты.

— То есть про хобби можно не спрашивать?

— Ну какое там хобби! В свободное время пытаюсь отдыхать.

 "Ведомости"
(в сокращении)